К сожалению, в постсоветский период приоритеты изменились. Слушания, проведенные в Общественной палате РФ с участием СМИ, представителей федеральных органов власти, общественных организаций, крупных авиакомпаний, известных летчиков и космонавтов, обнажили острые проблемы в подготовке и всестороннем обеспечении жизни и деятельности летного состава гражданской и военной авиации. Дискуссия убедительно продемонстрировала, что качество и организация подготовки летного состава, а также условия его труда и быта не отвечают современным требованиям. Не случайно Россия занимает одно из первых мест в мире по количеству летных происшествий, основной причиной которых (на 80%) является человеческий фактор.
Реальный налет курсантов не соответствует требованиям ИКАО. Он колеблется в пределах 60–100 часов, а зачастую курсанты, закончив теоретическую подготовку, годами не могут приступить к полетам. Учебный самолетный парк многотипен и морально устарел. Заработная плата пилотов-инструкторов, преподавателей, инженерно-технического персонала в учебных заведениях в разы меньше, чем в авиакомпаниях. По качеству, срокам и стоимости первоначальной подготовки пилотов она не конкурентоспособна с аналогичной подготовкой за рубежом и не отвечает запросам отечественных авиакомпаний.
Завышенные нормы налета наших гражданских экипажей самолетов (90 часов в месяц), плохие условия для отдыха, несогласованность в действиях авиакомпаний и наземных служб, недостаток медицинского контроля и помощи, слабо организованный профессиональный отбор, недостатки системы повышения квалификации и переучивания – таков далеко не полный перечень болезненных проблем, накопившихся еще в 90-е годы и преодоление которых сейчас осуществляется медленно. Этому во многом способствуют противоречия между государственными структурами и частными компаниями, а также отсутствие возможности у профсоюзов активно влиять на менеджмент в защите прав авиаторов.
В нарушение требований ИКАО в России отсутствует единый полномочный орган в области гражданской авиации, как это было в СССР, в связи с чем ответственность за состояние дел и безопасность полетов размыта и практически отсутствует. Из-за нехватки кадров Минтранс России постоянно увеличивает нормы полетного времени, а недавно инициировало сокращение сроков ежегодного отпуска для членов летных экипажей, невзирая на требования авиационной медицины. Далее такое положение терпимым быть не может.
В военной авиации наибольшую тревогу у профессионалов вызывают необоснованная ликвидация Военно-воздушных академий имени Н.Е.Жуковского и имени Ю.А.Гагарина, свертывание подготовки летчиков для армейской авиации, разбалансировка и резкое сокращение аэродромной сети и базирование военной авиации по американским стандартам без учета геостратегического положения и оперативных задач Военно-воздушных сил России. Убирают военную авиацию даже из Арктики. Этими действиями Минобороны вбивает последний гвоздь в крышку гроба ВВС.
Сложилась парадоксальная ситуация. В гражданском воздушном флоте не хватает летного состава. Только «Аэрофлоту» ежегодно нужно не менее 250 летчиков. Летный состав нужен и другим компаниям. В стране было три высших летно-инженерных училища (Оренбургское высшее летное инженерное училище, Тамбовское высшее летное инженерное училище, Балашовское высшее инженерное летное училище), которые готовили летчиков-инженеров для бомбардировочной и транспортной авиации, они же постоянно пополняли командирский корпус гражданского флота. Со своими аэродромами, уникальной научно-методической базой. В течение 10 лет они были расформированы. В Госдуме уже ставится вопрос о найме летчиков в гражданский флот из других стран. Это уже уровень Уганды и Буркина-Фасо. Все это требует, на наш взгляд, неотложных мер со стороны политического руководства страны. Какие это могут быть меры?
Во-первых, назрела необходимость приведения Воздушного кодекса РФ, других законодательных и нормативно-правовых актов в соответствие с мировыми стандартами, реальным состоянием и перспективами развития отечественной гражданской авиации.
Во-вторых, актуальна задача воссоздания на базе Военно-воздушной академии имени Ю.А.Гагарина (город Монино Московской области) военного научного центра ВВС с сохранением основных научных школ и прикладных научных исследований Минобороны.
В-третьих, надо добиться принятия соответствующей федеральной целевой программы, обеспечения достаточного объема финансирования и своевременного пересмотра мероприятий принятых государственных программ обеспечения безопасности полетов, отвечающих стандартам ИКАО.
В-четвертых, назрела острая необходимость по сосредоточению первоначальной подготовки пилотов Росавиации на уровне ее структурного подразделения – в Ульяновском высшем авиаучилище.
В-пятых, надо улучшить финансовое и материально-техническое обеспечение процесса подготовки авиаторов.
В-шестых, усилить роль и влияние профсоюзов и общественных организаций в деле защиты законных прав летного и технического состава российской авиации.
Все эти и другие предложения Общественная палата направила лично президенту Владимиру Путину. Ждем от него ответной реакции.