Президент прилетел на вертолетную базу под городом Кореновском на вертолете (если бы это была база самолетов, то, видимо, прилетел бы на самолете, если бы сухопутное подразделение, пришел бы, видимо, пешком).
Владимир Путин вручил авиабазе, летчики которой действуют во многих горячих точках, в том числе невидимых мирному жителю планеты, орден Кутузова (который тоже многого не замечал) и осмотрел боевые вертолеты.
Особенно Владимира Путина заинтересовал "Ночной охотник" (ударный вертолет Ми-28Н), до мелочей (или, вернее, до безобразия) похожий на американский Apache. ("Кто-то у кого-то спер..." — риторически пожал плечами один из летчиков за полчаса до этого, когда я поинтересовался у него, откуда эти трагические совпадения.)
Поднявшийся на борт "Ночного охотника" президент постучал по стеклу кабины пальцем, словно проверяя стекло на прочность. Стекло, как ни странно, устояло.
На встрече за чаем, который на сорокаградусной жаре казался самым адским испытанием для прошедших огонь и воду (но не такую кипяченую) военных летчиков, Владимир Путин со сдержанным энтузиазмом отнесся к их просьбе увеличить срок службы на пять лет, до сорока пяти. Свое согласие президент мотивировал в том числе тем, что "демографические проблемы в стране еще далеко не решены". А министр обороны Анатолий Сердюков уже добавлял, что поправки насчет пяти лет уже внесены в Госдуму. То есть военные действовали, как обычно, слаженно.
— Я думаю,— сказал президент,— что Госдума возражать не будет (и в данном случае выступил как ее главнокомандующий.— А. К.).
Не для того же ее, в самом деле, выбирали, чтобы она возражала.
Один майор поинтересовался: не возникнет ли проблем с реагированием на размещение системы противоракетной обороны у границ России? Разве они могли об этом не спросить?
— Мы с вами,— ответил президент,— должны исполнить оборонзаказ. Тогда угрозы для нас не будет... У нас есть все возможности для отражения этих угроз. Но конечно, нашим партнерам лучше бы этого не делать, потому что, как ни называй, это элементы гонки вооружений... Эти деньги можно было бы пустить на мирные нужды.
Впрочем, через некоторое время на совещании по развитию отрасли Владимир Путин уже сообщал, что ВВС в ближайшее время получат на закупку новой техники 4 трлн руб.
То есть гонка вооружений на самом деле уже опять в разгаре. Остается подождать, когда она закончится. Потому что чем она закончится, уже более или менее известно из исторического опыта.
После этого Владимир Путин рассмотрел предложения по организации торжественных мероприятий в честь 100-летия ВВС, которое будет широко отпраздновано в августе этого года. Владимир Путин безоговорочно принял предложение об установлении бюста "или по крайней мере Доски почета" в честь первого командующего ВВС России — великого князя Александра Михайловича.
— Странно, что мы это упустили,— пробормотал президент. Так у нас на глазах подготовка к празднику набирала обороты.
Но апофеоз наступил, когда один из участников совещания предложил не ограничиваться выпуском значков и ручек к празднику.
— Надо мыслить глобальнее,— заявил он,— поэтому надо делать то, что действительно осязаемо! Кто мешает нам выпускать футболки?!
Он с предварительным восторгом в глазах посмотрел на президента.
Господин Путин кивнул.
— На футболках будут изображены штурмовик, бомбардировщик, истребитель! — уже с нескрываемым торжеством продолжил выступавший.— А корабль "Восход" (он, наверное, хотел сказать "Восток".— А. К.) на черном фоне?!! Я прикинул стоимость одной футболки — 200 руб. Неужели молодежь не купит вместо скрещенных костей и черепа и профиля Че Гевары?! Надо сделать 2-3 млн маек, и уже какие-то расходы на праздник можно отбить!
А если постараться, можно отбить расходы и на закупку всей новой авиатехники.