Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Удастся ли отечественным самолетам вернуться в небо России?


19 сентября 2012 года Нина Кузьмина, Комсомольская правда


Чиновники призывают бизнес поддержать отечественную промышленность и заказывать российские лайнеры, но из трех новинок готова только одна.

 

Вице-премьер Дмитрий Рогозин сделал заявление, от которого у всех причастных к авиации пробежал по спине холодок. Он заявил, что пора бы российским авиакомпаниям перестать выписывать из-за рубежа подержанные самолеты, а летать на российских лайнерах. «КП» решила выяснить, насколько реальны такие амбициозные планы.
 
ПРИНУЖДЕНИЕ К ПАТРИОТИЗМУ
 
Сейчас авиапарк российских компаний состоит в основном из подержанных иномарок, средний возраст которых в прошлом году был около 11 лет. Для лайнеров самое то, говорят авиаторы: самолеты уже переболели всеми «детскими болезнями», но износиться еще не успели. Но российские власти твердо решили поднимать промышленность и теперь предлагают отказаться от «Боингов» и «Аэробусов» и срочно пересаживаться на нашу технику.
 
Как рассказал «КП» глава Минпромторга Денис Мантуров, разработок много, но ключевых, которыми и рассчитывают закрыть рынок, три - уже известный миру Sukhoi Superjet 100, «Иркут» МС-21 и обновленный Ту-204 СМ. SSJ 100 вовсю летает в «Аэрофлоте», а вот остальные суда еще готовятся к выходу: «тушка» проходит сертификацию, а МС-21 только конструируют. В министерстве ждут, что «Ту» выйдет на рынок уже к 2014 году, а еще через два года подоспеет детище компании «Иркут».
 
Глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Михаил Погосян объясняет: в современной авиации больше всего востребованы средние самолеты на 100 - 200 пассажиров. И все российские разработки, на которые делается ставка, очень удачно вписываются в эту картину.
 
Впрочем, эксперты авиационной отрасли к такому «патриотизму сверху» относятся сдержанно.
- Чтобы отечественные компании закупали отечественные же самолеты, нашим производителям нужно делать лучшие в мире машины, - говорит глава агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
 
 
ЗАПРЫГНУТЬ В НИШУ
 
Какие самолеты мы собираемся заменить своими? Как рассказывает Олег Пантелеев, SSJ 100 будет летать вместо наших же Ту-134 и Як-42, аналогичных иностранцев в парке наших авиакомпаний нет. Но речь тут идет не только о России, нам ведь подавай мировой рынок, а там среди самолетов этого класса серьезная конкуренция - придется отвоевывать место у бразильского концерна Embraer и канадцев из Bombardier. Примерно в этом же классе стоит и обновленный Ту-204 СМ, который ждут к 2016 году.
 
Разработке компании «Иркут», лайнеру МС-21, придется труднее всех: такие среднемагистральные самолеты на 150 - 220 кресел сейчас самые популярные, и эту нишу прочно заняли гиганты Airbus А-320 и Boeing-737. Рынок, как выражаются бизнесмены, очень тесный, и локтями толкаться придется жестко.
 
- Мы собираемся потеснить Airbus и Boeing - это грандиозные планы, - рассуждает главный редактор портала Avia.ru, эксперт по авиации Роман Гусаров. - Но сдюжим ли? Нам нужно прыгнуть выше головы и создать что-то лучше, чем Boeing и Airbas, потому что, если мы создадим что-то равное по качеству, покупать все равно будут их. Доверие к компании, репутация, хорошее обслуживание, в общем, полный пакет. А мы этого дать пока не можем.
 
 
Кстати, об обслуживании. Любой самолет, каким бы шедевром он ни был, необходимо поддерживать в летном состоянии, а для этого нужна хорошая техническая база, этакие СТО для воздушных судов. Российские авиакомпании в кризис 2008 года искали экономичные варианты лайнеров, отечественные лопали слишком много керосина, набрали, понятное дело, иномарок. И теперь все центры техобслуживания работают по западным стандартам и технологиям. А где тогда, спрашивается, обслуживать наши новые суда? Так что придется создавать еще и ремонтную базу.
 
- Даже если обслуживание зарубежного самолета будет чуть дороже, но делаться будет за один день, а нашего - за неделю, то возьмут все равно западный самолет. Потому что техника зарабатывает деньги, когда летает, а когда стоит, она приносит убытки, - высказывается Гусаров.
 
Есть и еще один момент - на Superjet 100 есть крупный контракт с «Аэрофлотом», то есть «Сухой» сейчас работает, по сути, только на этот заказ. Остальные самолеты еще даже не готовы, чего уж тут говорить о больших партиях. А влезать на рынок и летать нужно уже сейчас. Но кавалерийским наскоком такие дела не делаются, и тут скорее нужно работать на перспективу, говорит Олег Пантелеев.
 
- Ни одна страна, ни одна самая сильная компания не может с первого же года выпускать десятки и сотни бортов в год, - объясняет эксперт. - И авиакомпании покупают зачастую уже проверенную технику. Российским лайнерам придется сначала подтвердить, что они качественные, конкурентоспособные и эффективные. И только после этого появятся заказы, которые загрузят наши заводы.
 
 
У наших SSJ 100 и МС-21 на подходе еще один серьезный конкурент - канадцы готовят к выпуску лайнер Bombardier CSeries, который появится на рынке уже в середине этого десятилетия. Таких самолетов на 110 - 130 кресел в мире еще нет, канадцы будут первыми в этом классе.
 
- Создать за пять лет конкурентоспособную машину, хорошую систему обслуживания да еще и выгодную систему финансирования, чтобы не приходилось брать в лизинг под бешеные проценты? Сильно сомневаюсь, - скептически качает головой Роман Гусаров. - Построить самолет - это одна треть всего дела, если не будет остального, то затея с треском провалится.
 
У России все же с новыми разработками сейчас есть шанс стать вторым игроком на рынке, считает Олег Пантелеев, но для этого нужно работать быстро и качественно. Тогда и принуждать к патриотизму никого не придется - если техника будет действительно классной, ее станут покупать без оглядки на производителя.


комментарии (8):

Captain 777      19/09/2012 [13:44:19]#1
Удастся ли отечественным самолетам вернуться в небо России?
Ответ очевиден: за годы "перестройки" в дикий капитализм доля отечественных самолетов
составляет 5%, годовой выпуск самолетов исчисляется поштучно, + позорная демонстрация
Суперджета в Джакарте, все это- ясно продемонстрировало всему мировому авиационному сообществу, что Россия уже далеко не ведущая авиационная держава.
Для восстановления гражданской авиации надо начинать снова. "с нуля",
и потребуются
десятки лет усилий новых поколений, чтобы отечественная авиация вернулась в небо России.

air-squirrel      19/09/2012 [14:27:17]#2
Согласен с Captain 777
Только власти этого не понимают, потому как их деятельсность временна и не направлена на долгосрочное развитие..., сидят временщики - срубил бабло, вошел в капитал в одну-десять компаний и все....на место приходит другой. Если конкретно, что я вижу работая в авиапроме, то:
1.Кадрами на местах не занимаются (мастштаб предприятия). В масштабе страны - текущая реформа образования изуродует нащу системы образования, сделав ее побольшей части платной, бесплатное образование -это будет уровень ПТУ. Техническое оснащение ВУЗов авиа-направления плачевное..увы
2.Отсталая нормативная база отрасли. Если и выходят новые стандарты то это подкопирку перевод зарубежных (а это деньги + время). Слабое участие российских специалистов в зарубежных рабочих группах по разработке новых стандартов (ARINC, IEEE, RTCA, EUROCAE, VITA....). В итоге мы находимся за бортом...выходит новый стандарт а мы к его внедрению практически не готовы...и снова теряем года....Сюда можно приписать слабое участие российских специалистов авиапрома в международных конференциях именно в роли спичеров (направление системы и оборудование самолетов)
3.Отсутствие в государстве реальной программы (roadmap)развития (не стагнации и деградации) отечественного авиапрома с явными KPI и ответственностью за невыполнение.Одни лозунги 10%, теперь 3%.....лозунгами так все и останется..
Перечислять еще долго можно....но пока я вижу что мы даже не на пороге каких то изменений. а все остается на том же месте с тем же уровнем компетенции..

alexvaleri      19/09/2012 [18:36:44]#3
Не понял про 5% российсктого рынка самолётов.
В прошлом году было выпущено около 1500 пассажирских самолётов.
5% от этого - 75 самолётов. Где они?

АвиаторЪ      19/09/2012 [20:12:48]#4
Пока авиапромом руководят мантуровы и погосяны - мы обречены быть неисчерпаемым рынком сбыта для эйрбаса, боинга и бомбардье, а ильюшины и туполевы будут летать только на выставках

alexvaleri      19/09/2012 [22:26:01]#5
"У России все же с новыми разработками сейчас есть шанс стать ВТОРЫМ (???) игроком на рынке"

Извините, не понял вас. Это про что?

ССИ      20/09/2012 [11:14:48]#6
Вторым игроком - это значит СТАТИСТОМ при шулере. Другого определения нет.

kvv3232      20/09/2012 [20:10:56]#7
Чем страшна погосянщина - она постоянно разводит страну, имеющую реальные, отработанные для серийного производства в целях импортозамещения и покрытия хотя бы собственного рынка самолёты (Ту-214/201СМ, Ту-334, Ан-140, Ан-148, Ил-476, Ан-70, Ан-124), на бесконечные "инновационные прорывные супер-разработки" (по сути - блеф, призрачная цель, мифология). Это та же лысенковщина - с обещаниями чудес на основе домыслов одного человека с непомерными личными амбициями, с пустой тратой времени и огромных средств - и ничего более. Не сумев сделать один порядочный самолёт он берётся сделать следующий "ещё лучше". А надо "не лучший в мире", а просто серийные делать самолёты из того, что уже поставлено на крыло, что могут делать на имеющихся производствах и что реально востребованно. Для жизни отрасли нужны не бесконечные новые прожекты, а доведение до серии имеющихся реальных самолётов.

Mosckvitch      22/09/2012 [15:05:55]#8
В лучщую сторону положение начнёт меняться только в одном случае.Когда люди, находящиеся во властных структурах, будут ПРОФЕССИОНАЛАМИ т.е.обладать профильным образованием.А самое главное, будут способны мыслить и действовать в интересах РОССИИ, помня о её масштабе и месте в мире.













Материалы рубрики

Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии



Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка
Кирилл Комаров
Профиль
Облетать Россию дорого: европейцы "режут" рейсы в Азию

Интерфакс
"Уральские авиалинии" в 2024г намерены сохранить перевозки пассажиров на уровне 2023г
Андрей Коршунов
Известия
Пилот мысли: электронный планшет сделает безопаснее взлет и посадку самолетов
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Сначала Шанхай, а потом, может, и Пекин: из Казани запустят прямой рейс в Китай

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBnhnN
Юду: https://youdo.com/lawyer/realestate/apartment/deal/, подробности...
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer