Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Недоученность – типичная черта нашей современной авиации"


3 сентября 2012 года Екатерина Баранова, Новая Газета


В последнее время освещение темы авиации в средствах массовой информации сводится к промыванию косточек «суперджетам», вскользь упоминают о проблемах ГА. При этом о самих летчиках почему-то забывают. «Новая газета» решила поговорить с ветеранами летной профессии о их работе и значимых проблемах гражданской авиации.

 

В сентябре 1984 года заслуженный пилот России Вадим Васильевич Иванов выполнял рейс из Москвы в Сочи. На борту находились дети, которые ехали отдыхать вюжный санаторий. Подлетали к городу поздно вечером. Вдали были видны  смерчи.
 
– До земли оставалось метров 50 – рассказывает Иванов, – мы попали в сильный шквалистый ветер, самолет не садился - мешали сильные восходящие потоки, земли не было видно. Ясно, что в таких метеоусловиях самолет не мог осуществить посадку.  И я дал команду на взлет, несмотря на то, что в Сочи на высоте ниже 200 метров на второй круг уходить нельзя – рядом горы. Мы нарушили все правила. Самолет очень плохо набирал высоту, дождь, град, тряска - ничего не видно. Каким-то чудом удалось проскочить между гор. Пока мы еле-еле набирали скорость, диспетчер кричал: ответьте, где вы? Второй пилот сидел весь белый.  Когда наконец удалось подняться на 2000 метров, я принял решение лететь на Анапу. У штурмана тряслись руки, он не мог посмотреть карту...
 
Сегодня Вадим Васильевич Иванов, который за 42 года налетал 23 000 часов, не может получить даже бесплатную путевку в санаторий.
 
– Отношение к бывшим летчика ужасное, – говорит Иванов. «Кавминводыавиа»  до своего закрытия была чуть ли не единственной отечественной авиакомпанией,  которая заслуженным пилотам выписывала  бесплатные билеты на свои рейсы. Это, конечно, не единичный пример того, когда людей, отдавших большую часть жизни авиации, совершенно не ценят.
 
Владимир Николаевич Царенко, старший пилот-инспектор авиакомпании «Космос», уже 40 лет на летной работе. Был летчиком-испытателем на севере, обслуживал Байконур -- возил различные грузы на космодром, выполнял полеты по обслуживанию программ ООН, вывозил беженцев из зон конфликтов. В 1994 г. во время вывоза беженцев и раненых из охваченной гражданской войной Анголы, фюзеляж его самолета Ан-12 пробили из ПЗРК повстанцы. Образовалась дыра два на два метра. Отключился автопилот, гидросистема, обеспечивающая выпуск шасси, но самолет удалось довести до Луанды и посадить.
 
Сейчас, работая пилотом-инспектором авиакомпании «Космос», Владимир Николаевич Царенко проверяет технику пилотирования летного состава и учит  молодых летчиков.
 
 – Люди прослужили всю жизнь в авиации, они могут передать опыт, а им говорят: вы не пилоты, а служащие. Зарплату платят соответствующую – 14 тысяч рублей. У инструкторов в училище немногим больше – 25 тысяч.  А главное, что это в 10 раз меньше, чем у тех, кого мы готовим и проверяем.
 
Работая инспектором, я вижу, что выпускники современных училищ имеют минимальный  налет. Как в годы войны говорили: взлёт-посадка. И главный критерий для многих авиакомпаний это не техника пилотирования, а знание английского...
 
Летчики со стажем уверены, что необходимо уметь надёжно пилотировать самолёт «на руках», чтобы в случае нештатной ситуации справиться с машиной, у которой отказала электроника.
 
– В современных училищах этому не учат, – рассказывает Царенко. Часто не хватает керосина для учебных полётов. Пилоты-выпускники садятся за штурвалы современных «кнопочных» самолётов и становятся просто операторами, не имея достаточного опыта и квалификации. Никакой  даже супертренажёр не даёт ощущения настоящего полета, пилот должен почувствовать самолет, управляя им не только на взлёте и при посадке.
 
Выпускники сразу после окончания училища пересаживаются на Боинг 757 – 10-15 полетов – и уже 2-й пилот. Но летчик должен постепенно переходить с маленьких самолетов на большие, повышая свой профессиональный уровень.
 
Три года назад Минтранс отменил классность. Раньше, чтобы стать пилотом 1-го класса, нужно было отлетать 10–15 лет, а сейчас получается, что пилот-первогодка только из училища ничем не отличается от умудрённого опытом и сединами летчика. Словом, недоученность – типичная черта нашей современной авиации.
 
Недоученность летчиков – во многом результат развала многих летных школ. После распада СССР высшие летные училища гражданской авиации (находящиеся в г. Актюбинске и г.Кировограде) оказались за пределами России.
 
– Когда я заканчивал Кременчугское училище, – рассказывает Царенко, –  наш выпуск состоял из 600 человек – и из других учебных заведений выходило столько же пилотов. Два года назад в Сасовское училище набрали 80 курсантов, год назад – около 100 человек - и это был предел возможного, этому очень радовались… При этом, представьте себе, одному «Аэрофлоту» в год требуется около 120 человек.
 
Лишь немного обнадеживает то, что в этом году желающих выучиться на летчиков стало больше.


комментарии (1):

Алекс77      04/09/2012 [10:22:26]#1
Плохо. Что нам приходиться возвращаться к этой теме. Раньше пилоты в СССР начинали свою карьеру с ДОСААФ, с авиамодельного кружка. А сейчас , хрен поймешь.













Материалы рубрики

Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг



Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer