Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


На дальнюю перспективу


15 июня 2012 года Денис Коваленко, Взгляд.ру


Россия все-таки приступает к реализации еще одного амбициозного проекта в военной авиации: созданию нового дальнего бомбардировщика. Тем самым поставлена точка в споре начальника Генштаба Николая Макарова, сторонника создания самолета, и вице-премьера Дмитрия Рогозина, сомневавшегося в необходимости его создания.

В России необходимо разработать программу создания беспилотных летательных аппаратов. На создание последних до 2020 года планируется потратить не менее 400 млрд рублей, заявил в четверг президент Владимир Путин в ходе посещения авиабазы «Кореновск» в Краснодарском крае.

«Мы бы хотели этот самолет видеть с совершенно новым прицельно-навигационным комплексом, средствами связи, разведки, радиоэлектронной борьбы»
 
Однако особое внимание привлекли другие слова президента: он объявил о решении начать разработку перспективного бомбардировщика нового поколения для дальней авиации. Этими словами глава государства фактически определил вектор развития отечественной военной авиации в преддверии ее 100-летнего юбилея.

«Нам предстоит развернуть работу над новым перспективным комплексом дальней авиации (ПАК ДА). Я знаю, насколько это затратно, насколько это сложно. Мы говорили неоднократно и с министром, и с начальником Генштаба. Задача нелегкая с научно-технической точки зрения, но нужно начинать эту работу», – заявил глава государства на совещании по гособоронзаказу в Кореновске.
 
Далеко не улетит?
 
Разработка ПАК ДА – это одна из самых масштабных и спорных задач в области развития отечественной авиации. Правда, как сообщала газета ВЗГЛЯД, вице-премьер Дмитрий Рогозин, отвечающий за военно-промышленный комплекс, до сих пор называл ее бессмысленной – на фоне развития современных систем ПВО и ПРО у других стран.
 
Начальник Генштаба Николай Макаров, не объяснив, собственно, для каких целей и задач необходимо создание подобной техники, напротив, все же выразил уверенность в ее необходимости. Слова президента в Кореновске поставили точку в полемике – победила точка зрения Макарова.

Заодно заявление президента, по сути, легализовало научно-технические работы, ведущиеся с 2008 года в этой области отечественными КБ, теперь они получат официальный статус.

Симметричный ответ Америке
 
Впервые о подобных работах рассказал еще три года назад командующий дальней стратегической авиации России Анатолий Жихарев. По словам генерала, работы над машиной начались еще в 2008 году. Самолет будет не глубокой модернизацией стоящего на вооружении ВВС России стратегического бомбардировщика Ту-160, как полагали многие эксперты, а аппаратом, основанным на принципиально новых решениях.
 
«Мы бы хотели этот самолет видеть с совершенно новым прицельно-навигационным комплексом, средствами связи, разведки, радиоэлектронной борьбы. Он должен применять все виды оружия, которые сейчас существуют и которые будут в перспективе на вооружении дальней авиации. Новый самолет должен быть создан с применением технологии малозаметности», – говорил Жихарев.
 
В августе 2009 года между Минобороны и компанией «Туполев» был подписан контракт на проведение НИОКР по созданию ПАК ДА сроком на три года. В этом году «Туполев» должен представить аванпроект по созданию машины. Из слов Путина, прозвучавших в Кореновске, можно сделать вывод, что проект уже готов и руководство страны с ним ознакомлено.
 
Первый полет самолета назначен на 2017 год. А к 2025–2030 годам при условии соответствующего финансирования ВВС должны получить первые серийные бомбардировщики, которые полностью заменят стоящие на вооружении российских ВВС самолеты дальней авиации Ту-95 и Ту-160.
 
С технологией малозаметности
 
Программа разработки ПАК ДА – это ответ на американские проектные исследования, связанные с созданием перспективного авиационного боевого комплекса американской стратегической авиации, начатые еще в 90-х годах. Этот самолет должен заменить используемые в настоящее время стратегические бомбардировщики В-52, В-1 и В-2, которые должны снять с вооружения в 2037 году. Последней программой его развития считается Next Generation Bomber. Как предполагают эксперты, проектировать бомбардировщик будут до 2015 года. До 2020 года будет сделан выбор конкретного проекта бомбардировщика. В 2035 году начнется его серийное производство.
 
Понятно, что в угоду современным тенденциям фюзеляж бомбардировщика будет выполнен с элементами технологии малозаметности. Можно предположить, что ее во многом позаимствуют у того же истребителя Т-50. Например, в конструкции истребителя впервые применен целый спектр новейших полимерных углепластиков, которые в два раза легче алюминия, в четыре–пять раз – стали и в два раза легче титана.
 
Новые материалы, как известно, составляют 70% покрытия истребителя Т-50. Его вес стал в четыре раза меньше по сравнению с самолетом, собранным из привычных материалов. В ОАО «ОКБ Сухого» говорят о том, что применение новых материалов позволило добиться «беспрецедентно низкого» уровня радиолокационной, оптической и инфракрасной заметности машины.
 
К примеру, эффективная площадь отражающей поверхности у Т-50 равна 0,5 кв. м (у Су-30МКИ – 20 кв. м). Это означает, что если на радаре Су-30МКИ виден как металлический объект размером 5 м на 4 м, то отражение Т-50 – в 40 раз меньше. Это обеспечивает самолету не только малозаметность, но и значительно усложняет наведение на него высокоточного оружия.
 
Как предположил в разговоре с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД источник в руководстве ВПК, одной из проблем проекта станет электроника. В самолете Ту-160 стоит более 100 компьютеров. С учетом современных технологий в ПАК ДА их будет значительно меньше. Масса машины составит не более 125 тонн.

В качестве двигателей, полагает источник, пока рассматривается новый мотор АЛ-41Ф, стоящий на вооружении перспективного истребителя Т-50. Это единственный перспективный двигатель в России. В отличие от последнего, на ПАК ДА их будет четыре штуки. Кроме того, как предполагает источник, машина должна быть способна поднять не менее 24 тонн бомбовой и ракетной нагрузки и долететь с ней на расстояние не менее 12 тыс. км.

В пределах родного неба
 
Можно предположить, что новая машина должна стать более функциональна по спектру применения, чем современный российский бомбардировщик Ту-160. В свое время его создавали как носитель крылатых ракет большой дальности с ядерными боеголовками. То есть как средство ведения исключительно ядерной войны. В 2008 году была начата модернизация этих бомбардировщиков под задачи, не связанные с применением ядерного оружия.
 
Для бомбардировщиков были созданы новые крылатые ракеты Х-101 и Х-555 с неядерными боеголовками. Первая из них способна поразить цель на дальностях до 5 тыс. км. Вторая летает на расстояние до 3 тыс. км. Обе ракеты наводятся на цель по сигналу спутниковой навигации. Могут лететь на минимально возможном расстоянии от поверхности земли с огибанием рельефа местности, что делает крайне сложным их обнаружение и поражение современными средствами ПВО/ПРО.
 
Появление этих ракет меняет саму суть применения дальней авиации. Перед создателями Ту-160 стояла крайне сложная задача по прорыву вражеской воздушной обороны. Для этого для Ту-160 был создан уникальный двухрежимный двигатель, позволявший машине лететь в двух средах: воздушном пространстве и на высотах, близких к космосу. В атмосфере он работал как обычный реактивный, а при выходе бомбардировщика в разреженное воздушное пространство начинал работать как ракетный.

Благодаря этому Ту-160 спокойно мог отрываться от преследования истребителей противника и беспрепятственно входить в воздушное пространство над его территорией.

Сегодня с учетом развития системы НПРО США, как замечает вице-премьер Рогозин, сделать это будет крайне сложно, если не невозможно. Возможно, именно по этой причине в концепции создания ПАК ДА нет задач создания двухрежимных двигателей, а предлагается использовать «обычный» АЛ-41Ф. Его достоинство заключается в возможности длительной работы в сверхзвуковом режиме (для современных истребителей это возможно только во время кратковременных «форсажных» режимов работы), а также существенная экономия топлива в сравнении с уже имеющимися на самолетах российских ВВС двигателями.
 
В итоге новому бомбардировщику не потребуется покидать границы собственной страны, над территорией которой он будет прикрыт комплексами ПВО/ПРО, а также силами истребительной авиации. Оставаясь в родном небе, он сможет при необходимости наносить удар по чужой территории «дальнобойными» ракетами.


комментарии (1):

Yan      20/06/2012 [14:02:31]#1
Я чего то не догоняю. Зачем длительное время летать над своей территорией на сверхзвуке?

Кроме того, как будет выглядеть живучесть бомбардировщика по отношению к этим ракетам или точнее матрицам Sofradin?

19 июня 2012 г., Aviation Explorer – Фирма Sagem (концерн Safran) подписала с группой МБДА контракт на поставку Sagem почти 200 систем самонаведения для ракет класса «воздух-воздух» MICA , сообщает пресс-служба Safran. AEX.ru

Инфракрасная система самонаведения, разработанная и произведенная Sagem для ракет MICA, является важнейшим элементом эффективности ракеты. Такие прорывные технологии данной системы самонаведения, как: ее высокая чувствительность, ее совершенные алгоритмы формирования кадра, ее двух спектральная картинка, ее автоматический захват любого типа цели, ее способность сопровождения цели до и после пуска, ее способность отличить реальную цель от имитаторов и помех, позволяют ей также оказывать помощь экипажу в тактическом ориентировании.













Материалы рубрики

Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer