Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Принуждение к поставкам


18 июля 2012 года Иван Сафронов, Елена Черненко, Анна Занина, КоммерсантЪ


Как стало известно "Ъ", в руководстве РФ пришли к выводу, что риск удовлетворения третейским судом Женевы иска Ирана против "Рособоронэкспорта" на $4 млрд за отказ от поставок зенитных комплексов С-300 очень велик. Невыполнение решения суда грозит РФ серьезными репутационными издержками. В этих условиях Москва, по данным "Ъ", намерена добиваться от Тегерана отзыва иска. В случае же неудачи этих усилий эксперты не исключают, что РФ начнет поставки Ирану С-300.

Источник "Ъ" в правительстве РФ признал, что "положение с иранским иском крайне серьезное". "К сожалению, у нас нет оснований полагать, что суд учтет все тонкости нынешней сложной ситуации вокруг Ирана,— пояснил чиновник.— Есть опасения, что на Россию наложат гигантский штраф". $4 млрд — это почти треть от годовой выручки России от продажи оружия, которая, по данным Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС), в 2011 году составила $13,2 млрд. 
 
Невыполнение же решения суда грозит РФ серьезными репутационными издержками. Женевский арбитраж считается одним из самых известных международных третейских судов (наряду со стокгольмским и лондонским). А согласно Нью-Йоркской конвенции 1958 года РФ (как правопреемница СССР) обязана исполнять решения международных арбитражей. 
 
Перспектива платить $4 млрд Москву не радует. Собеседник "Ъ" в правительстве РФ назвал историю с иском "некрасивой", а иранцев "неблагодарными". "Мы поддерживаем их, занимаем конструктивную позицию в переговорах по ядерной проблеме, а они нам вот чем отплачивают",— посетовал он. 
 
О том, что Минобороны Ирана и иранская госкомпания Aerospace Industries Organization подали в Международный третейский суд Женевы иск на $4 млрд, стало известно из опубликованного 5 июля годового отчета "Рособоронэкспорта", выступающего ответчиком по делу. В графе "Предмет иска" в отчете значится: "О возмещении ущерба $3 985 159 773,32 об обязании выполнить обязательства по поставке специмущества". Выяснилось, что иск иранцы подали 13 апреля 2011 года — спустя полгода после того, как РФ отказалась поставлять С-300. 
 
По условиям контракта, подписанного в конце 2007 года, Россия должна была поставить Ирану пять дивизионов С-300ПМУ-1 на сумму около $800 млн. Однако 22 сентября 2010 года президент Дмитрий Медведев подписал указ "О мерах по выполнению резолюции СБ ООН N1929 от 9 июня 2010 года", запрещающий передачу Ирану современных российских вооружений, включая С-300. РФ вернула Ирану аванс $167 млн, однако Тегеран все равно обратился в суд. 
 
Разбирательство в суде должно начаться в ближайшее время. Как пояснили "Ъ" источники на оружейном рынке, сумма иска включает в себя стоимость контракта на поставку С-300, подготовку иранцами систем для постановки комплексов на боевое дежурство и моральный ущерб. Впрочем, как рассказал "Ъ" директор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров, Тегеран также включил в эту сумму неустойки по контрактам с РФ с 1995 года, "когда вследствие сделки Гора—Черномырдина ВТС между РФ и Ираном было, по сути, заморожено". 
 
По сведениям "Ъ", на предстоящем процессе Россия будет упирать на то, что просто выполняла условия резолюции СБ ООН о введении санкций против Ирана. По словам управляющего партнера адвокатского бюро "Бартолиус" Юлия Тая, ключевой вопрос в том, какого момента они касаются — заключения или исполнения договора. "Представляется логичным, что санкции должны распространяться и на ранее заключенный (в 2007 году) контракт, если он не был исполнен к моменту их введения в 2010 году,— пояснил "Ъ" господин Тай.— Если запрет ООН включает тот тип вооружений, который РФ должна была поставить Ирану, это освобождает "Рособоронэкспорт" от исполнения контракта". 
 
Иранцы, по данным "Ъ", намерены оспаривать именно последний пункт. В статье 8 резолюции СБ ООН говорится о запрете на поставку Ирану "ракет или ракетных систем, как они определяются для целей регистра обычных вооружений ООН". Но в статье 7 этого регистра сказано, что подкатегория "ракеты и ракетные системы" не включает в себя ракеты "земля-воздух", к которым и относятся С-300. В суде иранцы будут упирать на то, что указ Дмитрия Медведева ввел в отношении их страны более жесткие санкции, чем это было предусмотрено СБ ООН. 
 
В создавшейся ситуации Москва пытается добиться от Тегерана отзыва иска. "История с иском — раздражающий момент в нашем сотрудничестве, который мы надеемся устранить",— пояснил источник "Ъ", близкий к российской системе ВТС. По его словам, вопрос обсуждался и в ходе недавнего визита делегации РФ в Тегеран, однако на предложение российской стороны отозвать иск иранские власти ответили отказом. В посольстве Ирана в Москве "Ъ" не смогли подтвердить или опровергнуть эту информацию. В ФСВТС и "Рособоронэкспорте" также не стали комментировать ситуацию с иском. 
 
Между тем, по словам Раджаба Сафарова, Тегерану от Москвы нужны не деньги, а возобновление экспорта вооружений. "Иран претендует на статус региональной сверхдержавы. Отказ РФ от поставок необходимых Ирану комплексов ПВО был воспринят там как публичная пощечина,— утверждает эксперт.— Но Тегеран готов обеспечить Москве алиби, помочь объяснить Западу, почему ей все же необходимо выполнить контракт, иначе она потеряет деньги". По информации господина Сафарова, Иран отзовет иск, если РФ возобновит ВТС с ним. "Уговоры же со стороны Москвы или давление на Иран дадут лишь обратный результат",— предупреждает эксперт. 
 
По словам источника "Ъ" в Кремле, Владимир Путин проинформирован о ситуации с иском Ирана. Впрочем, эксперты сомневаются, что президент под давлением Тегерана отменит решение предшественника. "Обе стороны допустили просчеты. РФ не стоило отказываться от исполнения контракта под предлогом санкций — поставка Ирану систем ПВО благотворно сказалась бы на ситуации в регионе,— заявил "Ъ" глава ПИР-центра Владимир Орлов.— Теперь же грубый просчет допускает Иран. Если он думает, что финансовым давлением заставит Москву реанимировать сделку, то глубоко ошибается. Иранцам должна быть понятна психология Кремля: не давите — и не давимы будете". По словам эксперта, "если в РФ и решат вернуться к реализации контракта (а такие разговоры шли и идут), то уж точно не из-за того, что иранцы надумали судиться".



комментарии (0):













Материалы рубрики

Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные



Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC6A4f
Тут http://courier.youdo.com/gifts-delivery/ по данной ссылке.
Рекомендуем: http://perevozki.youdo.com/country/foodstuffs/grain/, выбирай нас!
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer