Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Редкое средство от «кадрового голода»


14 сентября 2012 года Анатолий Каневский, Журнал "Авиапанорама"


От главного редактора: На МАКС-2005 мне довелось встретиться со своим однополчанином по службе на Дальнем Востоке – очень неординарным человеком, уже через три года после окончания Рижского ВВАИУ им. Я.Алксниса заслуженно ставшим старшим инженером воздушной армии по РЭО. «Будущий авиаконструктор!» – показал он мне на своего сына. И наследственность, и ясный взгляд мальчика свидетельствовали: этот – будет! Встретив однополчанина в 2011 году, я задал риторический, как мне казалось, вопрос: «Как твой авиаконструктор?». Махнув рукой, он ответил: «Учится… в финансовой академии».

 

Ежегодная потребность в летных кадрах в нашей стране ныне составляет около восьмисот специалистов, в то время как летные училища способны подготовить порядка двухсот. Не лучшая картина и в вопросах обеспечения авиакомпаний персоналом для наземного обслуживания широкого спектра авиационной техники. Дефицит подготовленных специалистов и тут остается весьма высоким.
 
Но причина не только в нехватке специальных учебных заведений. Кроме характерных для авиации ограничений по здоровью, уровню знаний, интеллектуальных и психологических качеств, есть и другие причины. Одна из главных – отсутствие необходимого интереса у подавляющего большинства молодого поколения. Такая же картина и в отношении военной авиации, космонавтики, да и везде – в сложных инженерных профессиях, требующих концентрации ума, внимания и самоотдачи, но не сулящих «золотых гор». Почему столь престижные в прежние времена профессии, прийти в которые еще 20–30 лет назад для многих оставалось несбыточной мечтой, сегодня остаются без  достаточного внимания молодежи?
 
И откуда ему быть, если в большинстве СМИ об авиации вспоминают только тогда, когда случается резонансное происшествие. Да и то, как правило, для того, чтобы с особой изощренностью подчеркнуть бедственное положение в авиационной отрасли и чью-то бездеятельность. Телевидение практически исключило из своих программ регулярные познавательно-просветительные передачи на авиационную тему.  Да и не только СМИ, попробуйте, например, найти в книжных магазинах знаковую для нескольких поколений летчиков книгу А.Маркуши «Вам взлет!»… 
 
Практически введением в технические профессии на государственной основе не занимается никто. К счастью, энтузиасты и одержимые, в хорошем смысле этого слова, люди, «портят мрачно-серую картину дня», и достаточно успешно. Яркий пример тому – практически регулярные выставки технического творчества детей и молодежи, на которых можно только удивляться тому, какие уникальные вещи могут рождать фантазия и талант наших ребят.
 
Наш журнал не обходит вниманием тему детского технического творчества, особенно в авиационно-космической области. Попал  в поле зрения редакции и один из московских центров детского технического творчества. В ходе подготовки Программы участия Правительства Москвы в авиасалоне МАКС 2011, генеральным информационным партнером которой являлась «Авиапанорама», для участия в детско-юношеской программе МАКСа был приглашен и Центр технического творчества детей и молодежи «Моделист». На одном из организационных совещаний в мэрии Москвы и состоялось знакомство главного редактора журнала, с Игорем Олеговичем Скаткиным, который руководит ЦТТДМ «Моделист» со дня его основания вот уже 27 лет. (Вскоре выяснилось, что редактор журнала А.Каневский знаком с «Моделистом» уже много лет. Прим. ред.)*. 
 
Диапазон того, чем занимаются ребята в стенах ЦТТДМ, широк. Здесь работают кружки стендового моделизма, где строят стационарные модели-копии самой разнообразной техники. Занимаются дети и постройкой действующих моделей самолетов и планеров. Есть кружок по железнодорожной тематике. Не осталось в стороне и судостроение – с наибольшим интересом строят стендовые модели-копии парусных судов и спортивные действующие судомодели. В кружке авиационного моделизма ребята не только занимаются изготовлением стендовых и летающих моделей авиационной техники, но и получают обширные знания в области отечественной и мировой авиации. В центре собрана богатая подборка фильмов об истории зарождения, становления и развития мировой авиации, об отечественных и зарубежных авиационных конструкторах и летчиках. 
 
Ежегодно центр организует и проводит форум любителей авиации, на который собираются мальчишки и девчонки, юноши и девушки практически со всей Москвы. В программе форума присутствует конкурс по сборке моделей-копий самолетов. Для участия в работе жюри Игорь Олегович приглашает своих коллег – руководителей других детских клубов стендового моделизма Москвы и Подмосковья. Традиционно в качестве почетных гостей в форуме принимают участие асы из пилотажной группы «Стрижи». За плечами центра шесть хорошо организованных и проведенных на высоком уровне форумов: четыре – посвящены отечественной и мировой авиации, два – развитию отечественной и мировой космической техники.
 
Уникальный штрих в деятельности центра – обучение детей работе с трехмерной графикой в конструкторской программе 3D. Их не просто учат работать с этой непростой программой, а дают первоначальные навыки конструирования различных объектов техники. Здесь творческой фантазии нет границ. Знакомятся ребята и с работой станков с числовым программным управлением. Это вызывает особый интерес у детей, поскольку с применением таких станков изготавливается оснастка для производства пластмассовых моделей-копий. Тех самых, которые ребята собирают, занимаясь в кружке стендового моделизма.
 
Под руководством И.Скаткина и опытных преподавателей-инструкторов в центре на постоянной основе занимаются примерно сорок мальчиков и девочек. А всего в течение года учениками центра становятся порядка восьмидесяти человек. Кто-то приходит на занятия регулярно, кто-то посещает их с перерывами, но все занимающиеся имеют возможность проверить уровень своего мастерства в выставках-конкурсах и соревнованиях по модельному спорту, в которых ЦТТДМ «Моделист» непременно участвует, а некоторые организует сам. В год таких мероприятий проходит в Москве и Подмосковье немало – городские, областные, всероссийские и даже международные. Ребята центра, как правило, участвуют в 10–11 конкурсах и соревнованиях. Зачастую участие проходит очень успешно, и коллекция центра пополняется призами и дипломами. А вот одну участницу стоит отметить особо. В соревнованиях по полетам на радиоуправляемых моделях вертолетов, проходивших в 2011 г., первое место завоевала ученица центра Лиза Павлова, будучи при этом дебютантом состязания. 
 
Руками ребят построено немало замечательных, выполненных с высоким качеством моделей-копий различной техники. Поэтому и родилась несколько лет назад идея создать на площадях центра музей. Работы детей украшают уже несколько лет действующий в центре первый и пока единственный в Москве и Подмосковье микромузей авиационной и боевой техники мира. В составе экспозиции музея более 150 моделей авиационной техники, более 100 моделей бронетанковой, автомобильной и артиллерийской техники, более 15 моделей кораблей и подводных лодок, модели отечественной космической техники. Есть в экспозиции музея действующий макет железной дороги и несколько выполненных ребятами великолепных диорам на историческую и современную тему. Есть и уникальный экспонат – настоящий пропеллер от аэроплана системы «Анатра», изготовленный в период между 1914 и 1916 годами(!). И находится он там не просто как исторический экспонат, а как пример высокого мастерства русских инженеров и рабочих, еще в начале прошлого века освоивших высокие технологии производства сложных авиационных изделий.
 
Коллекция музея постоянно пополняется работами учеников центра. И у Игоря Олеговича есть интересные идеи и проекты по развитию музея, преобразования его экспозиции из чисто статической в экспозицию с элементами динамического представления техники или события. Особенно это касается авиационной и космической составляющей. Однако и здесь «связывает по рукам и ногам» извечная проблема площадей и средств. Несколько лет назад по решению руководства муниципалитета у ЦТТДМ «Моделист» отобрали примерно четвертую часть помещения и отдали ее под размещение продовольственного магазина «Утконос». Более чем странное решение, тем более, что магазинов такого профиля в районе более чем достаточно… Просуществовал магазин совсем недолго и закрылся. Помещение бездействует, но возвращать его детям никто не собирается.
 
Несмотря на все трудности и перипетии, центр работает и делает свое благородное дело. В его стенах мальчишки и девчонки получают то самое первоначальное введение в будущую профессию, которое помогает выбрать дальнейший путь. Подавляющее большинство учеников И. Скаткина и его команды окончили или являются студентами таких известных вузов, как МАИ, МАТИ, МИРЭА, МАДИ, МГТУ им.  Баумана. Полученный в центре интеллектуальный потенциал помог двоим ученикам не только успешно окончить высшие учебные заведения, а еще и аспирантуру, защитить кандидатские диссертации.
 
А сколько еще ребят пройдет «через стены «Моделиста», скольким он поможет определить свой путь в жизни! С уверенностью можно сказать – их будет немало. И поддерживать такие центры технического творчества просто необходимо. В высоких результатах их работы заинтересованы все, и в первую очередь те, кто разрабатывает, строит и эксплуатирует сложные авиационно-космические комплексы. «Кадровый голод» в этой отрасли уже налицо.  И как его преодолевать, если не привлекать в авиационно-космические профессии ребят еще со школьной скамьи? При этом выбор подобной профессии у абсолютного большинства воспитанников секций, клубов и центров, подобных «Моделисту», является вполне осознанным – они, по определению, приходят в сложные высокотехнологичные, наукоемкие отрасли. И не только приходят, но и остаются в них, становясь опорой  инновационного развития своей страны.
 
*К сожалению, участие ЦТТДМ «Моделист» в работе авиасалона не состоялось… Подрядчик-распорядитель Программы предложил центру решать все вопросы участия  в МАКСе  своими силами.  Ни силами, ни средствами, необходимыми для этого, центр не располагает.


комментарии (3):

dima26512      14/09/2012 [22:39:21]#1
наверно все проблемы из-за руководства

Гагарин      17/09/2012 [10:18:18]#2
А вы обратили внимние, что сейчас как такового кадрового голода в крупных авиакомпаниях нет, мало того пилоты стоят за забором. Потому что сейчас основное требование 4 уровень английского языка. Даже не все выпускники Ульновского училища не могут после выпуска приткнуться по выбранной специальности. Авиакомпании сами не хотят оплачивать учёбу и переучивание, всем нужны уже готовые. Этот подход нужно менять, тогда и кадрового голода не будет.

Achtung      17/09/2012 [13:17:26]#3
Добавлю:
Большая часть из тех молодых людей, которые заканчивают соответствующие профильные институты, университеты и т.п. надолго на предприятиях и в КБ не задерживаются. Получают практические знания, нарабатывают опыт и уходят кто куда. Через 3-5 лет работы весь энтузиазм разбивается о суровые будни российского инженера-разработчика. Причем, те люди, которые прошли школу на предприятиях занимающихся разработками для ОПК, очень ценятся потом в частных фирмах, и там им предлагают зарплату в несколько раз больше чем была. Пишу это не понаслышке, сам прошел этот путь.
И еще хочу добавить: когда пишут, что нет специалистов-разработчиков - это не совсем правда. Их еще достаточно много в нашей стране. Просто занимаются кто чем может, на жизнь зарабатывают. Может Циолковских и Туполевых среди них и не нет, но если бы нашелся государственный деятель, который не только красиво говорить может, но и отвечает за свои слова, и он бы решил действительно возродить отечественную науку и промышленность, то специалистов для такой задачи еще пока насобирать вполне реально. К сожалению приоритеты в нашей стране сейчас совсем другие. Нефть еще не закончилась, да и газа еще полно.













Материалы рубрики

Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBcMam
Услуги автоперевозок: http://perevozki.youdo.com/arenda/pritsep/, выбирай нас!
Смотрите здесь - http://courier.youdo.com/store-delivery/pyaterochka/, лучшие цены по ссылке.
Смотрите тут - https://youdo.com/auto/kuzovnoy/painting/, полное описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer