Ил-76МД-90А был изготовлен ЗАО «Авиастар-СП» в Ульяновске. Самолёт, имеющий заводской номер 01-02 и получивший регистрационный номер RA-78650, был передан на лётно-испытательную станцию 5 июля 2012 года. После завершения наземной отработки бортовых систем самолёт приступил к лётным испытаниям.
Распоряжение правительства о разработке и организации выпуска в Ульяновске модернизированного Ил-76 было принято 20 декабря 2006 года. Спустя пять лет и девять месяцев первый транспортный самолёт Ил-76, построенный на отечественном авиазаводе, поднялся в воздух.
Самолёт впервые оторвался от бетонки аэродрома «Ульяновск-Восточный» под управлением экипажа в составе лётчика-испытателя Героя России Николая Куимова (командир), заслуженного лётчика-испытателя России Владимира Иринархова (второй пилот), Валерия Гречко (штурман), Алексея Журавлёва (бортинженер) и Сергея Орлова (бортрадист). Как сообщает информационный ресурс «и-Маш», первый полёт продолжался 40 минут и прошёл в штатном режиме.
По данным «АвиаПорт.Ru», самолет взлетел с аэродрома «Ульяновск-Восточный» примерно в 15.30 по московскому времени и провел в воздухе около 40 минут, посадка прошла в штатном режиме.
В пресс-службе ЗАО «Авиастар-СП» газете ВЗГЛЯД не подтвердили, но и не опровергли факт первого полета. «В настоящее время ведется подготовка к проведению летных испытаний самолета», – отметил представитель пресс-службы. Другой официальной информации пока нет.
После нескольких полетов в Ульяновске машина будет перебазирована для продолжения испытаний на базу АК им. С. В. Ильюшина в подмосковном Жуковском.
Тем временем на заводе «Авиастар-СП» продолжается сборка двух следующих самолётов (№ 01-03 и № 01-04), их полёт запланирован на 2013 год.
Учитывая, что Ил-76МД-90А – самолет модернизированный, долго его испытывать не будут, считает аналитик ИФК «Солид» Артур Ахметов.
«Если отмотать 30 лет назад, когда этот самолет только начал использоваться, то внешне и сейчас он не сильно изменился, – отмечает он. – Поэтому слово «модернизация» тут смело можно отнести к его внутренним составляющим: замена электроники, установка новых двигателей, за счет чего заметно сократилось потребление топлива и он стал более экологичным. Что касается аэродинамики, то и 30 лет назад она у него была хорошая».
По словам редактора портала «Авиа.ру» Романа Гусарова, самолеты Ил-76 доказали свою высокую эффективность и надежность, но требовали модернизации. «В первую очередь надо было установить новую силовую установку, более современную, экономичную и надежную. Новый двигатель решает также вопрос соответствия самолета требованиям ИКАО и Евросоюза, и Ил-76 теперь сможет летать без ограничений», – рассказывает эксперт.
Первый летный образец Ил-76МД-90А стал главной новинкой в экспозиции Международного авиатранспортного форума (МАТФ-2012), проходившего в Ульяновске в конце августа.
Как только самолет успешно выполнит первые испытательные полеты, «будет заключен контракт на несколько десятков машин для Вооруженных сил России», говорил на открытии форума вице-премьер Дмитрий Рогозин, передает РИА «Новости».
Ранее в этом году командующий военно-транспортной авиацией генерал-лейтенант Виктор Качалкин отмечал, что в соответствии с госпрограммой вооружения, рассчитанной до 2020 года, с 2014 года начнется поставка модернизированных тяжелых самолетов. «Мы получим 41 самолет Ил-76МДМ и 40 самолетов Ил-76МД-90А», – говорил в начале июня генерал Качалкин.
Перед заводом стоит задача к 2016 году выйти на производство 16 самолетов Ил-76МД-90А в год, указывал в свою очередь гендиректор «Авиастар-СП» Сергей Дементьев. Под эту программу, по его словам, планируется набрать дополнительный персонал – пять тысяч человек.
Пока договоров на покупку этих воздушных судов не заключено, признавал Дементьев, но есть перспективы государственного контракта по гособоронзаказу – порядка 90 машин, плюс коммерческие и экспортные заказы.
Программа Ил-76МДМ предусматривает модернизацию строевых самолетов Ил-76МД, состоящих на вооружении военно-транспортной авиации российских ВВС, а программа Ил-76МД-90А – производство на «Авиастаре» новых самолетов с двигателями ПС-90А-76, модифицированной конструкцией крыла, новыми бортовыми системами и «стеклянной» кабиной экипажа.
«Внешне Ил похож на своего предшественника, но по начинке это совершенно новый самолет. Увеличены грузоподъемность, взлетный вес. Установлен современный пилотажный навигационный комплекс. Впервые на этом типе самолетов реализована технология стеклянной кабины и цифрового борта. Новый состав оборудования позволит самолету эксплуатироваться во всем мире и будет соответствовать не только действующим требованиям ИКАО, Евроконтроля, но и перспективным требованиям», – рассказывал главный конструктор ОАО «Ил» Андрей Юрасов.
Как ранее сообщала газета ВЗГЛЯД, модернизация самолета, предусматривающая установку современных двигателей четвертого поколения ПС-90А-76, систем управления самолетом, нового крыла и усиленного шасси, значительно расширяет эксплуатационные возможности Ил-76МД-90А и увеличивает точность самолетовождения и десантирования. Максимальная нагрузка увеличена с 47 до 52 тонн, максимальный взлетный вес самолета – со 190 до 210 тонн, дальность полета – до 5000 км.
Установка двигателя четвертого поколения позволяет снизить удельный расход топлива на 12%, увеличить дальность полета на 18%, снизить прямые эксплуатационные расходы. Это также позволяет самолету взлетать и садиться на высокогорных аэродромах и в условиях высоких температур. Уровень шума и эмиссии силовой установки теперь соответствует нормам ИКАО.
Существенно модернизированы кабина экипажа и пилотажно-навигационный комплекс. Так, в кабине экипажа теперь установлено восемь многофункциональных ЖК-дисплеев и три интеллектуальных пульта управления. Остекление кабины экипажа обеспечивает хороший обзор с рабочих мест летчиков и штурмана.
На самолете Ил-76МД-90 устанавливается цифровой пилотажно-навигационный комплекс «Купол-III-76М», обеспечивающий решение различных задач самолетовождения. В частности, он предназначен для работы с базами навигационных данных, в том числе с глобальной базой: при подготовке плана полета, при полете по маршруту, при маневрировании в зоне аэродрома и заходе на посадку.
Ил-76 был разработан еще в 60–70-е годы прошлого века. Тогда он производился в Узбекистане – на Ташкентском авиационном производственном объединении им. Чкалова. Первый полет совершил в мае 1973 года и сразу встал на вооружение ВВС СССР.
В 2006 году правительство приняло решение о переносе производства Ил-76 из Ташкента в Ульяновск, так как завод в Узбекистане не обладал уже ни производственными, ни технологическими возможностями для реализации программы по модернизации самолета.
С момента принятия на вооружение и до сегодняшнего дня Ил-76 является основным тяжелым военно-транспортным самолетом ВВС России. За десятилетия успешной эксплуатации было построено более 950 самолетов различных модификаций военного, гражданского и специального назначения. Именно Минобороны стало основным заказчиком проведения модернизации Ил-76.
Ил-76 различных модификаций является также основным самолетом военно-транспортной авиации Украины. Состоит также на вооружении ВВС стран СНГ, Алжира, Индии, Иордании, Ирана, Ирака, Китая, Ливии, Северной Кореи и Сирии.