В августе Военно-воздушные силы России отмечают 100-летний юбилей. Российские ВВС ведут свою официальную историю с того момента, когда при Генеральном штабе был создан воздухоплавательный отряд.
- 'Голос России' провел круглый стол, посвященный 100-летию российской авиации
- Круглый стол "Сто лет ВВС России: перспективы и ожидания"
Авиапром: поиск баланса
Перспективам российского авиапрома и поиску новой «точки сборки» было посвящено выступление Константина Макиенко, заместителя директора Центра анализа стратегий и технологий.
В рамках этого поиска предпринимается попытка «перезапуска» гражданского авиапрома России. Основу линейки гражданской авиации должны составить два проекта – региональный SSJ-100 и среднемагистральный МС-21. Оба проекта роднит широкое использование иностранных комплектующих, в том числе силовых установок, что увеличивает шансы на реализацию обеих программ – к сожалению, российские производители авиационных комплектующих в значительной части утратили производственный потенциал.
Сложившийся к сегодняшнему дню «военный» перекос авиапрома России вызывает тревогу. Поддержание должного технологического уровня и нормального экономического состояния отрасли возможно лишь при сбалансированном ее развитии. Этот сценарий может быть реализован лишь в случае успеха SSJ-100 или МС-21, а лучше – обоих проектов.
Комментируя недавнюю катастрофу SSJ-100, Константин Макиенко отметил, что при должной реакции руководства ГСС и ОАК она не окажет отрицательного влияния на развитие проекта. В качестве подтверждения можно вспомнить примеры самолетов А-320 и А-330, также терпевших катастрофы в самом начале своей карьеры, в ходе испытательного полета (А-330, 1994 год) и демонстрационного (А-320, 1988 год).
Морская авиация: в поисках патрульной машины
Особое внимание эксперты уделили морской авиации. Морская военная авиация, хоть и ведет свою летопись от воздушного боя 17 июля 1916 года с немцами над Балтикой, но восходит к тому же воздухоплавательному отряду Генштаба, что и ВВС России. В центре внимания оказался вопрос о перспективной патрульной машине, которой предстоит прийти на смену устаревающим Ил-38 и чрезмерно дорогим в эксплуатации Ту-142. Сообщение на эту тему сделал Прохор Тебин, независимый военный эксперт.
Говоря о мировых тенденциях в зарубежной морской авиации, прежде всего, в американской, Тебин отметил сохранение самолетов четвертого поколения в качестве основной ударной силы (истребители F/A-18E/F). Также был отмечен и общемировой рост популярности разведывательных и патрульных машин построенных на гражданской платформе. Приморские и морские страны все более активно используют эти машины для патрулирования побережья, территориальных вод и исключительной экономической зоны. В создании таких машин наблюдаются две тенденции: первая - использование относительно дешевых и легких самолетов, построенных на основе ближнемагистральных турбовинтовых/турбореактивных лайнеров со взлетным весом в пределах 50 тонн или даже меньше. Эти машины активно заказываются относительно небогатыми государствами, или даже развитыми странами для патрулирования на небольшом удалении от побережья. Вторая тенденция - заказ относительно крупных самолетов в весовой категории более 80 тонн, способных держаться в воздухе 10-12 (и более) часов. Одним из первых таких самолетов стал P-8 Poseidon, строящийся сегодня для США и Индии.
Участники круглого стола сошлись на том, что наиболее реальным в российских условиях вариантом является постройка многоцелевого патрульного самолета на платформе Ту-204/214 – машины освоенной промышленностью, относительно дешевой, и обладающей неплохими летными характеристиками. С учетом меньшей доли полезной нагрузки патрульного самолета по сравнению с коммерческим лайнером, запас топлива на этой машине можно увеличить. Это обеспечит ей продолжительность патрулирования, превышающую 20 часов, что оптимально с учетом огромной протяженности российского побережья и необходимости патрулировать в местности с редкой аэродромной сетью, например, на Дальним Востоке и в Заполярье.
Немаловажное достоинство Ту-204/214 - его независимость от иностранных комплектующих. Это, пожалуй, не очень хорошо с точки зрения его перспектив как коммерческой машины, но вполне годится для военного борта, который по определению производится меньшей серией и не требует крупномасштабных поставок, способных вызвать затруднения у производителей оборудования.
Наконец, заказ на 60-70 многоцелевых разведывательных/патрульных машин на основе Ту-204/214 для ВВС и авиации ВМФ России позволил бы поддержать потенциал КБ Туполева и связанных с ним заводов.
Другая проблема заключается в необходимости поддержания ударного потенциала морской авиации или приморских группировок ВВС. На закрытых театрах (Балтийское, Черное моря, отчасти Японское) эта проблема может быть решена поставками многоцелевых истребителей, способных применять управляемые ракеты «воздух-поверхность» и при необходимости – дозаправляться в воздухе. На открытых океанских театрах необходимо поддержание группировки ракетоносцев Ту-22М3, и дополнение их новейшими бомбардировщиками Су-34, обладающими большей дальностью полета, по сравнению с истребителями.