Авиационный регистр Межгосударственного авиакомитета обратил внимание разработчиков регионального самолета Ан-148-100 на проблемы, возникающие с двигателями Д-436-148, установленными на этих судах.
17 июля генеральный директор авиарегистра МАК Александр Донченко направил соответствующее письмо N06.95-1719 генеральному конструктору ГП "Ивченко-Прогресс" Игорю Кравченко и генеральному конструктору ГП "Антонов" Дмитрию Киве. Письмо было опубликовано в конце прошлой недели на сайте межрегионального территориального управления воздушного транспорта центральных районов Росавиации.
В письме Александр Донченко сообщил о "серьезных инцидентах, связанных с отказами маршевых двигательных установок на Ан-148-100, которые имели место быть в последнее время". "Предварительно — это разрушение центрального привода коробки приводов и разрушение подшипника двигателя",— говорится в документе. МАК настаивает на том, чтобы разработчики самолета и двигателя приняли оперативные меры, чтобы исправить ситуацию и исключить повторения проблем. Если "в сжатые сроки предприятия не примут технические решения для устранения указанных недостатков, авиарегистр МАК в соответствии с международной практикой сертификации выпустит директивы летной годности организационного характера". Это означает, что МАК может ограничить эксплуатацию самолетов Ан-148 на территории России до устранения указанных в директивах недостатков.
Получить комментарий ГП "Антонов" вчера не удалось. Генеральный конструктор "Ивченко-Прогресс" Игорь Кравченко сообщил "Ъ", что не получал писем от авиарегистра МАК. "Я могу только сказать, что показатели надежности двигателя Д-436-148 полностью соответствуют нормативным показателям",— сообщил генконструктор.— Абсолютно надежной техники нет ни у кого, и проблемы есть у всех. Однако все двигатели в мире имеют определенные показатели надежности, и мы этим нормам соответствуем". Отметим, что со стороны эксплуатантов Ан-148 критики в адрес разработчиков самолета в последнее время не было.
В российской лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко" (продвигает Ан-148, в том числе на российском рынке) назвали ситуацию штатной. "В адрес свежей техники обычно поступает много замечаний. Ан-148 — молодой самолет и летает еще не так много. Разработан план мероприятий по оперативному вмешательству в замену некоторых частей, в частности подшипников, установленных на двигателях. Это не должно повлиять на деятельность компании-эксплуатанта",— сообщил пресс-секретарь "Ильюшин Финанс Ко" Андрей Липовецкий. По его словам, никаких инцидентов, связанных с безопасностью полетов в связи с обнаруженными дефектами не было. Дефекты были выявлены в рамках штатной проверки, двигатели отправляются на ремонт. "Подшипники, которые заменят,— самарского производства, и они стоят не только на двигателях производства "Мотор Сич"",— сообщил господин Липовецкий.
Ведомства, подобные МАК, обычно работают на опережение, считают эксперты. "Элемент устрашения присутствует в каждом таком письме, потому что это надзорный орган, несущий ответственность за подобные инциденты. Поэтому подобные письма стараются составлять, включая в них определенные угрозы",— считает источник "Ъ" в одной из лизинговых компаний. Однако эксперт Центра политического и экономического анализа Ирина Кава не исключает и политический аспект. "У конкурента Ан-148 — российского проекта SSJ-100 — в последнее время дела идут не очень хорошо, в то же время глава российской "Объединенной авиастроительной корпорации" Михаил Погосян активно продвигает этот самолет. Такое письмо — не единственная и не главная проблема, с которой сталкивается продвижение Ан-148 в России",— считает госпожа Кава. По ее словам, многие авиакомпании вынуждены заказывать SSJ, даже если они хотят приобрести более экономичный Ан-148.