О том, что в середине мая в Белоруссию прибыла вьетнамская делегация, "Ъ" рассказал источник на 558-м авиаремонтном заводе. По его словам, представители Вьетнама приехали изучить предложение по закупке 18 единиц Су-30К. "Вьетнамцам были продемонстрированы несколько истребителей, которые они осмотрели, а после чего получили предложение от России начать предконтрактную работу. Упор делался на то, что состояние всех Су-30К после проведенной специалистами оценки было признано пусть и не идеальным, но достаточно хорошим,— утверждает источник "Ъ".— Их удалось убедить, что на заводе есть все возможности для того, чтобы провести ремонт и модернизацию истребителей под их конкретные нужды". Источник "Ъ", близкий к "Рособоронэкспорту", факт визита вьетнамцев на завод подтвердил, отказавшись от дальнейших комментариев. Другой собеседник "Ъ" особо подчеркнул, что пока стороны не обговаривали условия сделки. "У нас есть желание начать в скором времени переговоры",— заявил он. От официальных комментариев отказались и в "Рособоронэкспорте", и на 558-м авиазаводе, и в корпорации "Иркут".
Напомним, что в конце ноября все 18 истребителей Су-30К, находившихся на вооружении ВВС Индии, были доставлены самолетами военно-транспортной авиации на территорию Белоруссии, где запланирован их ремонт и модернизация до варианта Су-30КН с последующей продажей (см. "Ъ" от 16 сентября 2011 года). Поскольку в 1996 году Россия чисто технически не могла сразу создать 18 новейших истребителей Су-30МКИ, Индии было предложено приобрести такое же количество машин, но в упрощенном варианте — Су-30К. Но с тем условием, что позже их заменят таким же количеством полноценных Су-30МКИ, а истребители Су-30К вернутся в Россию и окажутся в собственности производителя — корпорации "Иркут". Новые истребители были поставлены, а старые оказались не в России, а в белорусских Барановичах: это позволяло "Иркуту" избежать уплаты таможенной пошлины за ввоз самолетов на территорию РФ.
За все "белорусские" истребители Россия планирует выручить минимум $270 млн (порядка $15 млн за единицу с учетом проведенной модернизации), что в сравнении с рыночной стоимостью 18 новых самолетов Су-30 (более $1 млрд) выглядит просто ничтожной суммой. В числе стран, заинтересованных в столь выгодном предложении, источники "Ъ" в системе ВТС называли Судан, Вьетнам, а также саму Белоруссию, стремившуюся с минимальным использованием средств обновить свой парк ВВС (в частности, заменить устаревшие самолеты Су-27). Однако, по словам источника "Ъ" в авиапромышленном комплексе, российское Министерство финансов отказало Минску в выдаче кредита на их закупку, а выплатить даже эту сумму самостоятельно Белоруссия не смогла. Реальные шаги к началу переговоров первым предпринял Вьетнам, а Судан, по информации собеседников "Ъ", сейчас рассматривается в качестве некоего запасного варианта.
"То, что Россия сумела найти заказчика для этих Су-30К, не может не радовать. Хотя заказчик удивительный, поскольку ранее они ориентировались исключительно на закупку новых боевых машин,— считает заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.— В ценовом отношении это крайне выгодный для Вьетнама контракт. Вероятно, что желание закупить Су-30К связано исключительно с ценой. Она крайне привлекательна: когда еще за один тяжелый истребитель можно было заплатить менее $20 млн?"
Начало переговоров по Су-30К с Вьетнамом может стать уникальным: впервые с момента возникновения госмонополии "Рособоронэкспорта" (на сегодняшний день только он имеет право на поставку финальной продукции) на рынке одной страны будут конкурировать сразу два авиапромышленных предприятия из России. Дело в том, что на сегодняшний день создание самолетов серии Су-30 для ВВС Вьетнама осуществляет Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение, входящее в состав Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). А все Су-30К, располагающиеся сейчас в Белоруссии, находятся в собственности корпорации "Иркут", которая в состав ОАК не входит. По сведениям "Ъ", именно поэтому некоторые высокопоставленные руководители ОАК выступают против осуществления этой сделки, пытаясь отстоять позиции поставляемой в Азиатско-Тихоокеанский регион продукции своих предприятий. Однако ОАК будет крайне сложно убедить Вьетнам отказаться от Су-30К корпорации "Иркут" — прежде всего из-за крайне привлекательной цены. Кроме этого, по данным "Ъ", "Рособоронэкспорт" твердо намерен осуществить сделку по Су-30К в кратчайшие сроки.
Стоит напомнить, что в конце февраля в Амурской области разбился Су-30МК2, предназначавшийся для передачи ВВС Вьетнама в рамках контракта 2010 года на поставку 12 подобных машин (см. "Ъ" от 29 февраля). Всего в рамках этого контракта России, по данным "Ъ", осталось поставить четыре истребителя.