Российские авиадиспетчеры просят Минтранс запретить мигрантам работать в центрах управления воздушного движения. Они считают, что только так можно защитить секретную информацию, в том числе и о полетах первых лиц государства и важных чиновников. По мнению экспертов, авиадиспетчеры беспокоятся не о гостайне, а защищают себя на рынке труда от потенциальных конкурентов.
Как рассказал «Известиям» председатель Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России (ФПАД) Cергей Ковалев, ранее вопросы гражданства сотрудников устанавливались нормативными актами Министерства гражданской авиации СССР. Теперь этот вопрос никак не регламентируется.
— В Воздушном кодексе прописано, что пилотами на российских воздушных судах могут работать только россияне, однако вопрос гражданства авиадиспетчеров до сих пор не урегулирован, — поясняет «Известиям» Сергей Ковалев.
Ковалев напоминает, что авиадиспетчеры в силу специфики своей профессии используют в работе сведения, составляющие гостайну.
— Авиадиспетчеры знают о маршрутах и времени пролета бортов ВВС, ФСБ, МВД и МЧС, а также воздушных судов, которые обеспечивают перевозку первых лиц, — рассказывает «Известиям» Ковалев. — Конечно, при использовании этих сведений на предприятии вводится режим секретности. Но никто не может дать гарантии того, что иностранец, устроившийся на работу диспетчером, будет его соблюдать.
Утечка подобной информации, по словам Ковалева, может грозить катастрофическими последствиями. Например, сведения о передвижении первых лиц государства могут попасть к террористам, а информация о военных самолетах — к вероятному противнику.
В связи с этим ФПАД России просит министра транспорта Максима Соколова внести в Воздушный кодекс положение, чтобы сотрудники, осуществляющие управление и планирование воздушного движения, обязательно имели российское гражданство.
В Минтрансе «Известиям» пояснили, что такие изменения ведомство начало готовить еще задолго до обращения ФПАД.
— Предложения уже готовы и вскоре они поступят в Госдуму, — пообещали «Известиям» в ведомстве.
Мнения экспертов о необходимости таких поправок разделились. Например, первый замглавы думского комитета по транспорту Михаил Брячак считает, что введение запрета на трудоустройство мигрантов авиадиспетчерами нарушит целый ряд международных норм и соглашений.
— Руководство авиапредприятий при приеме на работу должно в первую очередь смотреть на то, чтобы подготовка работника и знания языка соответствовали всем необходимым требованиям, — поясняет «Известиям» Брячак. — Наличие или отсутствие гражданства не влияет на профессиональные навыки.
Парламентарий считает, что таким образом авиадиспетчеры пытаются защитить свои рабочие места от мигрантов, которые могут обрушить зарплаты.
По мнению заслуженного летчика-испытателя Владимира Герасимова, управлять воздушным движением должны только россияне.
— Система организации воздушного движения имеет стратегическое значение для безопасности государства, — поясняет Герасимов. — Но у нас в стране всем правят деньги, и сейчас, по моим данным, олигархи от авиации уже лоббируют отмену пункта в Воздушном кодексе, где говорится об обязательном наличии российского гражданства для пилотов.
По словам Герасимова, владельцы авиакомпаний хотят иметь возможность нанимать на работу гастарбайтеров из ближнего зарубежья и стран СНГ.