Минюст не поддержал инициативу Дмитрия Рогозина и Ирины Яровой по ужесточению ответственности за коррупцию в оборонно-промышленном комплексе.
Как следует из заключения Минюста на законопроект, разработанный думским комитетом по безопасности и противодействию коррупции и предлагающий максимальную ответственность за взятки в оборонпроме (15 лет и стократный штраф), «оборонная» взятка ничем не лучше обычной общегражданской.
«Выделение лиц, являющихся головным исполнителем либо заказчиком государственного оборонного заказа, следует признать необоснованным прежде всего с позиций нарушения принципа равенства граждан перед законом», — говорится в заключении Минюста.
По оценке министерства, ст. 204 («Коммерческий подкуп») и 290 («Получение взятки») УК РФ содержат нормы, которые распространяются «на все случаи совершения коммерческого подкупа либо получения взятки» и касаются всех лиц «независимо от сферы их деятельности и полномочий».
Ирина Яровая, возглавляющая комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, рассказала «Известиям», что не поддержал ужесточения оборонным коррупционерам и Верховный суд, куда проект закона также был направлен на согласование.
— Верховный суд отказал нам по формальному признаку — он считает, что в пояснительной записке к законопроекту нет статистики, которая бы подтверждала необходимость усиления ответственности за коррупцию в ОПК. Однако здесь речь идет не о суммах, а о тяжести, потому что объектом преступного посягательства становится безопасность страны, — пояснила Яровая.
Она добавила, что до конца мая ее комитет вместе с Минюстом и Верховным судом планирует доработать текст законопроекта и повторно отправить его в правительство на согласование. Аргументы за ужесточение и против обсудят в конце мая на круглом столе с участием Генпрокуратуры, Минюста, военных, оборонщиков и Верховного суда.
Вице-премьер по ОПК Дмитрий Рогозин пообещал «Известиям» продолжить борьбу за ужесточение для «своих» коррупционеров.
— При обсуждении в правительстве я выступлю за существенное ужесточение этой нормы, — заявил Рогозин.
Когда этот вопрос будет обсуждаться в правительстве, он не уточнил.
В феврале Дмитрий Рогозин предложил приравнять коррупцию при заключении оборонных контрактов к государственной измене.
— Воровство и коррупционные махинации в армии, на флоте, в оборонной промышленности и в военной науке, от которых зависят жизнь и безопасность всей России, — это не просто частный грех или экономическое преступление. Это государственная измена и пособничество врагу, — пояснил вице-премьер.
Идею поддержал Владимир Путин, который в своей статье «Россия и меняющийся мир» (опубликована в газете «Московские новости») отметил, что «коррупция в сфере национальной безопасности — это по сути государственная измена».
Еще через месяц Ирина Яровая разработала поправки в ст. 204 и 290 УК РФ, предусматривающие увеличения наказания за коррупцию в сфере ОПК в шесть раз (до уровня максимальной ответственности по этим статьям).