Мировой рынок самолетостроения находится на подъеме, констатирует Тим Зиманович, глава компании Aircraft Demolition, которая занимается утилизацией самолетов и двигателей. С тех пор как авиакомпании начали переход на лайнеры нового поколения, бизнес крепнет день ото дня, описал ситуацию предприниматель.
В 2011 году Aircraft Demolition утилизировала 24 самолета. «В этом году распилим в два раза больше», — цитирует Зимановича Reuters.
На металлолом идут все более свежие самолеты. Недавно компания утилизировала 10-летний Boeing 737, который обычно эксплуатируется около 30 лет. Владелец машины из Саудовской Аравии просто захотел новую модель лайнера.
В следующие 20 лет будут списаны более 12 тысяч лайнеров, оценивают масштабы обновления мирового воздушного парка аналитики.
«История Зимановича отражает золотой век рынка коммерческого авиастроения: растут объемы авиаперевозок, подкрепленные стремительным экономическим ростом в Китае и Индии, спрос на новые самолеты высок, и нет недостатка в тех, кто готов финансировать эти закупки», — пишет Reuters.
Крупнейшие авиастроительные корпорации — Boeing и Airbus — расширяют производство. В стоимостном выражении, по экспертным оценкам, с 2011-го по 2014 год объем заказов у этих компаний может вырасти на 57%.
Один из «горячих сегментов» рынка — узкофюзеляжные самолеты, рассчитанные на 150 пассажиров.
Bombardier одна из первых занялась разработкой лайнеров непосредственно под такое количество пассажиров (предполагается, что семейство Bombardier CSeries выйдет на рынок в конце 2013 года). И, по прогнозам компании, сегмент в 100—149 кресел будет показывать наибольший рост. Средний возраст подобных самолетов сейчас — 19 лет. В Bombardier считают, что 58% лайнеров будут выведены из эксплуатации в ближайшие 20 лет. Потребность рынка компания оценивает в 7 тысяч новых самолетов.
В Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) прогнозируют, что до 2029 года мировой рынок будет нуждаться примерно в 5 тыс. лайнеров, рассчитанных на 130 пассажиров (в ОАК уже ведется разработка подобного самолета).
Но темпы роста связаны как с риском невыполнения контрактов — авиастроительные корпорации берут больше заказов, чем способны выполнить, так и с оптимистичными прогнозами авиакомпаний.
«Проблема с «пузырем» в том, что вы не знаете, что это «пузырь», пока он не лопнет и все не захотят выскочить из него», — философствует Адам Пиларски, старший вице-президент компании Avitas, работающий в сфере авиационного консалтинга.
Некоторые перевозчики уже пересматривают планы. Southwest Airlines, постоянный клиент Boeing, 16 мая заморозила заказ на 30 лайнеров Boeing 737. Она должна была получить их в ближайшие два года, но сейчас пытается сэкономить более $1 млрд. Ранее австралийский перевозчик Qantas отложил закупку двух Airbus А380, пытаясь сократить расходы.
Авиастроители понимают риски, но пока настаивают на своих прогнозах. «Последнее, что мы хотим делать, так это строить больше самолетов, чем требуется рынку», — говорит Рэнди Тинсет, вице-президент по маркетингу Boeing Commercial Airplanes.
Boeing и Airbus доминируют на рынке магистральных самолетов, который эксперты оценивают примерно в $4 трлн в ближайшие 20 лет.
В частности, по прогнозу Boeing, с 2011-го по 2030 год миру необходимы около 33,5 тыс. новых пассажирских и грузовых самолетов. Корпорация наращивает производство прежде всего узкофюзеляжных лайнеров — с 35 самолетов до 42 машин ежемесячно. Тем же путем идет Airbus — с 40 машин до 42.
Но опрошенные Reuters эксперты считают, что прогнозы стоит скорректировать. Airbus и Boeing в 2011 году получили заказы суммарно на 2 529 самолетов, напоминают аналитики. Рекорд был поставлен в 2007 году, когда авиакомпании заказали 2881 машину; в 2008 и 2009 годах на фоне экономического спада объем заказов резко упал. Активность заказчиков возобновилась только в 2010 году.
Авиастроение находится в прямой зависимости от авиаперевозок, а этот рынок сейчас подвержен значительным рискам: рост цен на топливо, нестабильная экономическая ситуация в мире, терроризм, рассуждают отраслевые эксперты. Но авиастроители не могут реагировать на возникающие риски так же быстро, как авиакомпании: свернуть, а затем возобновить производство до прежнего уровня — задача на длительный срок.