Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Туман без обмана


2 августа 2012 года Татьяна Шадрина, Российская газета


Сегодня авиакомпании на прогнозы погоды в среднем тратят по 50 миллионов рублей в год. Причем одну и ту же информацию оплачивают три раза: сначала диспетчерские службы, аэропорты, потом авиакомпании.

 

Минтранс предложил навести порядок на этом рынке, ведь от прогноза погоды зависит безопасность полетов.
 
Министерство разработало проект федеральных авиационных правил "Предоставление метеорологической информации для обеспечения полетов воздушных судов", сообщил "РГ" замдиректора департамента государственной политики в области гражданской авиации Андрей Шнырев.
 
Новые правила помогут авиакомпаниям получать более точные прогнозы погоды и платить за них меньше, чем сейчас. А значит, будет меньше задержек рейсов, непредвиденных ситуаций в небе. Может снизиться и стоимость билетов. Сегодня, пояснил Шнырев, размер платы за метеопрогноз не регулируется. И те, кто предоставляет такую услугу, сами называют ее цену.
 
Авиакомпании получат доступ к единой базе метеоинформации, чтобы составлять свои прогнозы погоды
 
Авиакомпании жалуются не только на порядок оплаты, но и на низкое качество прогнозов. Часто, например, видимость для взлета ставится меньше, чем она есть в реальности, говорит Шнырев. И авиаторам приходится задерживать рейсы.
 
Пассажиры маются в аэропорту, авиакомпании несут убытки и, в конечном счете, все это отражается на цене билетов, поясняет Шнырев. Или другая ситуация. Самолет прилетает, а там туман, которого не обещали, и лайнер вынужден уходить на запасной аэродром. Прогноз погоды серьезно влияет на решение командира на самом сложном этапе полета - приземлении.
 
Неточная метоинформация приводят к авиационным происшествиям, в том числе и к катастрофам.
 
Иными словами, на рынке метеоуслуг для авиации давно пора навести порядок, считают эксперты. Его сейчас и приблизительно невозможно оценить, так как он непрозрачный, что признали и в Росгидромете.
 
Сложно даже назвать число организаций, которые предоставляют метеопрогноз. По регламенту Росгидромета, этим занимаются более десяти федеральных государственных унитарных предприятий, но на практике услуги метеопрогноза предоставляют даже общества с ограниченной ответственностью, не уполномоченные законодательно это делать.
 
Иностранные авиакомпании, кстати, прилетая в Россию, за прогноз денег не платят, также как и наши перевозчики за рубежом. Но в мире нет ничего бесплатного, и прогноз финансирует либо государство, либо эта услуга включается, например, в аэронавигационные сборы.
 
У нас федеральный бюджет оплачивает большую часть расходов по сбору метеоинформации, отметил Шнырев. И в нашем законодательстве при этом предусмотрена оплата предоставления информации о погоде.
 
В новой редакции авиаправил заложены условия для появления аналогичного иностранного рынка организаций, которые будут предоставлять метеоинформацию для авиации. Пока же в методике для просчета авиапрогнозов не было четких формулировок.
 
Еще одним новшеством может стать порядок доступа к единой базе метеоинформации. К государственному банку данных, по предложению Минтранса, должен быть обеспечен доступ метеопровайдеров, которые будут предоставлять информацию в удобном и доступном для перевозчика виде на одинаковых условиях. Конечно, они должны нести ответственность за ее достоверность и целостность.
 
Стоимость услуг при этом будет регулироваться рынком. Мировой опыт подсказывает, что это хорошая практика, и цена услуг таких провайдеров вполне устраивает потребителей. Если же они устанавливают высокую планку, то авиакомпания может сама получить доступ к банку данных и делать авиапрогнозы самостоятельно.
 
Пока в России такого беспрепятственного доступа нет. Кстати, некоторые авиакомпании уже создают свои службы, которые рассчитывают прогноз по видимости для полетов. И есть случаи, когда перевозчики отказываются от прогнозов метоепредприятий. При этом они не нарушают никаких требований, но организации, которые зарабатывают на прогнозе, закрывают перевозчикам доступ к всемирному банку данных. Когда новые правила вступят в силу, он будет открыт.
 
А ту часть по прогнозу, которая не компенсируется государством, Минтранс предлагает включать в аэронавигационные сборы. Что увеличит их размер на 1-1,5 процента. Сейчас авиакомпании платят за прогноз намного больше. К тому же, аэронавигационные сборы регулируются государством.
 
А так как метеопрогноз для перевозчиков - это госуслуга, предлагается установить здесь фиксированную ставку. Форма оплаты может быть разная как за год, так и за каждый вылет. Размер этой госуслуги будет согласовываться с Минфином и Минэкономразвития, отметил Шнырев.
 
А Росгидромет должен внести предложения по этому поводу. Уже прошли совещания представителей Минтранса и Росгидромета. И есть понимание, что порядок оплаты прогноза, который сформировался в 90-е годы прошлого века, будет преобразован. Деньги от этой госуслуги по новой схеме должны пойти, в том числе и на закупку нового метеоборудования.
 
Проект федеральных авиационных правил "Предоставление метеорологической информации для обеспечения полетов воздушных судов" уже прошел обсуждение в авиакомпаниях. И направлен в Минприроды.


комментарии (5):

Вячеслав58      06/08/2012 [14:57:24]#1
часть 1

Нет нужды доказывать, что НМО ГА-95 давно уже не соответствует требованиям времени. Взамен необходим другой документ, раскладывающий по полочкам порядок предоставления информации (фактической и прогностической) как авиакомпаниям, так и органам ОВД. Да и аэропортам информация не помешала бы. А то безопасность, безопасность – какая безопасность?, если аэропортам становятся не нужны предупреждения о метеоусловиях, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на воздушные суда на земле (шквал, замерзающие осадки, грозы и т.д.).
Новые Правила уже много лет разрабатываются, появляются различные варианты, но дело с мертвой точки не сдвигается. Выход ФАПа по метео должен способствовать получению конкретного объема информации, необходимого экипажу при предполетной подготовке, так и в полете, а органам ОВД для планирования и обслуживания полетов воздушных судов в зоне ответственности филиалов Госкорпорации по ОрВД. Но в любом случае это не приведет к повышению точности прогнозов и уж тем более к снижению стоимости авиабилетов. Прежде чем такое утверждать, надо было бы изучить вопрос, как создается метеорологическая информация, что конкретно оплачивается из бюджета Российской Федерации. Существует Постановление №532 Правительства РФ, которое четко определяет, что метеообеспечение полетов должно производиться органами Росгидромета и за плату. Никто с гражданской авиации не берет плату за создание климатической информации, то есть за производство наблюдений за фактической погодой 1 раз в 3 часа на гидрометстанциях. Это оплачивается государством. Но федеральный бюджет не собирается финансировать производство авиаметеорологическими станциями (АМСГ) регулярных и специализированных наблюдений за погодой для полетов авиации, равно как и создание прогнозов погоды по аэродромам и маршрутам для осуществления полетов авиакомпаний, а также доведение этой продукции до потребителей.
Что касается регулирования цен (ставки метеосбора), то этим занимаются органы ценовой политики. Они же проверяют обоснованность индексации ставок по каждой позиции, и только после их одобрения, например в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре (за другие регионы не берусь говорить) новые ставки направляются в ЦРТ для регистрации. Нет одобрения – нет новых ставок. И не надо рассчитывать, как надеются авторы статьи, что затраты уменьшатся - от перестановки мест слагаемых сумма не меняется. Да, еще дополнительно, надо затраты понести, чтобы эти слагаемые переставить.

Вячеслав58      06/08/2012 [14:58:24]#2
часть 2
Что касается прогнозов погоды, то может быть и хотелось бы 100% оправдываемость иметь. Вряд ли когда-нибудь Наука будет управлять погодой в каждой точке. Но вот повысить качество прогнозов в совместных силах Росгидромета и органов ОВД. Еще лет 10-15 на посадочных площадках гражданской авиации велись в период полетов наблюдения за погодой силами начальников площадок. Сегодня – в целях экономии средств – наблюдения прекращены. Да и сами площадки выводятся из состава ГА и передаются муниципалам или другим организациям.
Для высокоточного прогноза необходимо наличие одной метеостанции на 3-5 тыс. кв. км. В Югре имеется 1 станция на 17 тыс. кв. км, да, в принципе, во всей Тюменской области такая ситуация. О какой точности прогноза можно вести речь, если по району полетной информации Советский, в ночное время вообще нет наблюдений. И только летающие борты малой авиации могут предоставить субъективно информацию, что же там с погодой.
Что касается прогнозирования погоды каждой авиакомпанией, НУ, ИЗВИНИТЕ, ЭТО АБСУРД. Давайте, тогда каждая хозяйственно-экономическая структура, займется прогнозированием. Может тогда и у ЖКХ зима перестанет внезапно приходить. А так это сколько же зимой приходится лишнего топлива сжигать, чтобы обогреть дома. Опять же, метео виновато. Тогда, глядишь, услуги ЖКХ тоже подешевеют.
Хотя с автором статьи в одном я уж точно солидарен. На рынке метеоуслуг для авиации давно уж пора установить единые правила игры. Чтобы ни одна авиакомпания не могла уклониться от оплаты, где бы она не летала – на аэродроме или в площадях. Но полученные деньги за авиаметеорологическое обеспечение Росгидрометом должны направляться на качественное обеспечение полетов воздушных судов и повышение уровня безопасности полетов, причем в интересах заказчиков.

АМСГ-1 Уфа      16/08/2012 [12:27:27]#3
Часть 1

Главному редактору газеты
«Российская газета»
В. А. Фронину

Открытое письмо
коллектива авиационной метеорологической станции (гражданской ) (АМСГ) Уфа

Уважаемый Владислав Александрович!

В Вашей газете, федеральный выпуск № 5848 (175) вышла статья, под названием «Туман без обмана» о качестве метеорологического обслуживания гражданской авиации в Российской Федерации, с комментариями заместителя директора Департамента государственной политики в области гражданской авиации Андрея Шнырева.
Наш коллектив эта статья просто оскорбила, а всех читателей, мягко говоря, ввела в заблуждение, рассуждениями и сведениями о качестве и стоимости услуг в области авиационного метеорологического обеспечения.
Поэтому считаем своим долгом, развеять мифы, созданные авторами этой статьи, на примере АМСГ Уфа, которая уже более 75 лет предоставляет метеорологическую информацию для обеспечение полетов гражданской авиации.
Миф 1:
«Причем одну и ту же информацию (речь идет о метеоинформации) оплачивают три раза: сначала диспетчерские службы, аэропорты, потом авиакомпании» и «что размер платы за метеопрогноз не регулируется…»
На что мы отвечаем, что доход АМСГ Уфа складывается из:
1. Ставки сбора за взлет –посадку в аэропорту Уфа;
2. Из метеорологической составляющей аэронавигационного сбора по районам и маршрутам полета;
3. Из метеорологической составляющей, примерно10% от аэронавигационного сбора, взимаемых с иностранных эксплуатантов в районе аэродрома.
Других доходов АМСГ Уфа не имеет, в т.ч. и из федерального бюджета.
Перечень аэронавигационных и аэропортовых сборов определен Приказом Министерства Транспорта РФ от 02 октября 2000г. № 110.
Ставка сбора на АМСГ Уфа также регулируется, она согласовывается Росавиацией и только потом регистрируется в Центре расписания и тарифов (ЦРТ), как и любая другая ставка, которая применяется в гражданской авиации, к примеру: ставка сбора за аэронавигационное обслуживание, или ставка сбора за обеспечением АвиаГСМ. Порядок регистрации аэропортовых сборов, утвержден первым заместителем Министра Транспорта РФ от 13.04.2001г. № НА1.15.
И если господин Шнырев А. считает, что этих документов не достаточно для регулирования стоимости метеообслуживания, то эти проблемы нужно ставить перед нашим Законодательством, а не перед Метеослужбой.
ДАЛЕЕ Часть2

АМСГ-1 Уфа      16/08/2012 [12:28:13]#4
Часть2

Миф 2:
«что видимость для взлета ставится меньше, чем она есть», и авиаторам приходится задерживать рейсы.
Для сведений всех читателей поясняем, что видимость на взлетно-посадочной полосе определяется автоматически с помощью приборов, показания приборов фиксируют изменение видимости каждые 4-15 секунд, архивируются, и передаются в автоматизированную систему наблюдений, которая формирует сводку погоды для экипажей воздушных судов и диспетчерской службы управления воздушным движением. Данные о погоде хранятся на АМСГ 30 дней и предоставляются авиапользователям по их первому требованию, так, что проверить достоверность наших наблюдений не составит большого труда.
Хочется также подчеркнуть, что метеоприборы, по которым ведутся наблюдения за фактической погодой на аэродроме, имеют Сертификат Межгосударственного авиационного Комитета (МАК), как и все авиационное оборудование, установленное в аэропорту.
Миф 3:
«низкое качество прогнозов», да, в нашей практике бывает и такое, что возникает туман, когда его «не ожидали», такие случаи есть в синоптической практике всех государств и зависит это не только от профессиональных качеств синоптика, но и от совершенства методов прогнозирования и законов природы, которые мало поддаются научным обоснованиям. Поэтому, не случайно требованиями ИКАО - Международной организации по гражданской авиации, предусмотрена точность авиационных прогнозов погоды, которая должна быть не ниже 80% обеспеченности.
Требуемая точность авиационных прогнозов погоды со стороны авиационных синоптиков АМСГ Уфа выполняется в полной мере. Средняя оправдываемость прогнозов погоды на АМСГ Уфа составляет от 93 до 95%.
Миф 4:
Авторы статьи считает, введение новых ФАП по метео поможет снизить стоимость авиабилета.
Если разделить доход АМСГ Уфа, полученный за взлет-посадку в аэропорту Уфа за 2011год, на количество пассажиров, обслуженных в аэропорту Уфа в 2011году, то получится, что в каждом билете затраты за метеорологическую информацию составляют около 15 рублей. Нетрудно подсчитать какой это процент от стоимости билета, в среднем от 0, 1% о 0, 2%.
Такое снижение стоимости авиабилета вряд ли решит проблему дороговизны авиабилетов в целом, но погубит авиационную метеослужбу России!

Поэтому, господа чиновники, прежде чем проводить реформы, решите проблему возмещения затрат нашей метеослужбе за предоставление метеорологической информации для нужд гражданской авиации.
ДАЛЕЕ часть3

АМСГ-1 Уфа      16/08/2012 [12:28:42]#5
Часть3

Далее, автор статьи предполагает, что в новой редакции ФАП заложены условия для появления иностранного рынка организаций, которые будут предоставлять метеоинформацию для авиации. Такая ситуация уже на практике наблюдается, например, с авиакомпанией «Уральские авиалинии». Эта авиакомпания заключила договор с иностранным провайдером JEPPESEN UK Limited и SITA о предоставлении метеорологической информации по аэропортам России. Этот провайдер просто «скачивает» метеорологическую информацию из Лондонского банка данных, которая предоставляется российскими авиационными метеорологическими станциями бесплатно, в рамках международного обмена, а затем перепродает эту информацию авиакомпании, не затрачивая на ее выпуск ни копейки.
Мы считаем, что преднамеренное создание условий для иностранных организаций «по предоставлению метеорологических услуг в российских аэропортах» в настоящее время, - это «Смерть» для всей отрасли специалистов по авиационной метеорологии России. Не будет средств на содержание АМСГ, не будет и метеоинформации в банках данных, наступит информационный вакуум….
Кто и на какие средства будет делать «черную работу», создавать продукт (метеоинформацию) и наполнять ею банки данных? Кто может ответить на этот вопрос?

В заключении хотим подчеркнуть, что наши специалисты проработали в области авиационной метеорологии по 20-30 лет и на себе испытали все реформы, как в области гражданской авиации, так и в Росгидромете. На наших глазах осуществляются взлеты и посадки, мы прекрасно знаем проблемы Гидрометслужбы России и проблемы гражданской авиации, но никто и никогда, в средствах массовой информации не обвинял нас в «подтасовках» результатов наблюдений, в экономической непрозрачности нашей деятельности, а также в том, что стоимость билета на самолет в большой степени зависит от стоимости за метеообеспечение.

Просим наше открытое письмо считать «криком души» авиационных метеорологов.













Материалы рубрики

Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг



Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC4D49
Юду: http://courier.youdo.com/food-delivery/, подробности...
Рекомендуем: http://courier.youdo.com/documents-delivery/crr/dostavka-dokumentov-v-aeroport/, подробности здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer