АО «МОТОР СИЧ» – это компания, специализирующаяся на создании, производстве и послепродажном обслуживании газотурбинных двигателей для гражданской и военной авиации, промышленных газотурбинных приводов, а также газотурбинных электростанций и газоперекачивающих агрегатов с этими приводами. В последнее время мы также проводим активные работы по созданию в Украине вертолетостроительной промышленности.
Сегодня работа нашего предприятия в полной мере соответствует критериям рыночной экономики. Большой опыт позволяет нам гибко и эффективно действовать на мировых рынках. Качество и надежность выпускаемых нами авиадвигателей подтверждена их многолетней эксплуатацией на самолетах и вертолетах более чем в 120 странах мира.
Одним из признанных критериев успешности предприятия является его участие в международных авиационных выставках. АО «МОТОР СИЧ» – постоянный участник аэрокосмических салонов во Франции, Германии, Великобритании, Индии, Китае, Объединенных Арабских Эмиратах, России и в других странах.
Не забываем мы и украинский международный аэрокосмический салон «Авiасвiт ХХI», постоянным участником и одним из инициаторов проведения которого является наше предприятие.
На нынешнем, 8-м салоне в экспозиции корпорации «НПО А. Ивченко» представлен ряд экспонатов, демонстрирующих некоторые наши двигатели последних лет, созданные или только создаваемые как на нашем предприятии (ТВ3-117ВМА-СБМ1В 1, 1Е и 4Е серий, МС-500В, МС-400, МС-14 и АИ-450-МС), так и совместно с ГП «Ивченко-Прогресс» (Д-436-148ФМ, АИ-222-25Ф и АИ-450М/М1).
На стоянке летательных аппаратов также представлены модернизированные на АО «МОТОР СИЧ» вертолеты Ми-8МСБ и Ми-2.
Самым большим двигателем в нашей экспозиции является Д-436-148ФМ. Очередной двигатель семейства Д-436-148, успешно эксплуатируемый на самолетах Ан-148 и Ан-158, создается для последующих модификаций самолетов этого семейства и, прежде всего, для среднего транспортного Ан-178.
Двигатель будет иметь перспективный вентилятор, в конструкции которого использованы новые решения по повышению КПД, напорности и по снижению шума. В сочетании с повышением характеристик основных узлов двигателя это обеспечит существенное улучшение летно-технических характеристик самолетов.
Необходимо отметить, что один из двигателей этого семейства – Д-436ТП в составе самолета Бе-200ЧС в ноябре 2008 года первым из авиационных двигателей на постсоветском пространстве получил одобрение Европейского Агентства по Авиационной безопасности (EASA) на соответствие западным нормам летной годности, обеспечив тем самым выход гидросамолета Бе-200ЧС на европейский и американский рынки.
Для различных модификаций Ан-148 и других пассажирских и транспортных самолетов с маршевыми двигателями семейства Д-436 на АО «МОТОР СИЧ» создан двухвальный вспомогательный газотурбинный двигатель АИ-450-МС. Он обеспечивает запуск маршевых двигателей, а также подачу сжатого воздуха и электроэнергии в бортовые системы самолета при неработающих маршевых двигателях.
Высокая эффективность применения ВГТД АИ-450-МС достигается за счет низкого удельного расхода топлива, являющегося следствием высоких параметров термодинамического цикла, высоких КПД узлов и выбора схемы с отбором воздуха от служебного компрессора, а также за счет низких эксплуатационных расходов.
«МОТОР СИЧ» является одним из главных участников рынка вертолетных газотурбинных двигателей. Более 80% вертолетов «Ми» и «Ка», в том числе и самый грузоподъемный в мире Ми-26, поднимают в небо запорожские моторы. Наша стратегия развития заключается в укреплении своих позиций на этом рынке путем создания принципиально новых двигателей.
С целью дальнейшего повышения летно-технических характеристик вертолетов и их эффективности при эксплуатации в высокогорных районах стран с жарким климатом в сентябре 2007 г. на АО «МОТОР СИЧ» завершены работы по созданию вертолетного двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1В. По своим характеристикам этот двигатель соответствует современным техническим требованиям и имеет выданные в 2007г. Сертификаты типа № СТ 267-АМД, Авиационного регистра Межгосударственного Авиационного Комитета и №ТД 0035 Государственной авиационной администрации Украины. В 2009 г. двигатель ТВ3-117ВМА-СБМ1В принят на вооружение МО Украины (Акт ГСИ №02/08101-004).
Режимы работы двигателя оптимально адаптированы к условиям эксплуатации на различных типах вертолетов. Его система автоматического управления позволяет, при испытаниях на предприятии, настраивать одно из следующих значений мощности на взлетном режиме - 2500, 2400, 2200 или 2000 л.с., и обеспечивает ее поддержание до более высокой температуры наружного воздуха и высоты полета по сравнению с существующими модификациями двигателей семейства ТВЗ-117В, в том числе и ВК-2500, устанавливаемыми на вертолеты марок «Ми» и «Ка».
Для повышения безопасности однодвигательного полета предусмотрены режимы 2,5-минутной и 60-минутной мощности, равной 2800 л.с, а также режим 60-минутной мощности, равной мощности взлетного режима.
С целью повышения тактико-технических данных вертолета введен режим «продолжительной взлетной мощности», предусматривающий, при необходимости, непрерывное использование взлетного режима обоих работающих двигателей более 5-ти (до 30-ти) минут.
В 2007 г. двигатель прошел испытания в ТБК ЦИАМ по определению основных технических данных и высотно-скоростных характеристик, а также по оценке эксплуатационных характеристик и работоспособности систем двигателя. Во время этих испытаний двигатель обеспечил устойчивый запуск до высоты 6000 метров и устойчивую работу на высоте 9000 метров во всем диапазоне возможных в эксплуатации температур наружного воздуха.
В ходе испытаний в 2010 году на Конотопском авиаремонтном заводе «Авиакон» вертолет Ми-8МТВ с двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В поднялся на рекордную высоту – 8100 м.
В 2011 г. двигатель ТВ3-117ВМА-СБМ1В успешно прошел государственные стендовые испытания в России и подтвердил свое соответствие требованиям технического задания Министерства обороны Российской Федерации (Акт ГСИ №14/11102-007ВП).
Для применения в проектах новых вертолетов разрабатываются модификации двигателя ТВЗ-117ВМА-СБМ1В 1 серии с электронно-цифровой САУ типа FADEC и ТВЗ-117ВМА-СБМ1В 2 серии с новым электронным регулятором. Использование новых САУ приведет к дальнейшему улучшению характеристик двигателей и вертолетов.
Двигатели ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4 и 4Е серии (с воздушной или электрической системами запуска) являются модификациями двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1В и предназначены для ремоторизации ранее выпущенных вертолетов типа Ми-8Т с целью улучшения их летно-технических характеристик, особенно при эксплуатации в условиях жаркого климата, высокогорных взлетных площадок. Двигатели поддерживают мощность до более высоких значений температур наружного воздуха, высот базирования и полета по сравнению с двигателями ТВ2-117, установленными в настоящее время на вертолеты типа Ми-8Т.
Двигатели унаследовали лучшие конструктивные решения, направленные на обеспечение более высоких параметров и ресурсов, которые были отработаны на базовом двигателе ТВ3-117ВМА-СБМ1В. Это позволило установить двигателям ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4 и 4Е серии назначенный ресурс 15 000 часов/циклов, ввести чрезвычайные режимы 2,5 и 30-минутной мощности при одном неработающем двигателе, которые отсутствовали на двигателе ТВ2-117.
Первый полет вертолета Ми-8Т с новыми двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е серии состоялся 10 ноября 2010 г. на аэродроме АО «МОТОР СИЧ».
В 2011 г. АО «МОТОР СИЧ» Авиационным регистром МАК выдано дополнение к Сертификату типа № СТ267-АМД/Д04 на маршевые двигатели ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4 и 4Е серий.
Сегодня в мире повышенным спросом пользуется малая авиация, в связи с этим АО «МОТОР СИЧ» активно участвует в проводимых ГП «Ивченко-Прогресс» работах по созданию малоразмерных турбовальных и турбовинтовых двигателей семейства АИ-450 с мощностью на взлетном режиме 450…600 л.с. По тактико-техническим, экономическим и экологическим характеристикам эти двигатели будут одними из лучших в своем классе. По размерам АИ-450 чуть больше мотора «Волги» и способен поднять в воздух вертолеты грузоподъемностью от 1200 до 2000 кг.
Сегодня ведутся работы по модификациям этого двигателя – АИ-450М и АИ-450М1. С мощностью на взлетном режиме 400 л.с. и 465 л.с. они предназначены для ремоторизации ранее выпущенных вертолетов Ми-2. Учитывая изменение конъюнктуры мирового вертолетного рынка, наше предприятие ведет работы по созданию семейства турбовальных двигателей нового поколения – МС-500В в классе взлетной мощности 600...1000 л.с, предназначенных для установки на вертолеты различного назначения со взлетной массой 3,5...6 тонн.
По прогнозам экспертов, сектор рынка вертолетов этого класса, благодаря их универсальности, будет одним из самых перспективных в ближайшие годы. Базовым двигателем семейства является МС-500В-01 с мощностью на взлетном режиме 810 л.с. На его основе могут быть созданы модификации со взлетной мощностью от 630 л.с. (двигатель МС-500В) до 950 л.с. (двигатель МС-500В-02).
Разработка двигателей семейства МС-500В ориентирована на создание перспективных конкурентоспособных с зарубежными аналогами, надежных, легких и экономичных двигателей с малой стоимостью жизненного цикла. Компоновка базового двигателя была выбрана исходя из условия применения высоконапорного одноступенчатого центробежного компрессора со степенью повышения давления не менее 11 при достаточно высоком КПД и обеспечении необходимых запасов ГДУ.
Проектно-конструкторские работы по этому компрессору выполнены специалистами АО «МОТОР СИЧ» под руководством Главного конструктора Шанькина С.И.
Сейчас ведется стендовая отработка газодинамических параметров и доводочные работы на одновальных газогенераторах и полноразмерных двигателях МС-500В, а также работы по обеспечению его сертификации.
Турбовинтовой двигатель МС-14 предназначен для ремоторизации ветерана отечественной авиации самолета Ан-2, а также может устанавливаться на другие самолеты аналогичного класса. Изготавливается опытная партия двигателей, проводятся опытно-конструкторские и доводочные работы. При необходимости в дальнейшем может быть создана вертолетная модификация этого двигателя.
Одной из сторон деятельности АО «МОТОР СИЧ» является разработка и серийное производство двухконтурных двигателей малой тяги для крылатых ракет и управляемых снарядов различного класса и назначения. В экспозиции представлен один из таких двигателей МС-400 с максимальной тягой 400 кг.
Продолжая эту традицию, в настоящее время мы участвуем в создании совместно с ГП «Ивченко-Прогресс» двигателей семейства
АИ-222. Они могут обеспечить максимальную тягу от 2200 до 3000 кгс, а при установке форсажной камеры – до 5000 кгс.
Модификации АИ-222К-25 (бесфорсажная) и АИ-222К-25Ф (с форсажной камерой) предназначены для двухдвигательного учебно-боевого самолета L-15, создаваемого китайской фирмой Hongdu Aviation Industrial (Group) Corporation (HAIC).
26 июня 2007 г. состоялся первый запуск на стенде двигателя АИ-222К-25Ф, который стал первым спроектированным и изготовленным в Украине двигателем с форсажной камерой.
20 октября 2010 г. совершил свой первый полет сверхзвуковой самолет модификации L-15 LIFT (Lead In Fighter Trainer), предназначенной для обучения пилотов начальному пилотированию истребителей, таких, как российские Су-30 МКИ, китайские J-10, J-11 и J-15, а также современных истребителей других стран. В небо его подняли запорожские двигатели АИ-222К-25Ф.
Опираясь на успешную, более чем вековую историю предприятия, применяя наш высочайший интеллектуальный потенциал, используя уникальные передовые технологии, в тесной кооперации с нашими деловыми партнерами – прежде всего ГП «Ивченко-Прогресс» и АО «Антонов», мы обеспечиваем Украине статус авиационной державы, способной в числе немногих государств мира производить не только самолеты, но и авиационные двигатели.