Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Борьба за «небесные» деньги: из Казани уплывают 2 млрд. рублей


28 сентября 2012 года Тимур Латыпов, БИЗНЕС Online


Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», в настоящее время решается вопрос о том, где будет готовиться документация для серийного производства военно-транспортного самолета украинской разработки Ан-70. Напомним, в июне Дмитрий Медведев сделал сенсационное заявление о том, что машину будут строить на базе КАПО им. Горбунова. Логичнее всего и документацию было бы доводить до ума по месту производства - на «спутнике» КАПО, казанском филиале ОАО «Туполев», в который еще недавно Татарстан вложил немалые деньги. Тем не менее, к недоумению экспертов, вопрос может решиться иначе, и это прекрасно проиллюстрирует сложившуюся в российском авиастроении обстановку.

 

О ЖЕЛАЕМОМ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОМ
 
В минувшую среду ряд федеральных СМИ с подачи сайта КАПО распространил «ура-информацию»: «Утверждена схема кооперации ОАО «КАПО им. Горбунова» и ГК «Антонов» по производству самолетов Ан-70», - заявил, согласно заводскому сайту, порталу AVIA.RU генеральный конструктор ГК «Антонов» Дмитрий Кива. Но конкретики в тексте не содержится: Кива в целом оценил ход сотрудничества; отметил, что российская сторона в полном объеме профинансировала свою часть затрат на завершение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ; утверждена схема кооперации с КАПО, подписан график передачи документации для освоения серийного производства. Ни о каких постановлениях правительства РФ, других официальных документах речи не идет. Отметим, что на самом деле «заявление» Кивы было сделано еще 21 сентября на прошедшем в Киеве круглом столе «Развитие самолетостроения на Украине» (AVIA.RU рассказал о мероприятии во вполне прозаической заметке «Минобороны России обсуждает в Киеве вопросы покупки двух строящихся на Украине Ан-70» - прим. ред.).
 
Конечно, ничего страшного в такой гиперболизации нет – после громкой заявки о производстве Ан-70 в Казани новости по теме больше похожи на переливание из пустого в порожнее, и хоть как-то подстегнуть интерес к процессу нелишне.
 
Напомним, 9 июня в рамках рабочей поездки в Казань премьер-министр РФ Дмитрий Медведев неожиданно заявил, что производство военно-транспортного самолета украинской разработки Ан-70 будет развернуто на базе КАПО. То есть на территории предприятия будет создано новое, независимое производство (его проектирует ЗАО «Казанский ГипроНИИавиапром», проектирование должно быть закончено к 30 октября). Посыпались цифры. Предположительный объем капитальных вложений в подготовку производства - 19 млрд. рублей; количество рабочих мест - 2,5 тыс.; до 2020 года выпустят 60 транспортников, а первые две машины - к 2014-му; проект предполагает межрегиональное и международное сотрудничество: крыло будут делать в Украине, носовую часть фюзеляжа – в Новосибирске, панели – в Ульяновске, композиты – в Воронеже.
 
АВИАСТРОЕНИЕ ИЛИ ПЕРЕТЯГИВАНИЕ ОДЕЯЛА?
 
Среди всех этих разговоров почему-то остается словно незамеченным вопрос о чрезвычайно важной части подготовки производства Ан-70 - оцифровке документации. Напомним, проект Ан-70 стартовал четверть века назад, когда еще не было нынешних методов проектирования и строительства самолетов, соответственно, документацию надо приводить в современный вид, оцифровывать, на что запланировано отдельное финансирование.
 
Как недавно рассказал газете «БИЗНЕС Online» технический директор Казанского ГипроНИИавиапрома Сергей Лалетин, украинцы хотели взять половину этой работы, но в итоге у России оказалось немного больше (55%). «Потому что производство фюзеляжа и финальная сборка тянут очень на много, - указал Лалетин, - а больше изготовления – больше оцифровки». Отметим, что при этом доля Казани в общем цикле производства Ан-70 – 40%: у нас будут делать детали фюзеляжа, собирать сам фюзеляж, делать окончательную сборку, покраску и проводить летные испытания.
 
На перевод в «цифру» потребуется 2 млрд. рублей (это затраты только российской стороны). Работой, по словам Лалетина, было бы можно загрузить казанский туполевский филиал и, возможно, подключить аналогичный ульяновский филиал, который сегодня почти завершил оцифровку Ил-76МД-90А (неофициальное название – Ил-476; разработан КБ им. Ильюшина совместно с КБ ульяновского авиационного завода «Авиастар»), – его производство намерены запустить на «Авиастаре».
 
Однако, как сообщил газете «БИЗНЕС Online» источник в авиастроительной отрасли РТ, руководство Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) планирует отдать тему ОАО «Авиастроительный комплекс им. Ильюшина» (Москва). Эта новость, по данным нашего источника, стала для казанского филиала «Туполева» громом среди ясного неба:
 
«Само собой подразумевалось, что оцифровкой будет заниматься Казань. И вот уже пора документацию сюда передавать, филиал готов работать, но, оказывается, руководством ОАК решается вопрос отдать оцифровку «Ильюшину». В филиале никто не понимает, в чем дело – ведь все было уже решено!.. И в чем смысл таких манипуляций? Самолет в Казани будут делать? Логично и документацией заниматься в Казани, на полноценно работающем КБ. Кроме того, ильюшинского КБ сейчас, как и, например, яковлевского, считайте, нет. Да и ульяновцев зачем привлекать, когда есть свой такой мощнейший филиал (кстати, согласно данным militaryrussia.ru, задержка программы Ил-476 связана со сложностями освоения полностью цифровой технической документации – прим. ред.)?!. В общем, идет перетягивание одеяла, речь о том, кто будет осваивать финансовые потоки. Идет политическая возня, и как все решится, не понятно… Между тем, чтобы успеть в заявленные сроки, работу надо было начинать еще вчера».
 
ТОЛЬКО НЕ «ТУПОЛЯМ»
 
Отметим, что сомнения по поводу сроков изначально высказывал генеральный директор КАПО Васил Каюмов: «Требование – к 2014 году выдать первые два самолета. Это очень сложно». А министр обороны РФ Анатолий Сердюков в одном из интервью предположил, что срок сдачи первого Ан-70 российской сборки, скорее всего, отодвинут на 2015 год. По информации же Лалетина, это и вовсе будет конец 2016 года. Еще более «обнадежил» генеральный директор КФКБ Эдуард Соркин, которого газета «БИЗНЕС Online» вчера попросила прокомментировать ситуацию с оцифровкой. Он не стал обсуждать тему ильюшинского КБ, отметив: «Пока об этом вообще смысла нет говорить, поскольку процесс на самой ранней стадии». Учитывая то, что на оцифровку отведено два года, это весьма «оптимистичное» заявление.
 
Некоторые уточнения внес другой источник «БИЗНЕС Online» в авиаотрасли: «Не знаю, хватит ли сил на оцифровку у казанского филиала, поскольку это очень-очень трудоемкий процесс. А у «Ильюшина» и людей-то почти не осталось, и поручить этой фирме такую работу - из разряда экзотики. Но такая ситуация может стать реальной, если кто-то решил во что бы то ни стало не отдавать работу «туполям». По моим сведениям, Погосян (президент ОАК – прим.ред.) очень обижен тем, что решение о строительстве Ан-70 в Казани приняли без его ведома».
 
Вообще ситуация с оцифровкой начинает напоминать мытарства самого Ан-70. Напомним, в 90-е машину предполагали делать на самарском ОАО «Авиакор – авиационный завод», затем - на ульяновском ЗАО «Авиастар-СП», далее - на ОАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество». Теперь вот в Казани.
 
Утверждают, что главный лоббист строительства Ан-70 в Казани – президент РТ Рустам Минниханов. Может, стоит и казанскому туполевскому филиалу плечо подставить? Ведь, в конце концов, совсем недавно республика вкладывалась в его техническое перевооружение. Туполевцам приобрели программно-технические средства на $3,5 млн. - 72 графические станции с пакетами программ, 125 компьютеров и так далее. То есть все то, что позволяет проектировать самолет в цифре.


комментарии (2):

PLK 0478      28/09/2012 [22:04:45]#1
Ну вот опять - не по уму, а так, как надо кому - то.

AlexYF      29/09/2012 [09:37:03]#2
Туполеву решили не давать видимо основываясь на эффективности освоения ими средств в прошлом. Бабла выделяли ярдами, а выхлопа как не было, так и нет. Одни только плазы появились в результате.













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer