Абсолютное большинство иностранных авиакомпаний, и не только лоукост-авиакомпании, продает невозвратные билеты. Чаще всего они дешевле, чем по тарифам, когда можно вернуть билеты со штрафом. Купить такие дешевые авиабилеты можно только задолго до вылета либо во время специальных акций — распродаж. За рубежом принято планировать путешествия и покупать билеты за шесть, а то и за девять месяцев. В России средняя глубина покупки авиабилетов всего две недели до вылета. Исключение составляют, пожалуй, только новогодние праздники. Очевидно, что продавать дешевые, пусть даже невозвратные, билеты авиакомпаниям вряд ли будет выгодно.
С другой стороны, в существующей экономической схеме авиакомпании привыкли зарабатывать на возвратах билетов. Например, у «Аэрофлота» сбор за аннулирование бронирования составляет 35 евро для международных рейсов и 1400 руб. для билетов по России. Если пассажир возвращает билет менее чем за 24 ч до вылета, к этому сбору добавляется штраф 25% от оплаченного тарифа. При этом авиакомпания освободившееся место может снова продать и по более высокому тарифу, так как до вылета остается меньше времени. В среднем сегодня в авиакомпании возвращается около 8% купленных билетов. Если билеты станут невозвратными, авиакомпании не узнают об изменившихся планах пассажира и не смогут повторно продать его место.
Чем же грозит разрешение продажи невозвратных тарифов авиакомпаниям и пассажирам? С точки зрения авиакомпаний данная инициатива выглядит очень привлекательно. Продажа невозвратных тарифов даст возможность авиакомпаниям увеличить глубину покупки билетов, стабилизировать коммерческую загрузку на непопулярные направления или в низкий сезон. А также сделает, наконец, возможным для российских перевозчиков проведение специальных акций, как это делают иностранные компании, устраивая распродажи билетов, например, по 99 долл.
Я считаю, что невозвратные тарифы очень нужны авиакомпаниям как рычаг для регулирования загрузки, обеспечения рисков, связанных с коммерческой эффективностью рейса, и как маркетинговый инструмент. Данная мера может привести к достижению стабильности финансового потока авиакомпании, за счет чего, будем надеяться, перевозчики смогут вкладывать средства в обновление воздушного парка судов, подготовку и переподготовку экипажей и другого персонала. Есть надежда, что в этом случае мы догоним лучшие мировые авиакомпании по показателям безопасности и регулярности.
Ярким примером удачного использования в экономической модели работы авиакомпании может выступать политика такого крупного перевозчика, как Lufthansa. Эта компания продает много невозвратных билетов, при этом они не совсем дешевые, если не считать распродажных тарифов, то даже дороже среднего уровня. Однако Lufthansa — это очень надежный, безопасный и регулярный перевозчик, который гарантирует должный уровень сервиса во время полета и состояние воздушных судов. Поэтому пассажиры готовы покупать даже недешевые и невозвратные билеты на рейсы этой авиакомпании.
Если посмотреть на ситуацию с точки зрения пассажиров, то тут перспектива видится мне не такой оптимистичной. Придется, во-первых, привыкать читать правила применения тарифов в обязательном порядке. Сегодня пассажир, покупая билет на рейс российского перевозчика, уверен, что закон на его стороне в любом случае, и часто не обращает внимания на условия возврата или обмена билета. В случае введения невозвратных тарифов авиакомпании начнут активно пользоваться ими. Пассажирам нужно будет внимательно относиться к выбору билетов, чтобы не потерять 100% стоимости в случае изменения планов или непредвиденных обстоятельств.
Во-вторых, будем надеяться, что низкие цены на невозвратные авиабилеты, которые будут продаваться на все рейсы при открытии расписания, будут стимулировать и приучать пассажиров покупать билеты заранее. Отсюда следует вывод, что для пассажиров ждать дешевых цен на авиабилеты имеет смысл только при условии покупки авиабилета за несколько месяцев до вылета. Однако сильного снижения общего уровня цен, тем более в высокий сезон, ждать не приходится. Можно только быть уверенным, что по-прежнему будет работать золотое правило экономных путешественников: чем раньше покупаешь авиабилеты — тем дешевле.