Ежегодная потребность в летных кадрах в нашей стране ныне составляет около восьмисот специалистов, в то время как летные училища способны подготовить порядка двухсот. Не лучшая картина и в вопросах обеспечения авиакомпаний персоналом для наземного обслуживания широкого спектра авиационной техники. Дефицит подготовленных специалистов и тут остается весьма высоким.
Но причина не только в нехватке специальных учебных заведений. Кроме характерных для авиации ограничений по здоровью, уровню знаний, интеллектуальных и психологических качеств, есть и другие причины. Одна из главных – отсутствие необходимого интереса у подавляющего большинства молодого поколения. Такая же картина и в отношении военной авиации, космонавтики, да и везде – в сложных инженерных профессиях, требующих концентрации ума, внимания и самоотдачи, но не сулящих «золотых гор». Почему столь престижные в прежние времена профессии, прийти в которые еще 20–30 лет назад для многих оставалось несбыточной мечтой, сегодня остаются без достаточного внимания молодежи?
И откуда ему быть, если в большинстве СМИ об авиации вспоминают только тогда, когда случается резонансное происшествие. Да и то, как правило, для того, чтобы с особой изощренностью подчеркнуть бедственное положение в авиационной отрасли и чью-то бездеятельность. Телевидение практически исключило из своих программ регулярные познавательно-просветительные передачи на авиационную тему. Да и не только СМИ, попробуйте, например, найти в книжных магазинах знаковую для нескольких поколений летчиков книгу А.Маркуши «Вам взлет!»…
Практически введением в технические профессии на государственной основе не занимается никто. К счастью, энтузиасты и одержимые, в хорошем смысле этого слова, люди, «портят мрачно-серую картину дня», и достаточно успешно. Яркий пример тому – практически регулярные выставки технического творчества детей и молодежи, на которых можно только удивляться тому, какие уникальные вещи могут рождать фантазия и талант наших ребят.
Наш журнал не обходит вниманием тему детского технического творчества, особенно в авиационно-космической области. Попал в поле зрения редакции и один из московских центров детского технического творчества. В ходе подготовки Программы участия Правительства Москвы в авиасалоне МАКС 2011, генеральным информационным партнером которой являлась «Авиапанорама», для участия в детско-юношеской программе МАКСа был приглашен и Центр технического творчества детей и молодежи «Моделист». На одном из организационных совещаний в мэрии Москвы и состоялось знакомство главного редактора журнала, с Игорем Олеговичем Скаткиным, который руководит ЦТТДМ «Моделист» со дня его основания вот уже 27 лет. (Вскоре выяснилось, что редактор журнала А.Каневский знаком с «Моделистом» уже много лет. Прим. ред.)*.
Диапазон того, чем занимаются ребята в стенах ЦТТДМ, широк. Здесь работают кружки стендового моделизма, где строят стационарные модели-копии самой разнообразной техники. Занимаются дети и постройкой действующих моделей самолетов и планеров. Есть кружок по железнодорожной тематике. Не осталось в стороне и судостроение – с наибольшим интересом строят стендовые модели-копии парусных судов и спортивные действующие судомодели. В кружке авиационного моделизма ребята не только занимаются изготовлением стендовых и летающих моделей авиационной техники, но и получают обширные знания в области отечественной и мировой авиации. В центре собрана богатая подборка фильмов об истории зарождения, становления и развития мировой авиации, об отечественных и зарубежных авиационных конструкторах и летчиках.
Ежегодно центр организует и проводит форум любителей авиации, на который собираются мальчишки и девчонки, юноши и девушки практически со всей Москвы. В программе форума присутствует конкурс по сборке моделей-копий самолетов. Для участия в работе жюри Игорь Олегович приглашает своих коллег – руководителей других детских клубов стендового моделизма Москвы и Подмосковья. Традиционно в качестве почетных гостей в форуме принимают участие асы из пилотажной группы «Стрижи». За плечами центра шесть хорошо организованных и проведенных на высоком уровне форумов: четыре – посвящены отечественной и мировой авиации, два – развитию отечественной и мировой космической техники.
Уникальный штрих в деятельности центра – обучение детей работе с трехмерной графикой в конструкторской программе 3D. Их не просто учат работать с этой непростой программой, а дают первоначальные навыки конструирования различных объектов техники. Здесь творческой фантазии нет границ. Знакомятся ребята и с работой станков с числовым программным управлением. Это вызывает особый интерес у детей, поскольку с применением таких станков изготавливается оснастка для производства пластмассовых моделей-копий. Тех самых, которые ребята собирают, занимаясь в кружке стендового моделизма.
Под руководством И.Скаткина и опытных преподавателей-инструкторов в центре на постоянной основе занимаются примерно сорок мальчиков и девочек. А всего в течение года учениками центра становятся порядка восьмидесяти человек. Кто-то приходит на занятия регулярно, кто-то посещает их с перерывами, но все занимающиеся имеют возможность проверить уровень своего мастерства в выставках-конкурсах и соревнованиях по модельному спорту, в которых ЦТТДМ «Моделист» непременно участвует, а некоторые организует сам. В год таких мероприятий проходит в Москве и Подмосковье немало – городские, областные, всероссийские и даже международные. Ребята центра, как правило, участвуют в 10–11 конкурсах и соревнованиях. Зачастую участие проходит очень успешно, и коллекция центра пополняется призами и дипломами. А вот одну участницу стоит отметить особо. В соревнованиях по полетам на радиоуправляемых моделях вертолетов, проходивших в 2011 г., первое место завоевала ученица центра Лиза Павлова, будучи при этом дебютантом состязания.
Руками ребят построено немало замечательных, выполненных с высоким качеством моделей-копий различной техники. Поэтому и родилась несколько лет назад идея создать на площадях центра музей. Работы детей украшают уже несколько лет действующий в центре первый и пока единственный в Москве и Подмосковье микромузей авиационной и боевой техники мира. В составе экспозиции музея более 150 моделей авиационной техники, более 100 моделей бронетанковой, автомобильной и артиллерийской техники, более 15 моделей кораблей и подводных лодок, модели отечественной космической техники. Есть в экспозиции музея действующий макет железной дороги и несколько выполненных ребятами великолепных диорам на историческую и современную тему. Есть и уникальный экспонат – настоящий пропеллер от аэроплана системы «Анатра», изготовленный в период между 1914 и 1916 годами(!). И находится он там не просто как исторический экспонат, а как пример высокого мастерства русских инженеров и рабочих, еще в начале прошлого века освоивших высокие технологии производства сложных авиационных изделий.
Коллекция музея постоянно пополняется работами учеников центра. И у Игоря Олеговича есть интересные идеи и проекты по развитию музея, преобразования его экспозиции из чисто статической в экспозицию с элементами динамического представления техники или события. Особенно это касается авиационной и космической составляющей. Однако и здесь «связывает по рукам и ногам» извечная проблема площадей и средств. Несколько лет назад по решению руководства муниципалитета у ЦТТДМ «Моделист» отобрали примерно четвертую часть помещения и отдали ее под размещение продовольственного магазина «Утконос». Более чем странное решение, тем более, что магазинов такого профиля в районе более чем достаточно… Просуществовал магазин совсем недолго и закрылся. Помещение бездействует, но возвращать его детям никто не собирается.
Несмотря на все трудности и перипетии, центр работает и делает свое благородное дело. В его стенах мальчишки и девчонки получают то самое первоначальное введение в будущую профессию, которое помогает выбрать дальнейший путь. Подавляющее большинство учеников И. Скаткина и его команды окончили или являются студентами таких известных вузов, как МАИ, МАТИ, МИРЭА, МАДИ, МГТУ им. Баумана. Полученный в центре интеллектуальный потенциал помог двоим ученикам не только успешно окончить высшие учебные заведения, а еще и аспирантуру, защитить кандидатские диссертации.
А сколько еще ребят пройдет «через стены «Моделиста», скольким он поможет определить свой путь в жизни! С уверенностью можно сказать – их будет немало. И поддерживать такие центры технического творчества просто необходимо. В высоких результатах их работы заинтересованы все, и в первую очередь те, кто разрабатывает, строит и эксплуатирует сложные авиационно-космические комплексы. «Кадровый голод» в этой отрасли уже налицо. И как его преодолевать, если не привлекать в авиационно-космические профессии ребят еще со школьной скамьи? При этом выбор подобной профессии у абсолютного большинства воспитанников секций, клубов и центров, подобных «Моделисту», является вполне осознанным – они, по определению, приходят в сложные высокотехнологичные, наукоемкие отрасли. И не только приходят, но и остаются в них, становясь опорой инновационного развития своей страны.
*К сожалению, участие ЦТТДМ «Моделист» в работе авиасалона не состоялось… Подрядчик-распорядитель Программы предложил центру решать все вопросы участия в МАКСе своими силами. Ни силами, ни средствами, необходимыми для этого, центр не располагает.