Премьер Дмитрий Медведев вчера провел совещание по проблемам организации воздушного движения прямо в расположенном во Внуково ЦАУВД, который входит в Госкорпорацию по организации воздушного движения. Центр управляет 56% всех полетов в России, или всеми полетами в радиусе примерно 1 тыс. км вокруг Москвы, над территорией 18 регионов. Речь шла о развитии аэронавигационной системы страны, системы безопасности полетов и оптимизации московского узла. Напомним, что в 2006 году правительством была одобрена концепция создания и развития аэронавигационной системы России с планом ее реализации до 2025 года. С 2011 года идет выполнение второго этапа этого плана в рамках реализации четырех федеральных целевых программ (ФЦП): «Модернизация единой системы организации воздушного движения»; «Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства»; «Развитие транспортной системы России» и создание ГЛОНАСС. Кроме того, действует ФЦП по развитию системы безопасности полетов. В апреле были утверждены и «Основы государственной политики РФ в области авиационной деятельности на период до 2020 года».
Главной темой стало затягивание строительства нового ЦАУВД (стоимостью 2,3 млрд руб.). Он строится во Внуково рядом со старым (где и проводилось совещание), и должен был быть введен в действие еще в декабре 2011 года, но, как выяснилось вчера, будет введен не ранее 2014 года. Глава Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько, делая общий доклад о выполнении программ, пытался обойти эту проблему. Он просто доложил, что новый центр будет введен в эксплуатацию 15 декабря этого года, не указав даже, что сроки уже были перенесены на год.
Однако подробно обсудить эту проблему с премьером решили сами диспетчеры центра. Диспетчеры Андрей Булин и Михаил Ватулин в один голос заявили, что реально новый центр с полностью отлаженным программным обеспечением может быть введен в эксплуатацию не ранее 2014 года и что эта затяжка ведет к проблемам с обеспечением безопасности полетов. Из их слов следовало, что нынешний центр управления полетами уже не может обеспечить необходимую безопасность для московской зоны, где воздушный трафик неуклонно растет и уже доходит до 50 воздушных судов в час. Не только сам центр, но и диспетчеры без новейших систем, которыми будет оснащен будущий центр, также скоро физически не смогут справляться с такой нагрузкой. Судя по всему, проблема стоит весьма остро — диспетчер Ватулин даже рассказал Дмитрию Медведеву, что еще в 2010 году он и писал о проблеме затягивания строительства нового центра господину Нерадько, и в устном порядке сообщал заместителю главы Минтранса Валерию Окулову. Ответ, по его словам, был получен: «Положено — запустят». «По моим оценкам, 15 декабря 2012 года система не будет запущена. Мы можем лишь перерезать ленточку, сфотографируем, что все запущено, а потом перейдем опять на “Теркас” либо на резервную систему, которая сейчас установлена»,— оценил перспективы диспетчер, призвав «трезво» посмотреть на ситуацию.
Дмитрий Медведев призвал к ответу ответственного за строительство нового центра — гендиректора ОАО «Концерн ПВО “Алмаз-Антей”» Владислава Меньщикова. Гендиректору уже ничего не оставалось, как фактически признаться, что сроки были заявлены невыполнимые. «Когда контракт заключался (в 2009 году), безусловно, все понимали, что в очень жестких условиях придется эти требования выполнять»,— отметил он. После пристрастного допроса премьера господин Меньщиков в итоге подтвердил правоту диспетчеров: если учитывать отладку программного обеспечения, то реально новый центр заработает не раньше 2014 года. «Но может быть, удастся быстрее — в течение года-полутора. Но это оптимистично»,— добавил он. «Ну а что у нас тогда так были условия договора составлены, что за два года сделаем все? Не понимали задачу, что ли?» — допытывался премьер. «Железо, оборудование за это время можно сделать. Но полноценно перевести работу, конечно, сложно…» — окончательно объяснил, что означают сроки в российских государственных контрактах, гендиректор.
«Плохо, конечно, что мы сначала берем на себя завышенные обязательства, а потом от них отруливаем. Все же понимают — сложные задачи, здесь никого не обманешь»,— отреагировал премьер, однако увольнять никого не стал, а поручил разобраться с этой ситуацией. Кроме того, он поручил правительству проработать предложение главы агентства продлить ФЦП «Модернизация единой системы организации воздушного движения» до 2010 года.
В большей степени на вчерашнем заседании заочно досталось Минобороны и другим структурам. Александр Нерадько в своем докладе отрапортовал премьеру об успехах в исполнении первого этапа реализации всех программ. Он сообщил о создании единой аэронавигационной системы благодаря устранению «ведомственной разобщенности военных и гражданских органов организации воздушного движения» и прекращению с 20 декабря 2007 года деятельности военных секторов в центрах управления воздушным движением. Глава агентства даже представил доказательства — уже в августе 2008 года, в ходе операции по принуждению к миру Грузии, за четыре дня без заявок было обеспечено более 2,5 тыс. полетов военной авиации, что позволило не затягивать во времени все решения. Однако затем он пожаловался, что Минобороны, «Росатом», Роскосмос и правительство Москвы все-таки не желают снимать запреты на полеты над 26 зонами из 119. «Рабочая группа в соответствии с поручением правительства под руководством Минтранса России ведет работу, но позиция Министерства обороны и других ведомств по ряду случаев достаточно жесткая»,— заявил господин Нерадько. «Это вообще безобразие, конечно! Я не знаю, почему так эта работа идет, кто тут виноват — Министерство транспорта, Министерство обороны, все вместе, но это в конечном счете отражается на общей ситуации! — возмутился Дмитрий Медведев и подытожил.— С этим бардаком надо завершать!»