Без стратегического бомбардировщика не обойтись
Все участники круглого стола, прошедшего в ИА "Росбалт", сошлись, как минимум, в одном: России необходимо продолжать поддерживать в исправном состоянии и модернизировать существующий парк стратегических машин. Ресурс Ту-95МС, Ту-160 и Ту-22М3 позволяет держать эти самолеты в строю еще многие годы, и в этих условиях совершенствование их оборудования и вооружения становится одной из ключевых задач.
Подобные работы сегодня ведутся: модернизацию проходят строевые Ту-95МС и Ту-160, в войска передан первый модернизированный Ту-22М3М. Обновленные машины могут использовать современное вооружение, включая неядерные высокоточные боеприпасы, что делает их весьма полезными в условиях локальных конфликтов. Следует иметь в виду, что Россия располагает сегодня примерно 200 машинами дальней авиации, в том числе 66 Ту-95МС и 16 Ту-160 (остальные – Ту-22М3), и оставлять такое число тяжелых ударных машин без возможности выполнения неядерных задач в локальных конфликтах – как минимум, расточительно.
Вместе с тем растет и потенциал самолетов в "глобальном" конфликте: Ту-95МС и Ту-160 получают новые крылатые ракеты большой дальности, как в обычном, так и в ядерном снаряжении. Новое вооружение получат и модернизированные Ту-22М3.
Самолет или спутник
При всем модернизационном потенциале имеющихся у России бомбардировщиков, их ресурс не бесконечен: в 30-50-е годы их придется заменять просто по факту физического износа планеров. При этом, учитывая сроки разработки и запуска в серию современных боевых самолетов, для того, чтобы к началу 2030-х годов иметь серийную машину, разработку нужно начинать уже сейчас. Однако эта точка зрения не у всех находит поддержку.
В ходе круглого стола главным оппонентом идеи разработки нового "стратега" выступил Андрей Фролов, заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий.
“На нынешнем этапе содержание полноценной ядерной триады является весьма обременительным для России. В этом плане разработка нового самолета дальней авиации пятого поколения может стать одной из программ, которые не имеют особого смысла, но при этом отнимут массу финансовых ресурсов”, - отметил Фролов.
Помимо финансового аспекта, Фролов отметил также необходимость изучения новых тенденций в развитии военной техники. “Возникает вопрос, насколько нужен новый самолет в таких условиях. США ведут дело к милитаризации космоса, может быть, нужно направить усилия на создание суборбитальных комплексов”, - предположил участник круглого стола.
Сторонниками разработки новой машины оказались остальные участники дискуссии. “России нужны стратегические бомбардировщики пятого поколения. И в первую очередь для того, чтобы Российская Федерация могла поддерживать свой статус ядерной державы,” – отметил главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко.
По мнению эксперта, именно “авиационная составляющая стратегических ядерных сил наиболее гибко приспособлена для того, чтобы в какие-либо критические моменты посылать сигналы конкурентам относительно того, что российские вооруженные силы обладают необходимым потенциалом для решения тех или иных задач в условиях войны”.
В пользу новой разработки высказался и руководитель института политического и военного анализа Александр Шаравин: “Я совершенно не возражаю против того, чтобы у нас модернизировались старые самолеты. А что будем делать через 30 лет? Понятно, что такие машины, как ПАК ДА, ни за три, ни за пять, ни даже за десять лет не делаются. Придется работать многие годы”.
Ответственный редактор еженедельника "Независимое военное обозрение" Виктор Литовкин поддержал эту точку зрения, добавив также аргумент о необходимости развития технологического уровня самолетостроения и культуры производства.
Промежуточный итог
Судьба программы ПАК ДА – перспективного авиационного комплекса дальней авиации – пока не ясна. Но есть несколько пунктов, в которых мнения экспертов сходятся.
Вопрос сохранения ядерной триады в ее классическом виде – дальняя авиация, ракеты наземного базирования, атомные подводные ракетоносцы – сегодня является дискуссионным.
Разработка нового боевого самолета дальней авиации, тем не менее, представляется необходимой. Учитывая протяженность российских границ и необходимость реакции на потенциальные угрозы, которые могут возникать в различных регионах, Россия нуждается в группировке машин, способных оперативно наносить удары по целям вне радиуса действия тактической авиации, не требуя при этом дозаправки в воздухе.
До тех пор, пока дело не дошло до подготовки серийного производства самолета нового типа, разработка не является чрезмерно разорительной. Она может быть прекращена, замедлена и возобновлена в любой момент без особых затрат.
Коль скоро еще нет убедительных доказательств способности новых видов вооружения, таких как дистанционно пилотируемые аппараты и др., эффективно заменить классический дальний бомбардировщик, эта работа должна быть продолжена. 10-15 лет, необходимых на разработку самолета до решения о его запуске в серию, – вполне достаточный срок для того, чтобы определиться с перспективами.