Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Предельный прагматизм и полная деполитизация


26 сентября 2012 года Константин Макиенко, Военно-промышленный курьер


Общественные представления о перспективах российско-украинских оборонно-промышленных связей в последние годы сильно зависят от политического контекста. В период ухудшения отношений между Москвой и Киевом СМИ, эксперты и лица, принимающие решения в сфере военно-технического сотрудничества, муссируют идеи о необходимости и возможности тотального прекращения всяких контактов. При потеплении наступает эйфория ожиданий невиданного расцвета ВТС вплоть до интеграции отдельных отраслей, например авиастроения.

 

Сразу после «оранжевого» государственного переворота на Украине в России стали раздаваться призывы ответить на русофобскую политику американского клиента Виктора Ющенко, свернув кооперацию и ликвидировав контакты с соседями в области авиационной промышленности. Зазвучали заявления больших кремлевских начальников о необходимости создания импортозамещающих производств авиационных, прежде всего вертолетных моторов и корабельных газотурбинных энергетических установок. Эти словесные в большинстве своем упражнения имели отчасти и реальное практическое воплощение.
 
Переменчивая ситуация
 
Похолодание политических отношений стало одной из причин отсутствия в России государственной поддержки проекта Ан-148 и демонстративного предпочтения, отданного российским правительством конкурирующей отечественной программе RRJ-95, очень отстававшей на тот момент от украинского аналога.
 
Такой подход явился справедливым ответом антоновскому КБ, руководитель которого Дмитро Кива с энтузиазмом приветствовал «оранжевый» путч и поддерживал привилегированные политические отношения с Юлией Тимошенко. Вряд ли эта позиция Кивы имела глубокий идеологический фундамент, скорее она была продиктована имманентным для украинской политической и бизнес-элиты оппортунизмом.
 
Похоже, что политическая отчужденность сыграла определенную роль и в торпедировании дурно пахнущего прожекта закупки российским флотом ржавого крейсера проекта 1164 «Украина». В фазе межгосударственной конфронтации российская сторона получила как минимум два профита – использовала момент для старта собственного проекта регионального самолета и сэкономила 20 миллиардов рублей за счет отказа от безумной идеи приобретения корабельного металлолома.
 
В среде собственно украинского промышленного сообщества имелось четкое понимание, что разрыв с Россией ничего хорошего ему не сулит. Даже у «прооранжевых» (по крайней мере на уровне руководства) антоновцев, для которых российский рынок оставался основным, антимосковские настроения пришедших к власти политиков большой популярностью не пользовались.
 
Ситуация приобрела прямо противоположный облик после избрания президентом Виктора Януковича.
 
Безответственное поведение
 
На волне стремительного сближения Москвы и Киева, наиболее ярким символом которого стали соглашения по базированию Черноморского флота, сформировались явно завышенные ожидания относительно возможности углубления авиационной и оборонно-промышленной интеграции. Начались разговоры о вероятном слиянии российской Объединенной авиастроительной корпорации и украинских авиационных активов, а также о покупке «Оборонпромом» компании «Мотор Сич».
 
Инициатива резкого изменения status quo вновь исходила главным образом от политиков. Более трезво и приземленно мыслящие представители промышленных сообществ России и Украины эти намерения изначально оценивали скептически. Итог известен – все интеграционные инициативы на сегодня позабыты, а modus operandi индустрий двух стран практически не претерпел изменений.
 
Российский рынок остается для украинских авиапромышленников основным, но его относительный вес постепенно уменьшается. Получая деньги от партнеров из РФ, украинцы на рынках третьих государств активно работают против российских коммерческих интересов, а КБ незалежной азартно «сливают» конкурентам нашей «оборонки» оставшиеся у них авиационные и двигательные технологии.
 
Этим занимаются и как бы «прооранжевые» антоновцы, и якобы пророссийский Вячеслав Богуслаев, председатель совета директоров ПАО «Мотор Сич». Возглавляемая им фирма, имея с «Вертолетами России» многолетний контракт стоимостью пять миллиардов рублей на поставку двигателей, в нарушение всех возможных авторских прав «Миля» и «Климова» инициирует откровенно враждебный, подрывной в отношении российских коммерческих интересов проект фактически контрафактной ремоторизации винтокрылов Ми-8 на Оршанском заводе в Белоруссии. По сути речь идет о создании черного рынка «паленых» вертолетов.
 
Примеры такого безответственного поведения не только в отношении Российской Федерации, но и глобальной безопасности можно еще долго продолжать.
 
Украинская геронтократия
 
Российско-украинское промышленное сотрудничество, пройдя обе фазы цикла – от острой конфронтации до горячей непродолжительной дружбы, в целом сохраняет сложившийся характер независимо от политической конъюнктуры. Один из основных факторов, определяющих содержание и форму этого сотрудничества, – неспособность (несмотря на декларативные заявления) предприятий РФ организовать стопроцентное импортозамещение критически важных украинских изделий (здесь наблюдается лишь некоторый прогресс). Соответственно для крупнейших экономических субъектов Украины, прежде всего в авиационной и двигателестроительной области, российский рынок остается доминирующим либо одним из основных. Это обеспечило взаимодействие даже в период политического кризиса в отношениях двух стран.
 
С другой стороны, в бизнес-культуре руководителей промышленных компаний соседних государств наблюдается нарастающий разрыв. Можно сколько угодно критиковать российских «эффективных менеджеров» из ОАК, «Оборонпрома» или «Вертолетов России», но они на парсеки опережают застрявших в дурной бесконечности 90-х годов геронтократов украинского авиапрома. Бизнес-культура последних представляет причудливую смесь советских представлений и провинциальных хуторских повадок прижимистого крестьянина, экономический менталитет которого сформировался на Сорочинской ярмарке.
 
Семейные мелодрамы в стиле латиноамериканских сериалов на «Антонове» или неподражаемые азиатско-деспотические нравы, которые процветают в Запорожье, конечно, придают украинским партнерам неповторимый колорит гоголевского гротеска и даже, вероятно, вызывают восторг у некоторых московских журналистов, чаще всего у заслуженных ветеранов пера и стакана, но не способствуют поиску общего языка с россиянами. В общем, как представляется, любые практические шаги по углублению российско-украинской интеграции станут возможными только после смены нынешнего поколения руководителей самолето- и моторостроения на Украине.
 
Опасные иллюзии
 
Еще одно обстоятельство, которое затрудняет, если не делает вообще беспредметными разговоры об интеграционных планах, – отставание украинской промышленности в области корпоративного строительства. Те процессы консолидации отрасли, порой через национализацию или даже экспроприацию активов, которые в России закончились еще пять, а в ряде случаев и десять лет назад, на Украине только начинаются. Украинское авиа- и моторостроение, видимо, ожидает период институциональных изменений и кадровой нестабильности, прежде чем кристаллизуются понятные партнеры, с которыми можно начинать дискуссию на предмет интеграции. Если этот сюжет еще будет актуален.
 
Так какой же должна быть стратегия «генералов» российской промышленности в отношении украинских партнеров? Предельно прагматичной и полностью деполитизированной. Примером могут служить «Вертолеты России». Закупая до 70 процентов моторов на Украине, компания последовательно стремится к диверсификации источников получения двигателей за счет увеличения российского производства и импорта французских изделий. Причем это не специфическая политика, которая затрагивает только двигатели, а часть общей принципиальной стратегии по расширению поставщиков и созданию конкурентной среды среди комплектаторов.
 
Фантазии на тему необходимости пойти на экономические уступки ради перспективы политической интеграции – опасные иллюзии. Равно как страшилка о том, что проявив жесткость в экономике, мы оттолкнем «братский» народ от сближения с Россией. Девять десятых жителей Украины при любой политике Москвы предпочтут «европейский шлях». Единственный способ развернуть эти настроения – сделать привлекательной российскую политическую, экономическую и социальную модель, создать эффективную экономику, поставив во главу угла холодный прагматизм. Он в данном случае означает продолжение настойчивых усилий по импортозамещению украинской продукции, прежде всего в области авиационного двигателестроения.


комментарии (8):

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      26/09/2012 [20:58:57]#1
Хрень полная. Надо было сразу обвинить всех украинцев в связях с Березовским и дело сделано...

Сегодня русские - разделённый народ. Без Украины Россия неполноценна и наоборот. И все, кто агитирует за выстраивание "берлинской стены" между нами - враг России или работает на врагов России. Например, у нас на форуме большинство из тех, кто подливает масло в огонь российско-украинских противоречий, пишут с американских IP-адресов. Не странно ли? И к чему призывает Макиенко в статье - не будем брать украинские двигатели (в которых 80% российских комплектующих и 100% металла), а будем влезать в зависимость от французов? Вот уж точно, лучше с умным потерять, чем с дураком найти.

MRDJ      27/09/2012 [04:16:53]#2
с GRV полностью согласен.

Российский рынок остается для украинских авиапромышленников основным, но его относительный вес постепенно уменьшается. Получая деньги от партнеров из РФ, украинцы на рынках третьих государств активно работают против российских коммерческих интересов, а КБ незалежной азартно «сливают» конкурентам нашей «оборонки» оставшиеся у них авиационные и двигательные технологии.

Во-первых об этом поподробнее кто куда что сливает? Во-вторых если они с нами заключили контракты, это не значит что они не могут работать с другими партнёрами.

Этим занимаются и как бы «прооранжевые» антоновцы, и якобы пророссийский Вячеслав Богуслаев, председатель совета директоров ПАО «Мотор Сич». Возглавляемая им фирма, имея с «Вертолетами России» многолетний контракт стоимостью пять миллиардов рублей на поставку двигателей, в нарушение всех возможных авторских прав «Миля» и «Климова» инициирует откровенно враждебный, подрывной в отношении российских коммерческих интересов проект фактически контрафактной ремоторизации винтокрылов Ми-8 на Оршанском заводе в Белоруссии. По сути речь идет о создании черного рынка «паленых» вертолетов.

На счёт враждебности, почитайте статью с интервью самого Вячеслава Богуслаева http://vpk.name/news/73782_vya ... , где он говорит о том что он предлагает России предприятие с 50% акций и документации бесплатно, а палки в колёса вставляет именно российская сторона. Так что здесь что то не сходится, кто то из вас врёт.

MRDJ      27/09/2012 [04:31:24]#3
С другой стороны, в бизнес-культуре руководителей промышленных компаний соседних государств наблюдается нарастающий разрыв. Можно сколько угодно критиковать российских «эффективных менеджеров» из ОАК, «Оборонпрома» или «Вертолетов России», но они на парсеки опережают застрявших в дурной бесконечности 90-х годов геронтократов украинского авиапрома. Бизнес-культура последних представляет причудливую смесь советских представлений и провинциальных хуторских повадок прижимистого крестьянина, экономический менталитет которого сформировался на Сорочинской ярмарке.

В чём опережают? В том что ОАК устроило плановую экономику с одним самолётом, не давая поднять голову конкурентам на правительственном уровне? Если украинцы застряли в 90-х, то наши ОАКи в середине 20-го века. И если Вы хотели обидеть словом "крестьянин", то мне Вас жалко. Крестьяне Вас кормят между прочим и сейчас тоже участвуют в рыночной экономике. Некоторые фермерские хозяйства работают эффективнее зарубежных.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      27/09/2012 [14:47:34]#4
В каком корпоративном строительстве мы Украину опережаем?
Чтобы такую хрень написать, надо либо совсем не разбираться в отрасли (тогда лучше уйти из профессии авиационного журналиста) или продать душу за 30 серебренников.

Акции Мотор Сич продаются на биржах, рынок сам оценил предприятие в миллиарды долларов. Предприятие ежегодно приносит миллиардные прибыли и платит дивиденды по акциям. ОАК сегодня ничего не стоит. О выходе на биржу и речи быть не может. Ежегодные убытки колоссальны. Даже продажа боевой техники не спасает. Так в чём они от нас отстали, в разворовывании предприятий?

Сашочек      28/09/2012 [18:02:08]#5
Прочитал с недоумением, остался дурной осадок, стало совсем противно.
Неужели есть еще хотя бы один нормальный россиянии, который думает также, как этот автор. Его желание вбить клин между авиационными специалистами и предприятиями России и Украины переливается через край. Интересно, чем это вызвано? Напрашивается единственный ответ - получен заказ, плюс собственное желание потрафить тем "руководителям" российской авиации, которые не сумели сохранить в дееспособном состоянии собственные предприятия (заключение Счетной палаты), выглядят на фоне сохранивших свои компетенции "Антонова" и "Мотор Сича" крайне жалко.

Сашочек      28/09/2012 [18:03:11]#6
Авиационные сообщества России и Украины - это одно (почти единое целое), украинские "оранжевые" и российские "правые" - это другое. Авиационные сообщества все это время работали на единение. Исключение составляют отдельные деятели "Вертолетов России" и ОАК, готовых целоваться, объединяться, фуршетить с кем угодно, находящихся западнее Украины. Но это уже не исправишь - диагноз, вредящий Россиии.

Сашочек      28/09/2012 [18:13:12]#7
А что это за издание "Военно-промышленный курьер", предоставивший возможность выставить на своих страницах такую одиозную пасквиль? Похоже, это издание изначально подрывное. Нужно ли его после этого читать приличным человекам или публиковать в нем собственные материалы? Давайте задумаемся и над этим...

fast scaner      02/10/2012 [11:27:17]#8
Костя, сколько тебе проплатили за этот пасквиль?













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer