Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Лето. Зной. "Мотор Сич"


26 июля 2012 года Владимир Леонов, Аргументы Недели


Запорожье богато на сенсации. На встрече с журналистами председатель совета директоров АО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев взял и с ходу предложил отменить празднование столетия российских ВВС: первый полёт капитан I ранга Александр Фёдорович Можайский совершил куда раньше – 8 июля 1876 года. Задолго до братьев Райт.

 

Нешумная работёнка
 
Попробуйте совершить маленькое путешествие в Украину – на родину казацкой вольницы – будет шанс лететь авиакомпанией «Мотор Сич», самолётом Ан-140 или Ан-74-200 с двигателями «Мотор Сич». Питание на борту – производное подсобного хозяйства «Мотор Сич», к слову, в разы сытнее и вкуснее, чем у наших, в последнее время подозрительно экономных, российских авиакомпаний. Медицинский центр и клиника «Мотор Сич» – лучшие в области.
 
Смотришь направо – едет автобус «Мотор Сич», налево – кафе «Мотор Сич». На морях, Азовском и Чёрном – здравницы. И турбаза на Днепре. Поверьте, отличные. Гостей со стороны принимают при наличии мест, правда, в этом году они все забиты работниками предприятия. Частного! «Мотор Сич» финансирует гандбольную команду – ГК «Мотор», а не футбольные клубы где-то на Туманном Альбионе (чего там-то понтоваться?).
 
В родном Запорожье. Что там наши, российские, «эффективные менеджеры» говорят, избавляясь от непрофильных активов? Обычно дежурную фразу: «Социалка и коммуналка тянут предприятие на дно, не позволяют развиваться». В Запорожье приходит чёткое понимание – врут! Непонятно только, почему президента «Мотор Сич» Вячеслава Богуслаева иногда называют украинским олигархом? Олигарх – это всё под себя любимого. А тут как-то всё иначе устроено.
В цехе №40 висит очень конкретный плакат-призыв, алый, как красное знамя: «Моторостроители! Качество и сертификация – единственное условие выживания нашего предприятия в рыночной экономике». Верно подмечено. Суббота – заводские цеха работают. Трёх- и пятикоординатные обрабатывающие центры делают дело практически бесшумно. Рабочая часть станка прячется под герметичным кожухом, снаружи только место оператора, он расслабленно стоит рядом. Спрашиваю: «Вы себя считаете рабочим, оператором или программистом?» Ответ обескураживает:
 
– В Европе работники моего профиля называются машинистами. И программист, и оператор в одном лице.
– А образование какое?
– Среднее специальное (смеётся). И высшее, конечно.
 
На отечественных авиазаводах видел обратную ситуацию – новёхонькие импортные станки стоят как вкопанные. Часто не распакованные, в плёнке, без движения – так ребята из госкорпораций отчитываются, что вопросы модернизации двигают. О том, кто на этих станках будет работать, не подумали. Предпочитают делать вид, что в учебных заведениях машиностроительной и авиационной специализации выпускники сплошь с инженерными и конструкторскими дипломами. Практика показывает – всё не так, на профильные факультеты абитуриенты не рвутся. Из недр аэрокосмических вузов в мир выходят стройные ряды менеджеров и прочие гуманитарии. Юристы, экономисты и социологи у станков с ЧПУ как-то замечены не были, а промышленность давно задыхается от кадрового голода. В заводских цехах Самары, Воронежа, Ульяновска преобладают седые головы спецов советской школы. А здесь, в Запорожье, молодые лица в явном большинстве. Значит, как-то проблему решить можно?
 
Отмечаю, что у комплексов системы управления «Сименс», всё остальное собственного производства. Иногда здесь приобретают станины пожилых станков – они в цене, старый чугун хорош отсутствием внутренних напряжений, гарантирует стабильность и точность обработки деталей. На виду таблички, исключающие дополнительные вопросы, – «Мотор Сич», номер, год выпуска. Как правило, 2010‑й или 2011‑й. Увы, реформирование промышленности привело к тому, что суперсовременные станки выходит дешевле (и доступней) делать самим. Станкостроение на территории бывшего СССР тихо вымирает, Запад готов поделиться, но «средствами производства» прошлого века. Азия рада бы подбросить в Россию и Украину станки, но тоже не всякие – ограничения на продукцию двойного назначения, введённые для стран СНГ американским Госдепом, никто не отменял. Поэтому продвинутые японцы и южнокорейцы, как и европейцы, отдадут в лучшем случае продукт второй свежести – зачем ссориться с заокеанской сверхдержавой? Китайцы могут втюхать и вовсе одноразовый товар – поработает, конечно, вопрос – сколько? Вот под крылом «Мотор Сич» и формируется станкостроительный «куст», целое направление в бизнесе – не только для себя.
 
На стендах испытывают авиационные и вертолётные двигатели – рядом с пультами операторов тоже тихо. Звукоизоляция на уровне, только на мониторах бегут цифры режимов. Новые в целях безопасности вообще лишены амбразур с бронестёклами, для визуального контроля стенды №18 и №19, введённые в строй в этом году, оснащены системами видеонаблюдения. Зато инженерам спокойно. В камерах, где «гоняют» движки, чисто и даже красиво – яркое многоцветье оборудования, сверкающее нержавейкой труб. Трудно представить, что за толстенной бронедверью ревёт на взлётном режиме турбореактивное чудище, развивая тягу в тысячи тонн. Видел стенды аналогичного назначения на отечественных предприятиях двигателестроительной отрасли – слёзы. Сплошная чернота от застарелого отработанного масла, древние аналоговые приборы, инженеры, похожие на кочегаров. Наверняка где-то есть и современная техника, но видеть её мне не довелось.
 
А вся территория за монументальными стенами помещений похожа на отличный многогектарный ботанический сад. Очевидно, розы – любимый цветок «Мотор Сич». Думаю, что именно поэтому запорожцы предпочитают показывать предприятие летом: журналисты, околдованные розовыми ароматами, с энтузиазмом щёлкают затворами камер. Лепота!
 
Подводные рифы
 
Российская Объединённая двигателестроительная корпорация (ОДК) давно и жадно заглядывается на эффективно работающее предприятие. И «Мотор Сич» не против объединиться. Но вот на каких условиях? На условиях поглощения, как предлагает Москва, – это никуда не годится. Запорожские двигателестроители не «лежат на боку», а наращивают темпы производства – за 6 месяцев 2012 года АО «Мотор Сич» изготовило товарной продукции на 375,1 млн. долларов. Выходит, что это не нормальное коммерческое предложение, а обычное нахальство чиновников, привыкших за гроши получать и объединять многомиллиардные активы российских предприятий. Или другая история. По утверждению Богуслаева, наконец определились, что военно-транспортный самолёт Ан-70 будут строить на авиазаводе в Казани. Решение принято на высшем уровне. Высокоэффективные двигатели Д-27 будет поставлять «Мотор Сич». Но тут снова российские чиновники решили порадеть за Отечество – «Давайте поделим интеллектуальную собственность на двигатель пополам, как-никак, самолёт совместного производства». Богуслаев не против: «Давайте, но тогда уж и вы нам передайте все патенты и технологии на агрегаты российского производства, что будут навешиваться на этот двигатель». Московские господа снова впадают в ступор – как убедить сотни юридических лиц отдать куда-то свои ноу-хау? Богуслаев уверен, что никакие патенты и права на интеллектуальную собственность не способны подменить нормально оформленный договор хозяйствующих субъектов.
 
«Мотор Сич» в своих собственных разработках давно оторвался от советского наследия. Казалось, вот давно известный двигатель ТВ3-117. Но он имеет длинную приставку «ВМА-СБМ1В». А это – новые жаропрочные материалы, иные характеристики. Говорят, когда в прошлом году вертолёт Ми-8 с этими двигателями за 13 минут, строго вертикально покорил высоту 8100 метров, г-н Реус из ОДК промолвил: «Не верю, законы термодинамики никто не отменял». Не верил, а зря. Генерал-полковник Анатолий Ситнов тому свидетель, он присутствовал на испытаниях. Военные из Минобороны России поверили, и сейчас в Гатчине Ленинградской области на военном заводе готовится серийная сборка двигателей. Возможность быстрого набора высоты боевыми и транспортными вертолётами повышает в разы их эффективность и живучесть. Во время войны в Афганистане основные потери вертолётчики несли при выполнении вынужденных «площадок», перерывов в наборе высоты, для охлаждения двигателей. В том рекордном полёте Ми-8 набрал высоту 5 км за 5 мин. 42 секунды. Хороший показатель для реактивного лайнера. К слову, из-за проходящей рядом трассы пассажирских магистральных самолётов, вертолёт не забрался на 9-километровую отметку.
 
Сейчас американцы для того же Афганистана закупают Ми-17. Не потому, что их проще освоить афганским лётчикам. Просто в жару движки американских вертолётов перегреваются и испытывают катастрофический недобор мощности. Эти качества запорожских двигателей заметил и сын знаменитого русского авиаконструктора Игоря Сикорского, создателя лучшего бомбардировщика Первой мировой войны «Илья Муромец» и основателя вертолётостроительной империи в США. На выставке «HelliRussia-2012» он долго о чём-то беседовал с Богуслаевым. На днях Вячеслав Александрович проговорился:
 
– Вертолётный бренд «Сикорский» (Sikorsky) – очень почитаем в Америке. У них есть вертолёт S-61, он чуть меньше Ми-17, и там стоит двигатель «Дженерал Электрик» мощностью 1400 э. л. с. Однако проблема в том, что этот вертолёт не способен летать в условиях жёсткой жары. Поэтому Sikorsky пришёл к нам.
 
Согласитесь, создаётся странная ситуация – деятели из ОДК и «Вертолётов России» правдами и неправдами впихивают на вертолёты отечественной разработки двигатели американского и европейского производства, а зарубежные партнёры с завистью косятся на запорожскую продукцию. Но есть и хорошая новость от Вячеслава Богуслаева:
 
– Вертолёт Ми-34 может быть оснащён нашими двигателями. По крайней мере министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров мне об этом заявил совсем недавно.
 
Хорошо также, что руководство оборонного ведомства России не зависит от подковёрных интриг в госкорпорациях и министерствах. Упустить сотрудничество с запорожским двигателестроительным гигантом легко – и так на Россию приходится всего около трети объёма выпускаемой продукции. Завсегдатаями на «Мотор Сич» давно уже стали чешские самолётостроители, китайцы. А наши чинуши знай себе твердят об «интеллектуальной собственности» – надо же чем-то занять юристов. Мыслящим людям давно стало понятно – наступил крайний момент, для того чтобы попытаться собрать в единый комплекс сохранённые после развала СССР и тем более продвинутые авиационные технологии. Позорный для России авиасалон в Фарнборо завершился, да вот горький привкус остался.


комментарии (3):

MRDJ      27/07/2012 [04:09:12]#1
Мда... Всё так у нас плохо, что плакать хочется. Неужели ни кто не надаёт по башке нашим нерадивым чиновниам?

hangar      27/07/2012 [17:58:20]#2
"...турбореактивное чудище, развивая тягу в тысячи тонн"
Я думаю это гиперболический прием.

air-squirrel      31/07/2012 [09:54:03]#3
"Позорный для России авиасалон в Фарнборо завершился, да вот горький привкус остался"....а почему у нас не реформируют ОАК! Результатов за все время деятельности этой корпорации нет (положительных), одно вранье и стагнация в промышленности!?













Материалы рубрики

Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта



Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC4xHC
Услуги курьера: http://courier.youdo.com/food-delivery/mcdonalds/, посетить сайт.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer