Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Стратегия для авиапрома


2 сентября 2012 года Алина Черноиванова, Газета.ru


В развитие авимпрома государство вложит $46 млрд, следует из проекта программы «Развитие авиапрома на 2013–2025 годы», подготовленного Минпромторгом. Планируется, что в 2025 году Россия сможет продать гражданских лайнеров на сумму не менее $9 млрд (в 45 раз больше, чем сейчас), военных самолетов – на $6 млрд, а вертолетов – на сумму более $6 млрд. Минпромторг планирует утвердить программу до конца года.

 

Министерство промышленности и торговли опубликовало на сайте проект государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы». Новая программа разработана по распоряжению правительства, ее первый вариант писали отраслевые институты и предприятия, но он не устроил министерство, и над новой редакцией работали независимые привлеченные консультанты.
 
В документ закладываются две существующие целевые программы (ФЦП) – по развитию оборонпрома до 2020 года и по развитию гражданской авиатехники до 2015 года, но бюджетные ассигнования, переходящие из первой ФЦП в новую программу, не детализируются. Раскрываются только деньги из ФЦП по гражданской авиатехнике. Например, в 2013 году затраты на развитие авиапрома по новой госпрограмме должны составить почти 76,6 млрд рублей, в том числе около 40 млрд переходят из ФЦП «Развитие гражданской авиатехники», говорится в документе.
 
Общее финансирование программы за счет средств бюджета предусмотрено в объеме почти 1,474 трлн рублей в ценах соответствующих лет. При среднем курсе доллара 2012 года, это около $46 млрд на 13 лет.
 
Затраты будут ежегодно увеличиваться до 2017 года: 95 млрд рублей в 2014 году, 146 млрд в 2015 году, 179 млрд в 2016 году. Самый затратный год – 2017-й, когда государство может выделить на развитие авиапрома около 188 млрд рублей. Затем государственное финансирование постепенно сокращается – до 69 млрд рублей в 2025 году. В документе отмечается, что расходы бюджета на развитие авиапрома заложены на уровне 0,91% от расходов по всем госпрограммам в целом в 2013 году, на уровне 1,33% в 2014 году и 1,77% в 2015 году.
 
В 2020 году, согласно документу, расходы российского бюджета на авиапром не превысят 0,89% от всех программных расходов России.
 
За 13 лет работы программы ее внебюджетное финансирование должно составить почти 634,5 млрд рублей. Таким образом, суммарный объем бюджетных и привлеченных инвестиций, необходимых для развития российского авиапрома, составляет около 2,1 трлн рублей. Такой объем подтверждается расчетами российских авиастроителей, соответствует оценкам аналитиков и экспертов отрасли и сопоставим с объемами финансированием похожих международных проектов, говорят авторы документа.
 
Реализация программы должна изменить позиции страны на мировом рынке. Сегодня Россия практически не представлена на глобальном рынке новых гражданских самолетов (менее 1%, около $200 млн), ее доля на рынке самолетостроения в целом в 2011 году составляла 3,4%, в основном благодаря продажам военных самолетов (примерно 7%, или $3,9 млрд), констатирует документ. Доля России на рынке вертолетостроения – 14,2%, и тоже в основном за счет военных машин. В секторе авиационного двигателестроения, авионики, агрегатов и систем на российские предприятия в 2011 году пришлось соответственно 3,5%, 6% и менее 1% рынка – вновь благодаря компонентам военного применения. К 2025 году по гражданским самолетам Россия должна занять 3,1% мирового рынка в денежном выражении. По прогнозам, взятым за основу проекта новой программы, мировой рынок самолетостроения вырастет к 2025 году в 2,3 раза – до $366 млрд, и около 80% этой суммы придется на гражданские самолеты ($292,8 млрд).
 
То есть в 2025 году гражданских самолетов российского производства должно быть продано на сумму не менее $9 млрд – это в 45 раз больше, чем объем продаж в 2011 году.
 
По военному сегменту самолетостроения расчетный уровень доли на мировом рынке – 8,2%, или примерно $6 млрд (рост продаж менее чем в два раза в сравнении с 2011 годом). В вертолетостроении Россия к 2025 году должна занять 13,9% рынка в гражданском секторе. Это $2,4 млрд, по предварительным прогнозам (по итогам 2010 года было 6%, $400 млн). И доля в 15% запланирована для военного сектора вертолетостроения – это примерно $3,8 млрд (против 12%, или $1,2 млрд, в 2010 году). В двигателестроении российские производители должны выйти на долю в 1,8% в гражданском и 8,3% в военном сегменте мирового рынка. Рост присутствия российских авиационных агрегатов и систем на мировом рынке обозначен до 2,7% (почти в три раза); по авионике – до 6,2% и 9,1% по гражданском и военному сегменту соответственно. В проекте новой программы подробно расписаны основные мероприятия по подпрограммам (самолетостроение, вертолетостроение, авиационное двигателестроение, агрегатостроение, приборостроение, малая авиация, авиационная наука и технологии) и проанализированы риски реализации программы.
 
Минпромторг ждет отзывы по документу до 10 октября 2012 года. Предполагается, что программа будет утверждена до конца года.


комментарии (15):

Сашочек      03/09/2012 [13:00:05]#1
Приходится констатировать, что идеология нынешней программы авиапрома не отличается от прежних. Она, как и прежние, достаточно примитивна и состоит в представлении руководству страны радужной картины завоевания солидной доли продаж на мировом рынке, и желанием под этим гипнозом добиться ее одобрения. На уровне правительства это почему-то срабатывает. И это при том, что все прежние программы в гражданском секторе были провалены (вспомним выводы Счетной палаты: цели ФЦП не достигнуты - российские самолеты по-прежнему не хотят покупать, люди уходят с авиационных предприятий. При провозглашенных планах продать в 2015 году 100 самолетов, авиапром сокращает их продажи. В 2009 году продано 9 самолетов, в 2010 году – всего 6. Средняя численность работников научных организаций с 2006-го по 2010 год сократилась с 98, 7 тыс. до 94, 5 тыс., авиастроительных предприятий - с 350 тыс. до 319 тыс. человек. Самолеты собирают из импортных комплектующих, поэтому российская добавленная стоимость в них остается незначительной.) Добавим от себя: за 5 лет в Россию завезено 477 зарубежных, в основном, подержанных самолетов, в том числе в 2011 году - 167 единиц. Анализа и объяснения причин «успешности» с такой же с помпой объявленных прежних программ - нет. Разъяснения за счет каких мер будет достигнута успешность нынешней программы тоже нет.

Сашочек      03/09/2012 [13:08:37]#2
Представляется, что правительству, перед принятием материалов предлагаемой программы к рассмотрению, стоило бы потребовать разъяснения причин провала прежних в сегменте гражданской авиации. Провести собственное изучение (а может быть и расследование) состояния дел в отрасли, обратив особое внимание на такие не последней важности вопросы: для чего существует авиастроение России? Почему приоритеты оснащения отечественных авиакомпаний, испытывающих чрезвычайно острую потребность в переоснащении парка техники, не являются главными (если не сказать что они вообще присутствуют у авиапрома)? Почему в деле планирования авиационной деятельности в сегменте выбора продуктов авиапрома игнорируются предложения Минтранса и авиакомпаний, которые письменно доводились до отрасли (и правительства). Итог игнорирования мнения Минтранса и авиакомпаний - на региональных линиях не на чем летать, и премьер-предлагает начать строить самолеты иностранного производства. Не лучше ли принять национальную программу настоящего комплексного возрождения авиастроения, которая бы предусматривала восстановление отраслевой науки, компонентов поддержки производства и технологий, материалов, современного управления, восстановления профессионального кадрового костяка во всех звеньях, включая структуры федерального уровня управления отраслью. Выдаваемая в виде успешной военная составляющая авиапрома тоже сомнительна, если учесть "успехи" в ПАК ФА, беспилотной авиации и т.д., где отставание составляет целое поколение. Здесь надо бы уже заботиться о сохранении нас в шеренге Китая, Японии, а скоро и Индии, Южной Кореи и т.д.
Частное мнение по состоянию авиапрома: положение не изменится до тех пор, пока государство не изменит управление отраслью и не возьмет его в свои руки. Пока не сделает его профессиональным, программным, где частные интересы не будут главенствовать над государственными. В конце концов, от этого зависит имидж и безопасность России, да и восприятие граждан своей страны. Нужно чтобы у Счетной палаты больше не было оснований писать "Цели не достигнуты..."

air-squirrel      04/09/2012 [11:36:47]#3
to Сашочек.
".....положение не изменится до тех пор, пока государство не изменит управление отраслью и не возьмет его в свои руки..." В том то и проблема, что
создали госкорпорацию ОАК, которая должна повышать эффективность самолетосроительной отрасли. А в результате, уже не 10%, а 3%)прогнозируют......
Это тоже самое что РосНАНО-показали президенту читалку для школьников.Круто.Через год проект закрыли. Деньги отмыли.
Проблема в том, что институты такие как Счетная палата, Госдума (в меньшей степени) "тявкают" что все плохо в авиации (ФЦП провалено) , а воз и ныне там. Ниодного чиновника из авиапрома/ОАК не "отругали" за отсутствие положительных результатов и продолжающуюся деградацию отрасли. Мы с легкой руки останавливаем на год работы по МС-21 (в части БРЭО). Если Иркут/Яковлев не может, зачем ему тогда отдавали этот проект. Год простоя - минус очередные проценты потенциальной рыночной ниши наших самолетов.
Нет рычагов в стране по оценке эффективности и контролю транжиривания госденег, поэтому у нас мосты идут "волной", дороги после ремонта исходят трещинами через сезон. Само понятие "ответственности" в высших эшелонах промышленности отсутствует!!

ССИ      05/09/2012 [07:41:59]#4
И не только в промышленности, но и в управлении государством. Прошу прощения, а что из БРЭО Вы производите и/или конструирует? Вопрос не праздный, поскольку сам тружусь на этой ниве. Работаю с системами управления самолетом. В том числе и с теми, которые планируется использовать на МС-21.

air-squirrel      05/09/2012 [07:58:49]#5
лично я связан с FMS.

ССИ      05/09/2012 [11:14:17]#6
По русски - это ВСС, я так понимаю. Тогда, мы потребители.

kvv3232      05/09/2012 [11:25:49]#7
Любые финансовые вложения имеют смысл, когда за ними стоит реальный качественный продукт, апробированный на внутреннем рынке. На ближайшие 5 лет - это Ту-214/204МС, Ан-124, Ан-148, Ан-140, Ан-2М, Ан-70, Ил-476. От этого и надо отталкиваться. Это "синицы в руках", которые дадаут реальный результат. Обо всём остальном надо забыть до тех пор, пока собственный внутренний рынок не будет удовлетворён вышеуказанным серийным парком. После этого можно строить новые проекты типа МС-21, новые Аны, Фрегаты ЭкоДжет и другие "журавли в небе".
Все попытки совершить "большой скачок" за счёт Super'ов показали со всей очевидностью, что это - "прыжки в сторону", в то время как весь мир движется "шагами вперёд". Из ОАКовского тупика выход один - вернуться к структуре независимых фирм - Ту, Ил, Як. Погосяна надо судить "за превышение должностных полномочий и принесение стране ущерба в особо крупных размерах".

Сашочек      05/09/2012 [12:24:18]#8
kvv3232 05/09/2012 [11:25:49] #7

Любые финансовые вложения имеют смысл, когда за ними стоит реальный качественный продукт, апробированный на внутреннем рынке///
Обо всём остальном надо забыть до тех пор, пока собственный внутренний рынок не будет удовлетворён... После этого можно строить новые проекты типа МС-21, новые Аны, Фрегаты ЭкоДжет и другие "журавли в небе".
Все попытки совершить "большой скачок" за счёт Super'ов показали со всей очевидностью, что это - "прыжки в сторону", в то время как весь мир движется "шагами вперёд".

Из ОАКовского тупика выход один - вернуться к структуре независимых фирм - Ту, Ил, Як. Погосяна надо судить "за превышение должностных полномочий и принесение стране ущерба в особо крупных размерах".


В ближайшем окружении верхов нет специалистов для доведения им этих истин. Зато тусуются спецы, для которых судьба авиации страны абсолютно безразлична, но дороги собственные проекты, которые по заключению Минтранса РФ российским авиакомпаниям не нужны. Минтранс внес альтернативные предложения http://www.proektnoegosudarstv ... , реализация которых позволила бы избежать той катастрофической ситуации, сложившейся на региональных и местных линиях.

Усилиями погосянов, мантуровых они отвергнуты, а Россия потеряла авиастроение, т.к. уже практически везде потеряны кадры. Но Погосян по-прежнему в фаворе...

Сашочек      05/09/2012 [12:47:48]#9
И еще... какое мышление надо иметь, чтобы дослушивать идеи (бредни) погосянов и иже с ним, о необходимости российскому авиапрому заботиться о нуждах мировых авиаперевозчиков, обязательно занять долю мирового рынка, пусть даже позорную в 3, 1 процента. А тем более - по факту это будет не 3, 1 процента, а всего лишь 0, 6 - 0, 65 процента, если учесть, что доля российских комплектующих и доля труда в "прорывных" продуктах не составляет и пятой части.

Неужели там наверху нет реальных экономистов, которые бы показали начальникам все это на одном листочке бумаги? А на другом листочке показать - сколько в России за последние годы заменено самолетов на иномарки, сколько их нужно еще заменить, чтобы стало ясно, что всему авиапрому для удовлетворения ВНУТРЕННЕГО рынка нужно работать лет десять, пятнадцать. Всевышний, верни им там разум.

Грустно....

air-squirrel      05/09/2012 [14:21:59]#10
to kvv3232 "..... надо судить "за превышение должностных полномочий и принесение стране ущерба в особо крупных размерах" - ++100500 ))))

air-squirrel      05/09/2012 [14:23:47]#11
to ССИ
А вы видно занимаетесь КСУ/АП/АТ?!что не система то FDAL A)))

ССИ      05/09/2012 [15:03:59]#12
Скорее, ЭДСУ, АП и АТ. Хотя, последнее время и АП и АТ объединены во ВСУПТ. КСУ ставится на Як-130.

air-squirrel      05/09/2012 [16:02:40]#13
to ССИ
Тогда я вам искренне желаю успешной и своевременной сертификации ваших систем в составе МС-21 в АР МАК/EASA!

Sky_controller      07/09/2012 [01:48:18]#14
Что вы так ругаетесь? Все идет по плану! В ближайшем будущем будет созданно мировое правительство, председателем которого станет президент США, и каждой стране будет отведно свое место, Россия будет Ямбургом, мирового масштаба, поставщиком сырья, и радиоактивной помойкой, и будем мы снабжать сырьем развитой запад, получая кость в зубы, чтобы не вякали. А все эти телодвижения с ОАКом, суперджетом, для отвода глаз, чтобы народ ничего не понял. И это не мои слова, про мировое правителььство, это была тема передачи, на одной из московских молодежных радиостанций, которую ведет Митрофанов, бывший соратник Жирика, и он говорил на полном серьезе, и он за подобную модель, и убеждал всех слушателей, что это благо для нас. И как мне кажется, все эти протестныетдвижения, связанные с выборами, тоже хорошо срежиссированный спектакль, чтобы поднять авторитет Пу в глазах народа, и выставить его идейнным борцом за Россию. Нас прото наипали, как всегда. И взяли без боя.

Orion      07/09/2012 [08:13:27]#15
Все к лучшему! Если для конечного человека будет своя крыша над головой, отпуск пару раз в год в теплых странах, и дешевые перелеты, то вообще пофиг мировое правительство или нет. А интеллект и знания можно будет применять в другом месте земного шара.













Материалы рубрики

Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer