В распоряжении "Ъ" оказался проект постановления правительства о субсидировании региональных перевозок в 2014 году. Его в ближайшее время рассмотрит правительственная комиссия по транспорту под руководством вице-премьера Аркадия Дворковича. Основное отличие программы от предыдущих в том, что субсидии будут действовать круглогодично и во всех регионах страны. Особое внимание будет уделено парку авиакомпаний. Перевозчики, желающие принять участие в программе, должны представить в Росавиацию план развития и обновления авиапарка на пять лет. Ведомство заключит с перевозчиками договоры сроком до трех лет. Если на один маршрут будут претендовать несколько перевозчиков, ведомство отдаст предпочтение компании, уже работавшей на этом направлении.
Весомым преимуществом при выборе авиакомпаний станет наличие в парке российских самолетов не старше десяти лет. При равных предложенных условиях со стороны авиакомпаний (расстояние и емкость самолета) договор заключат с перевозчиком, который выполнит больше рейсов.
Государство финансирует три программы субсидирования перевозок. Вывоз пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть России (42 направления, участвуют десять авиакомпаний, бюджет — 3,5 млрд руб., действует до 31 октября), перевозки в Приволжском федеральном округе (действует до 31 декабря, охватывает 114 маршрутов, четыре авиакомпании, размер субсидий — 450 млн руб.) и новые маршруты в шести федеральных округах (участвуют 16 компаний, 60 маршрутов, действует до 30 ноября).
В проекте постановления говорится, что в основе программы должно быть софинансирование — 50% из федерального бюджета, а 50% — средства регионов. В Минтрансе "Ъ" сообщили, что на господдержку региональных перевозок в 2014 году предусмотрено 4,2 млрд руб. Субсидии будут выплачиваться ежемесячно, исходя из количества выполненных рейсов. Размер выплаты за один рейс составит от 21,5 тыс. до 404 тыс. руб. в зависимости от расстояния и вместимости самолета. Субсидии не будут распространяться на пункты в московском авиаузле, а также на маршруты, включенные в программу вывоза пассажиров с Дальнего Востока и Калининграда в европейскую часть страны. Не позднее 10 ноября Росавиация должна опубликовать на сайте список аэропортов, откуда будут выполняться перевозки по программе. Приоритет будет отдаваться новым маршрутам.
Источник на рынке региональных авиаперевозок пояснил "Ъ", что решение о продлении программы было необходимо. "Раскатать маршрут за полгода или год без финансовой поддержки не получится даже у крупной авиакомпании. В среднем на развитие рейса до состояния безубыточности требуется около двух лет",— рассказал источник. Другой собеседник "Ъ" в одной из региональных компаний отметил, что наибольшую эффективность продемонстрировали маршруты на расстояние от 500 км до 1 тыс. км. "Российский авиапарк состоит в основном из самолетов емкостью от 50 кресел и выше, которые можно поставить на расстояния, где проигрывает железнодорожный и автотранспорт. На эти рейсы всегда есть спрос. Недостаток пассажиров и, как следствие, отсутствие субсидий возникают на малых маршрутах, на расстояние до 300 км",— рассказал собеседник "Ъ".
Борис Рыбак из Infomost считает, что на фоне общего экономического спада повышение подвижности населения станет одним из условий оживления ситуации на рынке. Но помимо субсидий у правительства есть и другие способы стимулирования перевозок, например, отмена НДС и пошлин на иностранные самолеты или снижение фискальной нагрузки на авиакомпании.