Крылья и ракеты
Спор об авианосцах, на самом деле, имеет под собой более фундаментальную подоплеку – в конечном счете спор идет о том, нужен ли России флот, способный эффективно действовать за пределами собственных территориальных вод и исключительной экономической зоны. При этом необходимость авианосцев для океанского флота уже не оспаривается – к истинности данного тезиса пришло еще руководство ВМФ СССР по итогам многолетних метаний в военно-морском строительстве 1950-80-х годов, обернувшихся, среди прочего, постройкой четырех «гибридных» кораблей – авианесущих крейсеров проекта 1143, совмещавших ракетное вооружение крейсера и авиакрыло из вертолетов и самолетов вертикального взлета и посадки Як-38.
Судьба этого проекта лишь подтвердила ошибочность первоначальной концепции: последний корабль проекта 1143, «Адмирал Горшков» (бывший «Баку»), построенный Черноморским судостроительным заводом в 1978-87 годах, был продан Индии и перестроен по схеме STOBAR – взлет с трамплина, посадка на аэрофинишер под применение истребителей МиГ-29К. Ударное ракетное вооружение с корабля при этом убрали, оставив лишь системы ПВО.
Ударное ракетное вооружение сохранялось и в проектах следующих советских авианосцев, включая находящийся сегодня в строю ВМФ России «Адмирал Кузнецов» - единственный построенный корабль своего класса. Но этот корабль, как и его несостоявшиеся «одноклассники», с самого начала строился под боевые самолеты с обычным взлетом и посадкой, имеющие более высокие характеристики, чем их коллеги вертикального взлета.
Сегодня же ни один из вариантов проекта российского авианосца не предусматривает размещения ударного ракетного вооружения, сосредотачиваясь на обеспечении максимально эффективного использования самолетов и вертолетов.
Да или нет, и почем?
Экономический кризис не лучшее время для закладки крупных кораблей для флота, однако не все измеряется категориями есть деньги – нет денег. Эффективность действий ВМФ при наличии авианосца в составе соединения и без него различается очень сильно. И, таким образом, постройка кораблей подобного класса повышает эффективность расходов на флот в целом.
Это можно сказать вообще об «экспедиционных силах» ВМФ – его длинной руке, позволяющей проецировать мощь на большие расстояния: морской авиации (прежде всего палубной) и десантных силах. Роль последних в составе флота мало кем оспаривается после эффектной демонстрации возможностей в Сирии – «новороссийский экспресс», как многие наблюдатели назвали российские большие десантные корабли, доставлявшие оружие законному сирийскому правительству регулярными походами по маршруту Новороссийск-Тартус, стал одним из важных факторов успеха борьбы Сирии против банд исламистских радикалов.
Наличие в составе флота авианесущих кораблей – будь то универсальные десантные корабли типа «Мистраль» или, тем более, полноценные авианосцы – позволит решать куда более широкий круг задач. При необходимости непосредственно вмешиваясь в борьбу там, где это требуется, нанося хирургические удары с воздуха или проводя специальные операции. То, что у России практически нет подобного опыта – не означает, что его не надо приобретать.