Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Второй Байконур


20 сентября 2012 года Константин Гурдин, Аргументы недели


Россия наконец начала реальное строительство нового Байконура – космодрома Восточный в Амурской области. Вице-премьер Дм. Рогозин объявил: по масштабам проект сравним с советским планом ГОЭЛРО. Преувеличение не слишком сильное. Восточный – не дублёр, а полноценная замена великого космодрома. Для начала туда собираются полностью перевести пилотируемые запуски. Так что объёмы работ предстоят астрономические, как и расходы казны.

 

Астрономические цифры
 
Стоимость строительства Восточного – 300 млрд. рублей. Это сопоставимо с расходами федерального бюджета на саммит АТЭС и Олимпиаду 2014 года. Такую ошеломляющую сумму назвал директор Федерального агентства Спецстрой Г. Нагинский. Надо сказать, официально правительство утвердило смету – 81 млрд. руб. до 2015 года. Правда, вскоре, откуда ни возьмись, в речах чиновников стала мелькать цифра – 251 млрд. рублей. Теперь уже триста.
 
Лишнее подтверждение – цена космодрома растёт на глазах. Он дорожает, хотя пока не сделано почти ничего. По состоянию на конец сентября 2012 г., работы не ушли дальше стадии рытья котлованов и расчистки лесополос. С такими темпами в график не уложиться. Скорее всего, сроки придётся переносить, причём уже не в первый раз. Согласно начальному плану, новые российские космические ворота должны были открыться в 2014 году. Затем дату перенесли на год, потом ещё на три. Теперь первый пилотируемый старт обещают в 2018 г., окончание строительства космодрома намечено на 2020 год.
 
Почему всё так медленно? Разумеется, строить космодромы непросто. Чтобы понять масштаб этих сооружений, достаточно представить их размеры. Байконур с его 15 пусковыми комплексами, двумя аэродромами, полутысячей километров железнодорожных путей, раскинулся на площади 6,7 тыс. кв. километров. По территории – больше Кипра или Приднестровья. В принципе в мире построено 28 космодромов (правда, пять уже выведены из эксплуатации). Но по-настоящему крупных площадок, с которых могут стартовать тяжёлые носители, способные вывести на орбиту пилотируемые аппараты, только три. Кроме Байконура и американского космического центра им. Кеннеди, это китайский Цзюцюань, занимающий 2,8 тыс. кв. километров.
 
Когда достроят Восточный, он войдёт в число четырёх крупнейших космопортов мира. Несомненно, станет самым современным. Это не только комплекс пусковых установок для тяжёлых носителей и два топливных завода: азотный и водородный. В общей сложности – 1,6 тыс. сооружений, составляющих космодром. Также Роскосмос демонстрирует интригующие картины: компьютерные изображения будущего звёздного городка на 30 тыс. человек. Судя по ним, работникам Восточного предстоит райская жизнь в сверхсовременных зданиях среди садов.
 
Только ждать этого чуда долго. В своё время, когда сверхдержавы наперегонки рвались в космос, стартовые площадки строились в мгновение ока. Например, Байконур возвели с нуля менее чем за два года. Первые работы в казахстанской пустыне начались в июне 1955-го, первый пуск баллистической ракеты состоялся в мае 1957-го, спустя четыре месяца на орбиту вышел первый в мире спутник.
 
На Восточном – ударная стройка не задалась. Формально работа идёт с ноября 2007 г., когда вышел президентский указ о создании нового российского космодрома. На деле процесс тормозили как могли. Как объясняют эксперты, не последнюю роль тут сыграла позиция предыдущего главы Роскосмоса А. Перминова. Несмотря на понукания сверху, он почти открыто выступал против строительства Восточного. Взамен всеми силами защищал идею остаться на Байконуре. Расчёт был такой. РФ подписала с Казахстаном договор об аренде Байконура до 2050 года. Стоимость аренды зафиксирована на весь срок – 115 млн. долл. в год (3,7 млрд. рублей). Кстати, для Казахстана сумма немалая – столько соседняя страна тратит на поддержку сельского хозяйства. Тем не менее для РФ договор выгодный. Значит, за оставшиеся до окончания аренды 38 лет бюджет РФ потратит 140 млрд. рублей. Это дешевле строительства собственного космопорта. Тем более сэкономленные средства могут пойти на более насущные задачи, например разработку новых ракетоносителей.
 
Космическая Находка
 
Но у Кремля были свои планы. Наверху решили: космическая независимость важнее экономии. По плану, после 2030 г. 90% запусков пойдёт с российской территории. После этого Казахстану, скорее всего, придётся почти полностью законсервировать Байконур, поскольку переоборудовать его под чужие ракеты слишком сложно и дорого. Скорее всего, в работе останется один стартовый комплекс – Байтерек, предназначенный для запуска ракет «Ангара». По договору, расходы на его строительство (1,6 млрд. долл.) возьмёт на себя Казахстан. Тут обоюдная выгода: РФ будет продавать соседу ракеты, он – зарабатывать на коммерческих запусках.
 
Похоже, в высших эшелонах российской власти судьба Байконура решена. Мешают только строительные проволочки. Кроме тихого саботажа со стороны бывшего главы Роскосмоса были и другие причины. В частности, сильно затянулись поиски площадки для нового космического порта. Этим занималась совместная комиссия Роскосмоса и Рособороны. Задача была непростой. Даже школьники знают: чем ближе точка старта к экватору, тем более тяжёлый груз можно вывести на орбиту той же ракетой. Поэтому в Плесецке строить нельзя, поскольку он в Архангельской области. Капустин Яр гораздо южнее, но тоже не подойдёт.
 
Некоторое время комиссия склонялась к строительству космодрома с нуля, неподалёку от Находки. Как-никак, одна из самых южных точек РФ. Мало того: она на 3° южнее Байконура! Вдобавок Находка у моря, поэтому громоздкие узлы космических аппаратов можно подвозить по воде. Это во много раз дешевле, чем доставлять их с заводов по воздуху. Кстати, именно на транспортную экономию сделал ставку Китай, достраивающий сейчас свой четвёртый по счёту космодром Вэньчан, который разместили на берегу моря.
 
Тем не менее в итоге выбор пал не на Приморский край, а на Амурскую область. Некоторые эксперты не считают его оптимальным. Рядом китайская граница. Точка старта переместилась на 9° широты севернее Находки. Траектория полёта такова, что в случае аварии носителя при взлёте спасательный модуль наверняка приземлится в море, где добраться до него будет сложнее. Вдобавок всю инфраструктуру, включая дороги и жильё, в Амурской области придётся создавать с нуля. Да и работы влетят в копеечку, потому что годовое колебание температур в зоне строительства Восточного от плюс 35 до минус 40 градусов. Чего стоит одна подготовка грунта, пробы приходится брать на глубине до 70 метров.
 
В общем, всем был бы хорош космопорт в Находке. За исключением того, что при выведении на орбиту ракеты могли зацепить воздушное пространство Японии. Кроме того, в случае аварии над территорией восточного соседа, он не преминул бы раздуть международный скандал. Поэтому отпало. Как третий вариант рассматривалась возможность строительства в Хабаровском крае, в районе Советской Гавани. Но он не подошёл, поскольку ещё ближе к Японии.
 
В итоге строительство космодрома началось в Амурской области. Тут нашёлся дополнительный резон: вспомнили про население крохотного закрытого посёлка Углегорск, что в 180 км на север от Благовещенска, в 110 км от китайской границы. Весь жилой фонд этого ЗАТО – шесть казарм. Их обитатели поддерживали на плаву давно забытый богом и правительством маленький военный космодром Свободный. Космодром – громко сказано. Там не было даже стартовой площадки. Пуски шли с мобильных платформ, с помощью носителей Старт-1. Эти твердотопливные ракеты могут выводить на орбиту только малые грузы – до 350 килограмм. За всё время существования на Свободном состоялось пять запусков, два из которых вывели на орбиту израильские спутники-шпионы. В 2010 г. старый космодром Свободный упразднили, все военные запуски перевели в Плесецк, в жизни Углегорска настала новая эра.
 
Что в итоге? Безусловно, собственная космическая стартовая площадка, готовая к запускам любых ракетоносителей, – гарантия независимости. Да и проект таких масштабов сильно поможет как развитию Дальнего Востока в целом, так и пополнению бюджета Амурской области в частности. Бесспорно, инфраструктурные вложения такого размера нужно делать в собственную экономику. Но всё же – должна быть мера. Смущает постоянный рост и без того запредельной стоимости космодрома. Если опять не контролировать расходы, как это произошло с саммитом АТЭС, к моменту окончания стройки цена вопроса может достигнуть астрономической величины.


комментарии (1):

МAG-1      24/09/2012 [21:55:05]#1
Да район для Восточного выбран не простой, сам прожил в нашем гарнизоне под названием Десятка всё детство и юность. Там стояла 27 Дальневосточная ракетная Дивизия РВСН.Но 50 лет назад смогли же в непролазной тайге проложить дороги, построить гарнизон с нормальными домами на 10 тыс чел , казармы, школу , детские сады и т д.И главное в скалистом грунте вырыли и установили шахты под тяжелые стратегические ракеты и через два года после начала формирования 27 дивизии и начало строительства инфраструктуры ракетные полки встали на боевое дежурство. Вот какие были темпы , была политическая воля и понимание международной ситуации.А сейчас одна трепотня, уж который год.То строим , то не стоим, это потому что у нас в России не руководство , а детский сад. Слишком мелки и убоги они для решения глобальных задач.не по Сенке шапка.













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer