Конкуренция на авиарынке в последние годы резко обострилась. Основная борьба по-прежнему идет между концерном Boeing и его давним конкурентом Airbus. Общий портфель заказов превышает восемь тысяч самолетов, и компании едва успевают их выполнять.
Американцы по-прежнему стремятся обогнать европейцев. «В этом или следующем году мы обойдем Airbus по числу переданных заказчикам самолетов и будем удерживать эту позицию несколько лет», — заявил на пресс-конференции в Фарнборо Джим Макнерни, глава правления американского авиастроительного гиганта. Пока лидерство в этой дисциплине удерживает Airbus. В 2011 году европейцы передали заказчикам 534 лайнера, в то время как заводы американцев покинули 477 крылатых машин.
Дуэль гигантов
Хитом продаж в этом году на салоне в Фарнборо стали среднемагистральные самолеты. Широкофюзеляжные лайнеры, наоборот, пользовались меньшим спросом. Это заставило Airbus откорректировать в сторону снижения число самолетов-гигантов, которые изначально планировалось продать. По оценкам операционного директора Airbus Джона Лихи, реализовать 30 самолетов модели А380 не удастся. Похоже, что проблемы с комплектующими подпортили имидж модели-флагмана Airbus.
Тем временем на рынке среднемагистральных самолетов, вмещающих от 100 до 149 пассажиров, стремится укрепиться канадский производитель Bombardier. Однако ему, как впрочем, и конкурентам — бразильскому Embraer или российскому «Сухому» с его Superjet-100 — пока не удается конкурировать с лидерами отрасли.
Всего Airbus, дочернее предприятие европейского аэрокосмического концерна EADS, оформил в Фарнборо 115 заказов на самолеты общей стоимостью 16,9 миллиарда долларов США, сообщил начальник отдела продаж Джон Лихи. В прошлом году заказов было в несколько раз больше — 730 крылатых машин.
В этом году битва за лидерство в Фарнборо продолжилась. С самого начала обе компании спешили заявить о своих успехах. Сначала Boeing сообщил о подписании контракта на поставку модернизированных и экономичных среднемагистральных моделей Boeing 737 MAX, общая стоимость которых составила более чем 7 млрд долларов. Но затем европейцы заявили о заказе авиакомпанией Cathy Pacific десяти лайнеров A350-1000. Новым клиентом Airbus стала российская авиакомпания UTair, заказавшая среднемагистральные самолеты на сумму около 2 млрд долларов.
MTU собрал миллиардные заказы
Абсолютного рекорда в своей истории добился в Фарнборо мюнхенский производитель авиационных двигателей MTU. Общий объем заказов на турбины и их обслуживание составил 1,3 млрд евро. «С такой крупной суммой мы еще не возвращались ни с одной выставки», — сообщил глава правления MTU Эгон Беле (Egon Behle).
По данным MTU, наибольшим спросом пользуются турбины для аэробусов A320 и A320 neo. Одна лишь индийская авиакомпания IndiGo заказала 300 турбин для своего парка самолетов модели A320.