Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авианосцы могут подождать


4 июля 2012 года Михаил Князев, ВПК


Еженедельник «Военно-промышленный курьер» неоднократно публиковал материалы, в которых говорилось либо о необходимости иметь в составе отечественного ВМФ «плавающие аэродромы», либо о том, что особой нужды в них нет. Позвольте и мне высказать мнение на ту же тему.

 

«Оружие агрессии и разбоя»
 
Однако начать, по-видимому, надо с ответов на вопросы, которые у многих читателей «ВПК» наверняка вызовет подзаголовок статьи. Откуда взялся некий налогоплательщик, осмелившийся рассуждать о животрепещущих вопросах развития российского флота? Что он в этом понимает?
 
Извините, но кое в чем автор разбирается, поскольку принадлежит к числу информированных людей. Да, я не военный моряк, не судостроитель. И тем не менее это ровным счетом ничего не значит. Если исходить из принципа, что о флоте должны говорить только моряки, о танках – танкисты, а о самолетах – летчики, то следуя этой логике, о футболе могут рассуждать лишь футболисты, о политике – политики, о женщинах – женщины. О чем тогда беседовать в мужской компании – совершенно непонятно.
 
Информированный налогоплательщик – человек, которому не безразлично, как и на что будут тратиться его деньги, уплаченные государству в виде налогов. Таких налогоплательщиков в нашей стране мало, а жаль. Если бы все интересовались расходами госбюджета, глядишь, что-нибудь и изменилось бы в нашей жизни. Однако потолкуем об авианосцах.
 
“ Первыми авианесущими кораблями советского ВМФ стали противолодочные крейсера проекта 1123 "Москва" и "Ленинград”
 
Недавно в Москве Роман Троценко, тогда еще занимавший пост президента Объединенной судостроительной корпорации (28 июня Дмитрий Рогозин подписал директиву об отставке Троценко и назначении на пост главы корпорации Андрея Дьячкова), сообщил журналистам: «Если не произойдет никаких изменений, решение о строительстве авианосцев будет приниматься в 2018 году». Потому что к этому сроку определится понимание облика и стоимости кораблей. В настоящее же время, судя по словам Троценко, в ОСК занимаются именно обликом авианесущего комплекса в соответствии с Государственной программой вооружения до 2020 года.
 
В общем-то, ничего нового. О перспективах создания «плавающих аэродромов» в России на протяжении нескольких последних лет мы слышим заявления из уст и корабелов, и военных. Причем первые твердят о планах строительства авианосцев, а вторые столь же упорно от них открещиваются.
 
Следует, однако, заметить, что так было не всегда. В истории отечественного флота имелись периоды, когда все происходило с точностью до наоборот. Вообще авианосная тема впервые возникла в СССР в 20-е годы, когда рассматривалась возможность превратить в авианосец недостроенный линкор «Михаил Фрунзе» (первоначально – «Полтава») дореволюционной закладки.
 
Вновь идея создания авианосцев была озвучена в рамках обсуждения «большой судостроительной программы» в конце 30-х годов, но Сталин отдал предпочтение линкорам и тяжелым крейсерам (лучше бы эсминцам, сторожевикам и тральщикам). Отверг он и доводы наркома ВМФ Николая Кузнецова, предложившего обзавестись «плавающими аэродромами» сразу после Великой Отечественной войны. Генералиссимус справедливо посчитал реализацию подобного замысла слишком обременительной для лежавшей в развалинах страны.
 
Спустя несколько лет, в 1953 году Иосиф Виссарионович изменил свою точку зрения, но вскоре умер. Следующий руководитель СССР – Хрущев и слышать ничего не хотел об авианосцах. Советская пропаганда однозначно заклеймила эти корабли как «оружие агрессии и разбоя». Поэтому в советском флоте термин «авианосец» никогда не употреблялся. Вместо него использовалось определение «авианесущий корабль».
 
Отечественное «ноу-хау»
 
Первыми авианесущими кораблями советского ВМФ стали противолодочные крейсера проекта 1123 «Москва» и «Ленинград». Впрочем, определение «авианесущие» к ним практически не применялось, так как базировались на них только вертолеты. А вот последовавшие за ними корабли проекта 1143 уже официально именовались тяжелыми авианесущими крейсерами – ТАВКР (ТАКР).
 
Кстати, после появления в печати первых фотографий ТАВКР «Киев» с характерной угловой палубой естественным образом возник вопрос: почему «авианесущий крейсер», а не «авианосец»?
 
С одной стороны, классификация корабля – сугубо внутреннее дело той страны, к флоту которой он принадлежит. В разных ВМФ практически однотипные корабли могут относиться к различным классам. Так что захотели бы назвать шаландой – назвали бы. Это наше право. С другой стороны, похоже, имелись две причины для подобной классификации. Первая – политическая, о чем упоминалось выше. Вторая же заключается в том, что корабли проекта 1143 принципиально отличаются от авианосцев в их классическом виде. Причем касается это не только первых кораблей проекта 1143, но и ныне действующего единственного российского ТАВКР проекта 1143.5 «Адмирал Кузнецов».
 
У авианосца основное вооружение – самолеты. Но они на первых четырех советских ТАВКР являлись своего рода бесплатным (точнее – очень дорогим), но абсолютно бесполезным приложением. Боевая нагрузка базировавшихся на крейсера легких штурмовиков вертикального взлета и посадки Як-38 была недостаточной, радиус действия оказался ограниченным. Недаром об этих машинах сложилась насмешливая поговорка: «Советская военная угроза – взлетел, напугал, приземлился». Вдобавок самолет отличался слабой тяговооруженностью и в южных широтах при высоких показателях температуры и влажности зачастую имел проблемы со взлетом.
 
Разумеется, боевые возможности авиагруппы из 18 Як-38 были невелики. Главным же ударным средством советских ТАВКР стали сверхзвуковые противокорабельные ракеты П-500 «Базальт». На первых трех крейсерах размещалось восемь пусковых установок таких ПКР, на четвертом – 12. Разработчики кораблей предполагали, что залп из восьми «Базальтов», один из которых как минимум несет спецбоеприпас, гарантированно поразит авианосное ударное соединение ВМС США.
 
Дальнейшее развитие четырех ТАВКР проекта 1143 – крейсера проектов 1143.5, 1143.6 и 1143.7. На первых двух кораблях – «Адмирале Флота Советского Союза Кузнецове» (сокращенно – «Адмирал Кузнецов», в просторечии – «Кузя») и «Варяге» (теперь ходит под китайским флагом под именем «Ши Лан») впервые в советском флоте могли базироваться самолеты традиционной схемы. Для этого ТАВКР оснастили значительно увеличенной полетной палубой и трамплином для взлета самолетов. Достоинства данного варианта – простота и меньшая стоимость постройки корабля при размерах, сопоставимых с авианосцами, снабженными паровыми катапультами. При этом темп подъема самолетов в воздух зависит не от технического состояния данных устройств, а исключительно от подготовки палубной команды.
 
Вместе с тем отсутствие катапульт ограничивает взлетную массу и попутно предъявляет высокие требования к тяговооруженности машин. Трамплин «помогает» самолету стартовать, но необходимую скорость он набирает исключительно за счет собственных двигателей, причем на очень короткой дистанции. Это, в частности, не позволяет российским палубным истребителям Су-33 отправляться в небо с полной взлетной массой, искусственно ограничивая их возможности. Кроме того, с трамплина не удастся поднять в воздух транспортный самолет или самолет ДРЛО: за время разбега они не успеют набрать нужную для взлета скорость. В итоге авиагруппу «Адмирала Кузнецова» нельзя признать полноценной, а возможности ТАВКР по загоризонтному обнаружению ограничиваются вертолетами ДРЛО, имеющими малый радиус действия. Впрочем, «Адмирал Кузнецов» такое же детище советской военно-морской доктрины, как и его предшественники. Главное оружие крейсера не самолеты, а 12 пусковых установок противокорабельного ракетного комплекса «Гранит».
 
«Адмирал Кузнецов» принадлежит к разряду «убийц авианосцев» вместе с другими надводными кораблями и подводными лодками – носителями ПКР «Базальт», «Вулкан» и «Гранит».
 
12 ПУ «Гранит» входили и в состав вооружения атомного авианесущего крейсера проекта 1143.7 «Ульяновск» – последнего корабля этого класса, заложенного в советскую эпоху. Правда, его планировалось оснастить двумя паровыми катапультами и ввести в состав авиагруппы самолеты ДРЛО Як-44РЛД. Но «Ульяновск», увы, моря так и не увидел – в 1992 году он был разобран на стапеле.
 
Итак, на сегодня Военно-морской флот России располагает доставшимся ему в наследство от ВМФ СССР авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов» и, думается, не очень представляет, что с ним делать. Эта абсурдная ситуация продолжается уже два десятилетия под аккомпанемент регулярных заявлений о проектировании и строительстве новых «плавающих аэродромов». Товарищи флотоводцы, определитесь хотя бы с эксплуатацией имеющегося авианосца.
 
Если подвести краткий итог 20 годам службы «Адмирала Кузнецова», картина в целом вырисовывается довольно далекая от оптимизма. С одной стороны, большую часть этого времени крейсер находился в строю: совершал выходы в море, принимал участие в учениях, трижды отправлялся в Средиземноморье. Правда, практически ни один такой поход, особенно в 90-е годы, не обходился без проблем с главной энергетической установкой, в результате чего корабль останавливался или не мог развить полную скорость. Авиагруппа ТАВКР никогда (подчеркиваю – никогда) не была укомплектована полностью ни количественно, ни по типам летательных аппаратов. Практически ни разу на основе крейсера не формировалось полноценное авианосное соединение, если понимать под ним не произвольный набор кораблей сопровождения, а некий боевой комплекс с четко расписанными задачами.
 
Но самое печальное и смешное (хотя смех тут, безусловно, сквозь слезы) – у флагмана российского военного флота нет базы. Дело в том, что в главной базе Северного флота отсутствует причальная стенка для «Адмирала Кузнецова». Находясь в Североморске, крейсер стоит на бочке, но такой способ стоянки не слишком удачный – корабль не оснащен вспомогательной энергетической установкой и для обеспечения его систем энергией приходится задействовать один из котлов ГЭУ. После экстренного перехода из Севастополя в декабре 1991 года крейсер какое-то время пребывал в Видяеве, а потом его постоянным местом прописки стала причальная стенка 35-го судоремонтного завода МО РФ в Мурманске.
 
Трезвый расчет
 
Интересно получается: планы строительства авианосцев вынашиваем, а о береговой инфраструктуре для их базирования не думаем. Флот-то, как известно, начинается с берега. Ну получим еще один авианосец и что, тоже его в Мурманск отгоним, на 35-й завод? Тут, конечно, кто-нибудь возразит: за те семь-восемь лет, которые будет строиться новый корабль, можно оборудовать и место стоянки в Североморске. Да, можно, но если оно не появилось в течение 20 лет, где гарантия, что возникнет через восемь?
 
Вот тут-то мы вплотную подходим к вопросу о том, нужны ли нашему флоту в его нынешнем состоянии авианосцы. Для того чтобы дать ответ, нужно вкратце рассмотреть корабельный состав ВМФ РФ, хотя бы в отношении его основы – кораблей основных классов 1 и 2-го рангов (надводных, конечно).
 
На сегодня в составе ВМФ, помимо тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий» проекта 1144 «Орлан», находящегося в строю, числится еще три ТАРКР данного типа. «Адмирала Нахимова» (СФ, потом предположительно ТОФ) еще в 1999 году отправили на ремонт и модернизацию на Севмашзавод в Северодвинск. Перспективы возвращения корабля в строй достаточно оптимистичны, чего нельзя сказать о двух других крейсерах. «Адмирал Ушаков» (СФ) с 2008 года также пребывает в Северодвинске, но этот корабль нуждается в ремонте, требующем частичной замены корпусных конструкций, что существенно тормозит процесс. Что касается «Адмирала Лазарева» (ТОФ), то он сейчас стоит в заливе Стрелок недалеко от Владивостока и нуждается в перезагрузке активной зоны реактора, что осуществить на Дальнем Востоке невозможно.
 
Из трех ракетных крейсеров проекта 1164 в строю сейчас два – «Москва» (ЧФ) и «Варяг» (ТОФ). Третий – «Маршал Устинов» (СФ, потом предположительно ТОФ) с июля 2011 года проходит капремонт. Помимо этого в составе ВМФ числится (увы, только числится) восемь эсминцев (ЭМ) проекта 956, из которых в строю формально находится пять (из них два – в ремонте). Еще три ЭМ – в резерве и на консервации. Самыми многочисленными крупными кораблями нашего флота являются БПК (ЭМ ПЛО или ФР ПЛО) проекта 1155.
 
В составе ВМФ России – девять (включая «Адмирала Чабаненко», достроенного по проекту 1155.1 и фактически представляющего собой многоцелевой корабль океанской зоны – эсминец) БПК, из которых один – в резерве. На Черноморском флоте продолжает нести службу БПК «Керчь» проекта 1134Б – ветеран, спущенный на воду в 1972 году.
 
Из некогда многочисленного класса сторожевых кораблей осталось только восемь единиц: два корабля проекта 11540, три 1135 и 1135М, два новейших корвета (КРВ) проекта 20380 и, наконец, 40-летний ветеран «Сметливый» (ЧФ) проекта 61М, последний «поющий фрегат» в отечественном флоте.
 
Вот, собственно, и все. В общей сложности четыре оперативно-стратегических объединения российского флота ныне располагают 26 кораблями 1 и 2-го рангов, не считая десантных (семь – на БФ, пять – на ЧФ, восемь – на СФ и шесть – на ТОФ). Чтобы понять, насколько это малая цифра, достаточно знать, что в ВМС Японии насчитывается 50 аналогичных кораблей, Китая – 80, Южной Кореи – 11, Турции – 19! Комментарии, как говорится, излишни. Кстати сказать, в 1991–1992 годах, в момент прибытия «Адмирала Кузнецова» в Североморск, Северный флот имел больше боевых единиц 1 и 2-го рангов, чем весь нынешний ВМФ России. И это после масштабных списаний в конце 80-х годов!
 
Закономерен вопрос: есть ли необходимость в строительстве авианосцев в таких условиях? Не целесообразнее ли сосредоточиться на элементарном обновлении и наращивании корабельных группировок? Ведь при наличии всего восьми кораблей океанской зоны на Северном флоте и шести на Тихоокеанском никакие авианосцы не помогут. Тут тоже кто-то возразит автору, что за время строительства авианосца можно построить и другие боевые единицы. Да, можно. И они строятся, только вот темпами, которые не впечатляют. Например, лишь по одному в год вступают (или планируются к вступлению) в строй корветы проекта 20380. А ведь это корабли ближней морской зоны, для сопровождения авианосца они не годятся. В разной стадии постройки находятся три фрегата проекта 22350. Но запланированный темп их строительства таков, что когда в строй войдет последний фрегат, головной нужно будет списывать.
 
Между тем корабельная группировка отечественного ВМФ не только беспрецедентно мала, но еще и существенно устарела. Ее основу составляют корабли, вступавшие в строй в 80-е годы. Спроектированы они были в 70-е по ТТЗ, разработанным в начале десятилетия. На всех отечественных кораблях отсутствует многофункциональная система управления оружием, подобная американской «Иджис», позволяющая осуществлять коллективную ПВО и ПРО корабельных группировок. Системой «Иджис», кстати, оснащены не только практически все корабли определенных классов ВМС США и стран НАТО, но и значительное количество японских и южнокорейских кораблей.
 
Так может быть, сосредоточить силы и средства на обновлении боевого состава флота и береговой инфраструктуры, строительстве так необходимых кораблей классов ЭМ – ФР – КРВ, оснащении их современными системами оружия и СУО? Право же, авианосцы могут подождать.


комментарии (3):

Foxhound      04/07/2012 [18:49:02]#1
Стране нужна большая показуха в очередной раз. Потому будем без штанов и с авианосцами запертыми в базах..

ssj1000      04/07/2012 [22:31:32]#2
да мы же уже давно союзники с америкосами тока нам пока об етом не говорят))))гражданские ихние летают вертали вон ихние хотят для армии купить аж 47шт скоро и военные таким образом у них начнем закупать (((

Cumulus Nimbus      19/07/2012 [09:36:32]#3
Браво автору статьи «Оружие агрессии и разбоя/Авианосцы могут подождать»
Князеву и, без сомнения, его друганам «Foxhound» и «ssj100», скорее всего, участникам единого проекта по дискредитации планов по строительству в России авианосцев! Молодцы: синхронно работаете!
Ваши публикации - явно заказные.
Автор заметки «Оружие агрессии и разбоя/Авианосцы...» представил себя как
«не военный моряк и не судостроитель», однако как очень информированный!
Особенно впечатляет тезис:
«Если исходить из принципа, что о флоте должны говорить только моряки, о танках – танкисты, а о самолетах – летчики, то следуя этой логике, о футболе могут рассуждать лишь футболисты, о политике – политики, о женщинах – женщины. О чем тогда беседовать в мужской компании – совершенно непонятно.»
Дискуссионной является идея, предложенная ssj100:
«...да мы же уже давно союзники с америкосами»...













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс



Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer