Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Борьба за «небесные» деньги: из Казани уплывают 2 млрд. рублей


28 сентября 2012 года Тимур Латыпов, БИЗНЕС Online


Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», в настоящее время решается вопрос о том, где будет готовиться документация для серийного производства военно-транспортного самолета украинской разработки Ан-70. Напомним, в июне Дмитрий Медведев сделал сенсационное заявление о том, что машину будут строить на базе КАПО им. Горбунова. Логичнее всего и документацию было бы доводить до ума по месту производства - на «спутнике» КАПО, казанском филиале ОАО «Туполев», в который еще недавно Татарстан вложил немалые деньги. Тем не менее, к недоумению экспертов, вопрос может решиться иначе, и это прекрасно проиллюстрирует сложившуюся в российском авиастроении обстановку.

 

О ЖЕЛАЕМОМ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОМ
 
В минувшую среду ряд федеральных СМИ с подачи сайта КАПО распространил «ура-информацию»: «Утверждена схема кооперации ОАО «КАПО им. Горбунова» и ГК «Антонов» по производству самолетов Ан-70», - заявил, согласно заводскому сайту, порталу AVIA.RU генеральный конструктор ГК «Антонов» Дмитрий Кива. Но конкретики в тексте не содержится: Кива в целом оценил ход сотрудничества; отметил, что российская сторона в полном объеме профинансировала свою часть затрат на завершение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ; утверждена схема кооперации с КАПО, подписан график передачи документации для освоения серийного производства. Ни о каких постановлениях правительства РФ, других официальных документах речи не идет. Отметим, что на самом деле «заявление» Кивы было сделано еще 21 сентября на прошедшем в Киеве круглом столе «Развитие самолетостроения на Украине» (AVIA.RU рассказал о мероприятии во вполне прозаической заметке «Минобороны России обсуждает в Киеве вопросы покупки двух строящихся на Украине Ан-70» - прим. ред.).
 
Конечно, ничего страшного в такой гиперболизации нет – после громкой заявки о производстве Ан-70 в Казани новости по теме больше похожи на переливание из пустого в порожнее, и хоть как-то подстегнуть интерес к процессу нелишне.
 
Напомним, 9 июня в рамках рабочей поездки в Казань премьер-министр РФ Дмитрий Медведев неожиданно заявил, что производство военно-транспортного самолета украинской разработки Ан-70 будет развернуто на базе КАПО. То есть на территории предприятия будет создано новое, независимое производство (его проектирует ЗАО «Казанский ГипроНИИавиапром», проектирование должно быть закончено к 30 октября). Посыпались цифры. Предположительный объем капитальных вложений в подготовку производства - 19 млрд. рублей; количество рабочих мест - 2,5 тыс.; до 2020 года выпустят 60 транспортников, а первые две машины - к 2014-му; проект предполагает межрегиональное и международное сотрудничество: крыло будут делать в Украине, носовую часть фюзеляжа – в Новосибирске, панели – в Ульяновске, композиты – в Воронеже.
 
АВИАСТРОЕНИЕ ИЛИ ПЕРЕТЯГИВАНИЕ ОДЕЯЛА?
 
Среди всех этих разговоров почему-то остается словно незамеченным вопрос о чрезвычайно важной части подготовки производства Ан-70 - оцифровке документации. Напомним, проект Ан-70 стартовал четверть века назад, когда еще не было нынешних методов проектирования и строительства самолетов, соответственно, документацию надо приводить в современный вид, оцифровывать, на что запланировано отдельное финансирование.
 
Как недавно рассказал газете «БИЗНЕС Online» технический директор Казанского ГипроНИИавиапрома Сергей Лалетин, украинцы хотели взять половину этой работы, но в итоге у России оказалось немного больше (55%). «Потому что производство фюзеляжа и финальная сборка тянут очень на много, - указал Лалетин, - а больше изготовления – больше оцифровки». Отметим, что при этом доля Казани в общем цикле производства Ан-70 – 40%: у нас будут делать детали фюзеляжа, собирать сам фюзеляж, делать окончательную сборку, покраску и проводить летные испытания.
 
На перевод в «цифру» потребуется 2 млрд. рублей (это затраты только российской стороны). Работой, по словам Лалетина, было бы можно загрузить казанский туполевский филиал и, возможно, подключить аналогичный ульяновский филиал, который сегодня почти завершил оцифровку Ил-76МД-90А (неофициальное название – Ил-476; разработан КБ им. Ильюшина совместно с КБ ульяновского авиационного завода «Авиастар»), – его производство намерены запустить на «Авиастаре».
 
Однако, как сообщил газете «БИЗНЕС Online» источник в авиастроительной отрасли РТ, руководство Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) планирует отдать тему ОАО «Авиастроительный комплекс им. Ильюшина» (Москва). Эта новость, по данным нашего источника, стала для казанского филиала «Туполева» громом среди ясного неба:
 
«Само собой подразумевалось, что оцифровкой будет заниматься Казань. И вот уже пора документацию сюда передавать, филиал готов работать, но, оказывается, руководством ОАК решается вопрос отдать оцифровку «Ильюшину». В филиале никто не понимает, в чем дело – ведь все было уже решено!.. И в чем смысл таких манипуляций? Самолет в Казани будут делать? Логично и документацией заниматься в Казани, на полноценно работающем КБ. Кроме того, ильюшинского КБ сейчас, как и, например, яковлевского, считайте, нет. Да и ульяновцев зачем привлекать, когда есть свой такой мощнейший филиал (кстати, согласно данным militaryrussia.ru, задержка программы Ил-476 связана со сложностями освоения полностью цифровой технической документации – прим. ред.)?!. В общем, идет перетягивание одеяла, речь о том, кто будет осваивать финансовые потоки. Идет политическая возня, и как все решится, не понятно… Между тем, чтобы успеть в заявленные сроки, работу надо было начинать еще вчера».
 
ТОЛЬКО НЕ «ТУПОЛЯМ»
 
Отметим, что сомнения по поводу сроков изначально высказывал генеральный директор КАПО Васил Каюмов: «Требование – к 2014 году выдать первые два самолета. Это очень сложно». А министр обороны РФ Анатолий Сердюков в одном из интервью предположил, что срок сдачи первого Ан-70 российской сборки, скорее всего, отодвинут на 2015 год. По информации же Лалетина, это и вовсе будет конец 2016 года. Еще более «обнадежил» генеральный директор КФКБ Эдуард Соркин, которого газета «БИЗНЕС Online» вчера попросила прокомментировать ситуацию с оцифровкой. Он не стал обсуждать тему ильюшинского КБ, отметив: «Пока об этом вообще смысла нет говорить, поскольку процесс на самой ранней стадии». Учитывая то, что на оцифровку отведено два года, это весьма «оптимистичное» заявление.
 
Некоторые уточнения внес другой источник «БИЗНЕС Online» в авиаотрасли: «Не знаю, хватит ли сил на оцифровку у казанского филиала, поскольку это очень-очень трудоемкий процесс. А у «Ильюшина» и людей-то почти не осталось, и поручить этой фирме такую работу - из разряда экзотики. Но такая ситуация может стать реальной, если кто-то решил во что бы то ни стало не отдавать работу «туполям». По моим сведениям, Погосян (президент ОАК – прим.ред.) очень обижен тем, что решение о строительстве Ан-70 в Казани приняли без его ведома».
 
Вообще ситуация с оцифровкой начинает напоминать мытарства самого Ан-70. Напомним, в 90-е машину предполагали делать на самарском ОАО «Авиакор – авиационный завод», затем - на ульяновском ЗАО «Авиастар-СП», далее - на ОАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество». Теперь вот в Казани.
 
Утверждают, что главный лоббист строительства Ан-70 в Казани – президент РТ Рустам Минниханов. Может, стоит и казанскому туполевскому филиалу плечо подставить? Ведь, в конце концов, совсем недавно республика вкладывалась в его техническое перевооружение. Туполевцам приобрели программно-технические средства на $3,5 млн. - 72 графические станции с пакетами программ, 125 компьютеров и так далее. То есть все то, что позволяет проектировать самолет в цифре.


комментарии (2):

PLK 0478      28/09/2012 [22:04:45]#1
Ну вот опять - не по уму, а так, как надо кому - то.

AlexYF      29/09/2012 [09:37:03]#2
Туполеву решили не давать видимо основываясь на эффективности освоения ими средств в прошлом. Бабла выделяли ярдами, а выхлопа как не было, так и нет. Одни только плазы появились в результате.













Материалы рубрики

Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг



Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer