Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Взлетные полосы препятствий


14 сентября 2012 года Алина Черноиванова, Газета.ru


«Газета.Ru» ознакомилась с рабочими материалами по созданию компании, консолидирующей московский авиаузел. Наибольшую сложность в этом процессе представляет приватизация аэродромов – они закреплены за ФГУПами, одно из которых – должник частных владельцев Домодедово. Юристы не исключают затяжной корпоративной войны.

 

Рабочая группа по развитию московского авиационного узла во главе с первым вице-премьером Игорем Шуваловым в октябре объявит конкурс на концепцию развития аэропортов Москвы и создания компании, которая объединит государственные активы в авиационном узле. Разработкой займутся независимые консультанты. До 1 октября Минтранс должен согласовать с группой и внести в правительство задание для консультанта.
 
Владимир Путин в июле поддержал предложение советника Игоря Левитина о создании инфраструктурной компании, которая консолидирует федеральное имущество авиаузла. Конкурс по выбору консультанта будет объявлен сразу после утверждения техзадания, в первых числах октября победитель займется разработкой проекта.
 
К 10 ноября консультант должен предложить оптимальный способ консолидации аэропортовой инфраструктуры в единой компании. 15 ноября доклад по этому вопросу должен быть представлен президенту.
 
Согласно материалам рабочей группы, с которыми ознакомилась «Газета.Ru», консультантам предстоит уточнить прогнозы пассажиро- и грузопотоков до 2025 года, оценить доступность аэропортов – возможности автомобильных и железных дорог доставить пассажиров к аэропортам.
 
Экспертам также необходимо проанализировать, стоит ли выделять в авиаузле базовый аэропорт (и если да, то какой и почему), нужна ли аэропортам авиаузла специализация.
 
Сравнительно новая задача, которая возникла перед рабочей группой и теперь ставится перед консультантом, – проработка использования аэродромов государственной и экспериментальной авиации для гражданских авиаперевозок. В московском регионе – 14 аэродромов гражданской авиации и 22 военных и специализированных аэродрома. Изначально планировалось сосредоточиться на развитии трех крупнейших – Внуково, Шереметьево и Домодедово, а уже потом заняться другими аэродромами. Но в сентябре вице-премьер Дмитрий Рогозин поручил профильным ведомствам открыть международный аэропорт в Раменском. Консультанту предстоит проработать возможности Раменского, Кубинки, Чкаловского и других аэродромов московского авиаузла.
 
Консолидация государственной собственности в авиаузле запланирована на базе единой компании – это может быть госкомпания или открытое акционерное общество (ОАО).
 
У обеих форм организации компании есть свои плюсы и минусы, но предварительные проработки межведомственной группы говорят о том, что оптимальной является ОАО. Госкомпания – это некоммерческая организация (как, например, «Автодор»), она не может получать и распределять прибыль. ОАО (например, «Роснано», «РЖД») может направлять прибыль на инвестиционную деятельность и развитие инфраструктуры, а также выплачивать дивиденды. Но внести госимущество в уставный капитал ОАО можно только через приватизацию.
 
В уставный капитал компании планируется внести 83,04% акций «Международного аэропорта Шереметьево», 74,74% акций «Аэропорта Внуково» и 25% +1 акция «Международного аэропорта Внуково». Они находятся у Росимущества.
 
Для приватизации Шереметьево нужно либо уменьшить долю государства в активе, либо вывести его из перечня стратегических ОАО. К тому же, сейчас идет объединение активов Шереметьево и Внуково – оно завершится во время создания единой компании – в первом полугодии 2013 года.
 
Во время приватизации цена акций по закону определяется независимым оценщиком и может серьезно отличаться от балансовой стоимости. Консультант должен оценить разные варианты объединения активов: через слияние, присоединение или внесение акций операторов аэропортов в капитал единой компании.
 
Еще одним вкладом государства в компанию должна стать аэродромная инфраструктура авиаузла – сейчас она находится в ведении ФГУПов: аэродромы Внуково и Шереметьево у «Администрации гражданских аэропортов» (АГА), аэродром Домодедово у «Администрации аэропорта Домодедово».
 
С первым ФГУПом главная сложность в том, что в его ведении находится не только Внуково и Шереметьево, но и около 50 аэродромов по всей России. «АГА» можно из ФГУПа преобразовать в акционерное общество и передать 100% его акций в единую компанию, но тогда компании придется брать на себя обязательства по всем аэродромам «АГА», а это противоречит цели ее создания. Как вариант, аэродромы Внуково и Шереметьево можно выделить из «АГА» в унитарное предприятие, затем акционировать его и тогда внести 100% акций в новую компанию, но такой путь длителен в реализации, говорится в материалах рабочей группы.
 
С ФГУП «Администрация аэропорта Домодедово» (ААД) ситуация еще менее понятная. Он связан с частным оператором аэропортового комплекса – «Международным аэропортом Домодедово», владельцами которого участники рынка считают Дмитрия Каменщика и Валерия Когана, – договором аренды. Он был заключен в 1998 году на 75 лет. В 2000-х «ААД» в течение трех лет оспаривал договор в судебном порядке, но в итоге заключил с частными владельцами Домодедово мировое соглашение, по которому пересмотр арендной платы возможен раз в 5 лет (переговоры по первому с тех пор пересмотру затянулись на полтора года).
 
«ААД» заключал и другие договоры с ЗАО «Международный аэропорт Домодедово», по которым ФГУП получил долговое обременение: долг «ААД» в конце 2009 года, по данным Счетной палаты, составлял почти 1 млрд рублей.
 
Передать аэродром Домодедово в собственность единой компании напрямую, а не через реорганизацию ФГУП «ААД», нельзя: нет достаточных юридических оснований для изъятия этого имущества, говорит Сергей Патракеев, советник юридической фирмы Lidings.
 
При попытке акционирования «ААД» кредитор может активно противодействовать этому. «Встанут вопросы взыскания долгов и учета интересов кредитора, если выплата долгов невозможна», – поясняет Константин Трапаидзе, председатель коллегии адвокатов «Ваш юридический поверенный».
 
Кредитор может попытаться взыскать задолженность, обратив иск на имущество ФГУПа. Тогда сроки акционирования могут затянуться при помощи судебных процессов или арестов имущества.
 
«Конфликт может превратиться в затяжную «корпоративную войну», в которой одна сторона будет справедливо пытаться получить назад свои деньги, а другая, используя юридические и административные инструменты, будет этому препятствовать», – добавляет Трапаидзе.
«Если задолженность не будет погашена до реорганизации ФГУП, она перейдет на новую компанию, а если она будет затягивать с погашением задолженности, кредиторы получат право инициировать процедуру банкротства, – говорит Патракеев. – Требования досрочного погашения долгов ФГУП «ААД» скажутся не столько на сроках реорганизации, сколько на дальнейших перспективах существования единой компании».
 
Но на практике, добавляет Трапаидзе, подобные конфликты заканчиваются погашением долгов перед кредитором или мировым соглашением. «Все будет зависеть от позиций сторон», – говорит юрист.
 
Окончательного понимания, возможно ли безболезненно акционировать «ААД» и внести его в единую компанию, у рабочей группы пока нет. Консультанту предстоит разработать механизм передачи имущества от «АГА» и «ААД». Возможно, сначала из «АГА» будет выделено унитарное предприятие с аэродромами Внуково и Шереметьево, затем к нему присоединят «ААД» и только после этого будет проведено акционирование, приватизация и передача пакета в единую компанию.
 
В уставный капитал компании, скорее всего, будут внесены и строящиеся объекты.
 
К ним могут быть отнесены третья взлетно-посадочная полоса в Шереметьево и новая полоса в Домодедово, если к тому времени она будет оформлена как «новое имущество». Основная сложность здесь – необходимость независимой оценки стоимости уже готовой части объекта и перезаключение договоров с подрядчиками (для этого потребуется расторжение государственного контракта, приостановка строительных работ). Поэтому не исключено, что строящиеся объекты будут внесены в единую компанию все-таки уже после завершения строительства.
 
Еще одним вкладом России должны стать деньги из федерального бюджета, предусмотренные в 2013 году федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие транспортной системы России». (В 2014-2015 гг. средства из ФЦП должны будут направляться на оплату дополнительно размещаемых акций компании, объединяющей аэропорты).
 
При этом есть возможность внести бюджетные средства в капитал компании с определением, на что именно они должны тратиться.
Для этого в подпрограмме «Гражданская авиация» транспортной ФЦП потребуется уточнение, что, например, создание третей полосы в Шереметьево ведет единая компания, которая получает не только права на государственные инвестиции по этому проекту, но и обязанность его осуществить.
 
Проработку проекта консультант должен завершить весной 2013 года, представив проект соглашения между Россией и единой инфраструктурной компанией.
 
Документ определит принципы взаимодействия государства и компании, обязательства компании по содержанию и развитию инфраструктуры, по привлечению инвестиций в московский авиаузел. В соглашении прописываются требования к компании по «недискриминационному предоставлению доступа к аэропортовой инфраструктуре для операторов терминалов, арендаторов и авиакомпаний», гарантии по привлечению новых авиакомпаний, долгосрочные параметры тарифной политики, основные условия государственной поддержки и другое.
 
В итоговом соглашении может быть прописано и положение о том, что компания в праве рассчитывать на бюджетное финансирование только, если выполняет целый ряд требований – от гарантированного пассажиро- и грузопотока до определенного уровня безопасности.
До мая 2013 года консультант представит инвестиционную схему развития авиаузла. К этому же сроку от него ждут детальной финансово-экономической проработки проекта. Единая компания, по предварительному плану, должна быть окончательно сформирована в течение 9 месяцев после подписания указа президента, то есть в августе 2013 года.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные



Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer