Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Перспективный бомбардировщик: неоправданные затраты или необходимость?


30 июля 2012 года Илья Крамник, РГРК "Голос России"


Разработка перспективного бомбардировщика для ВВС России – тема, которая активно обсуждается в канун 100-летнего юбилея российской военной авиации. В ходе недавнего круглого стола в Москве военные эксперты разошлись во мнениях, оценивая необходимость создания "самолета будущего".

 

Без стратегического бомбардировщика не обойтись 
 
Все участники круглого стола, прошедшего в ИА "Росбалт", сошлись, как минимум, в одном: России необходимо продолжать поддерживать в исправном состоянии и модернизировать существующий парк стратегических машин. Ресурс Ту-95МС, Ту-160 и Ту-22М3 позволяет держать эти самолеты в строю еще многие годы, и в этих условиях совершенствование их оборудования и вооружения становится одной из ключевых задач.
 
Подобные работы сегодня ведутся: модернизацию проходят строевые Ту-95МС и Ту-160, в войска передан первый модернизированный Ту-22М3М. Обновленные машины могут использовать современное вооружение, включая неядерные высокоточные боеприпасы, что делает их весьма полезными в условиях локальных конфликтов. Следует иметь в виду, что Россия располагает сегодня примерно 200 машинами дальней авиации, в том числе 66 Ту-95МС и 16 Ту-160 (остальные – Ту-22М3), и оставлять такое число тяжелых ударных машин без возможности выполнения неядерных задач в локальных конфликтах – как минимум, расточительно.
 
Вместе с тем растет и потенциал самолетов в "глобальном" конфликте: Ту-95МС и Ту-160 получают новые крылатые ракеты большой дальности, как в обычном, так и в ядерном снаряжении. Новое вооружение получат и модернизированные Ту-22М3.
 
Самолет или спутник
 
При всем модернизационном потенциале имеющихся у России бомбардировщиков, их ресурс не бесконечен: в 30-50-е годы их придется заменять просто по факту физического износа планеров. При этом, учитывая сроки разработки и запуска в серию современных боевых самолетов, для того, чтобы к началу 2030-х годов иметь серийную машину, разработку нужно начинать уже сейчас. Однако эта точка зрения не у всех находит поддержку.                
 
В ходе круглого стола главным оппонентом идеи разработки нового "стратега" выступил Андрей Фролов, заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий.
 
“На нынешнем этапе содержание полноценной ядерной триады является весьма обременительным для России. В этом плане разработка нового самолета дальней авиации пятого поколения может стать одной из программ, которые не имеют особого смысла, но при этом отнимут массу финансовых ресурсов”, - отметил Фролов.
 
Помимо финансового аспекта, Фролов отметил также необходимость изучения новых тенденций в развитии военной техники. “Возникает вопрос, насколько нужен новый самолет в таких условиях. США ведут дело к милитаризации космоса, может быть, нужно направить усилия на создание суборбитальных комплексов”, - предположил участник круглого стола.
 
Сторонниками разработки новой машины оказались остальные участники дискуссии. “России нужны стратегические бомбардировщики пятого поколения. И в первую очередь для того, чтобы Российская Федерация могла поддерживать свой статус ядерной державы,” – отметил главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко.
 
По мнению эксперта, именно “авиационная составляющая стратегических ядерных сил наиболее гибко приспособлена для того, чтобы в какие-либо критические моменты посылать сигналы конкурентам относительно того, что российские вооруженные силы обладают необходимым потенциалом для решения тех или иных задач в условиях войны”.
 
В пользу новой разработки высказался и руководитель института политического и военного анализа Александр Шаравин: “Я совершенно не возражаю против того, чтобы у нас модернизировались старые самолеты. А что будем делать через 30 лет? Понятно, что такие машины, как ПАК ДА, ни за три, ни за пять, ни даже за десять лет не делаются. Придется работать многие годы”.
 
Ответственный редактор еженедельника "Независимое военное обозрение" Виктор Литовкин поддержал эту точку зрения, добавив также аргумент о необходимости развития технологического уровня самолетостроения и культуры производства.
 
Промежуточный итог
 
Судьба программы ПАК ДА – перспективного авиационного комплекса дальней авиации – пока не ясна. Но есть несколько пунктов, в которых мнения экспертов сходятся.
 
Вопрос сохранения ядерной триады в ее классическом виде – дальняя авиация, ракеты наземного базирования, атомные подводные ракетоносцы – сегодня является дискуссионным.
 
Разработка нового боевого самолета дальней авиации, тем не менее, представляется необходимой. Учитывая протяженность российских границ и необходимость реакции на потенциальные угрозы, которые могут возникать в различных регионах, Россия нуждается в группировке машин, способных оперативно наносить удары по целям вне радиуса действия тактической авиации, не требуя при этом дозаправки в воздухе.
 
До тех пор, пока дело не дошло до подготовки серийного производства самолета нового типа, разработка не является чрезмерно разорительной. Она может быть прекращена, замедлена и возобновлена в любой момент без особых затрат.
 
Коль скоро еще нет убедительных доказательств способности новых видов вооружения, таких как дистанционно пилотируемые аппараты и др., эффективно заменить классический дальний бомбардировщик, эта работа должна быть продолжена. 10-15 лет, необходимых на разработку самолета до решения о его запуске в серию, – вполне достаточный срок для того, чтобы определиться с перспективами.


комментарии (1):

Cumulus Nimbus      01/08/2012 [19:29:12]#1
Оснащение дальней бомбардировочной авиации современными крылатыми ракетами большой дальности позволяет выполнять боевую задачу, не входя в зону ответного огня противника. Таким образом дальняя авиация приобретает новое качество и может эффективно выполнять роль подвижных стартовых комплексов.













Материалы рубрики

Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово



Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer