Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиакатастрофы и человеческий фактор


16 мая 2012 года Надежда Тихомирова, Firstnews


В связи с недавним крушением Sukhoi Superjet-100 в Индонезии Firstnews вспомнил 10 самых страшных авиакатастроф за всю мировую историю. Больше всего погибших в небе было в США и России. Эксперты говорят, что в нашей стране виной им чаще всего "человеческий фактор" - всё острее становится проблема нехватки грамотных специалистов.

Недавняя катастрофа российского самолёта Sukhoi Superjet-100 в Индонезии в очередной раз заставила мир задуматься о безопасности в воздушном пространстве и вспомнить былые трагедии, количество которых растёт с каждым годом.
 
Если подсчитать по странам погибших в авиакатастрофах с гражданскими воздушными судами, начиная с 1945 года по настоящее время, окажется, что лидером является США (9936 смертей). На втором месте – Россия (6514 погибших). На третьем – Колумбия (2663 человека).
Далее идут Бразилия, Индия, Франция, Индонезия, Китай, Англия и Мексика (см. инфографику Firstnews).
 
Отметим, учитывая объёмы перевозок США и России, соотношение по абсолютному показателю авиакатастроф складывается не в пользу нашей страны.
 
Российская авиация пришла в упадок

По данным Межгосударственного авиационного комитета (МАК) за прошлый год, среди причин частых авиапроисшествий в РФ на 80% – отклонения в действиях авиационного персонала при выполнении и организации полётов; на 20% – отказы авиационной техники.
 
Проверки Генпрокуратуры РФ показали, что к полётам зачастую допускались лица, не имеющие необходимой лётной практики. В учебных заведениях не хватает преподавателей, нет достаточного количества самолётов и тренажёров. Значительная часть учебного авиапарка находится в неисправном состоянии.
 
Главный редактор Avia.ru Роман Гусаров отмечал Firstnews, что федеральным структурам понадобилось 7 лет, чтобы услышать общественность, которая предупреждала о скором дефиците кадров, об отсутствии учебных методик, тренажёров и многом другом.
 
Эксперт считает, что быстрыми темпами нужно наращивать набор в авиационные вузы, готовить в 2-3 раза больше пилотов. Требуется разобраться, какие зарплаты получают преподаватели, какую систему подготовки они используют.
 
Член правления Всемирного Фонда безопасности полётов Валерий Шелковников также уверен, что нужно что-то менять в кадровой базе и в материальной части авиационных учебных заведений.
 
"Все пилоты, по вине которых произошли катастрофы, получили высшие оценки, а на деле оказались не готовы к выполнению полётов", - отмечал Firstnews эксперт.

По словам главы аналитической службы агентства "Авиапорт" Олега Пантелеева, в России готовится недостаточное количество специалистов. Их готовят долго и дорого. Дефицит лётных кадров приводит к тому, что авиакомпании вынуждены заметно переплачивать, чтобы переманить специалистов из другой авиакомпании.
 
"В конце концов, наука зарплат ни к чему хорошему не приводит. В ряде случаев авиакомпании действительно принимают на работу специалистов, которых уволили с предыдущего места работы за какие-нибудь погрешности", - отметил Firstnews эксперт.
 
Западный разбор российских полётов

Основной причиной российского авиационного кризиса эксперты консалтинговой компании Ascend (Лондон) называют неэффективное регулирование воздушного сообщения, неэффективную работу небольших авиакомпаний и отсутствие грамотных специалистов.
 
По мнению экспертов, Россия уделяет мало внимания авиационной безопасности. Требования к безопасности полётов в РФ менее жёсткие, чем в других странах.
 
Олег Пантелеев считает, что за рубежом не представляют, что происходит в России, какие есть требования к безопасности полётов, и как они выполняются.
 
"Читая публикации зарубежных изданий о гражданской отечественной авиации, я всё чаще прихожу к выводу, что это люди совершенно с другой планеты, которые не имеют никакого представления о том, что творится в России. Они до сих пор считают, что у нас по улицам ходят медведи, а летаем мы в валенках и ушанках на АН-20", - сказал Firstnews аналитик.

Самые аварийные марки самолётов

Безусловно, человеческий фактор является частой причиной авиационных происшествий, причём, не только в России. Однако техническая неисправность самолётов также погубила немало пассажиров.
 
Самой опасной маркой самолёта признан Boeing 737 JT8D – на 507 500 часов полёта с его участием приходится одна авария со смертельным исходом. Ил-76 занимает второе место в нелицеприятном рейтинге – на 549 900 часов полёта приходится одна авария. "Туполь" или Ту-154, когда-то самый массово выпускаемый самолёт в СССР, на третьем месте по числу поломок (в среднем одна авария на 1 041 000 часов полёта).
 
В десятку самых аварийных марок самолётов входят (по убыванию) Airbus A310, McDonnell-Douglas DC-9, Ту-134, Boeing 727, McDonnell-Douglas MD-80, McDonnell-Douglas MC-10 и McDonnell-Douglas MD-11.
 
Одним из самых безопасных пассажирских самолётов в мире Международная организация гражданской авиации признаёт Ан-24.
 
Самые безопасные авиакомпании

Как сообщалось в январе, исследователи немецкого бюро Jet Airliner Crash Data Evaluation провели анализ мирового авиарынка. По результатам исследования самой безопасной авиакомпанией мира признана японская Ali Nippon Airways.
 
Среди перевозчиков Европы лидирует авиакомпания Finnair, она же оказалась второй по безопасности в мире. На самолётах оператора не происходило чрезвычайных ситуаций с 1963 года. Замыкает тройку безопасных перевозчиков флагманская авиакомпания Гонконга Cathay Pacific Airways.
 
В список из шестидесяти компаний разных стран вошли также два российских оператора. Второй в России по объёму перевезенных пассажиров "Трансаэро" не имел ЧП, в которых бы погибли или пострадали пассажиры, и занял 15-ю строчку мирового рейтинга. На 35 позиции находится первый советский перевозчик "Аэрофлот".
 
Самой опасной авиакомпанией, по версии агентства, стала египетская EgyptAir. Аварии самолётов перевозчика после 1981 года унесли жизни почти трёхсот человек. EgyptAir является второй по размеру авиакомпанией Африки.
 
Авиакатастрофы неизбежны, как и ДТП на дорогах

С учётом того, что требования по безопасности полётов едины для всех авиакомпаний, для всех типов воздушных судов, глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев советует пассажирам ориентироваться не на рейтинги, а на вопросы, которые к безопасности полётов никакого отношения не имеют.
 
"То есть, удобство времени и место вылета, удобство самого маршрута, стоимость перелёта. Когда речь идёт о типе воздушного судна, больше ориентироваться на то, какое воздушное судно комфортнее с точки зрения шума, шага кресел, сервиса на борту и так далее", - сказал Firstnews Олег Пантелеев.

Главный редактор журнала "Взлёт" Андрей Фомин отмечает, что если пользоваться услугами официальных авиакомпаний, а по-другому у нас практически невозможно, то никаких проблем быть не должно. Все авиакомпании, осуществляющие коммерческие перевозки, прошли необходимую сертификацию и обеспечивают необходимый уровень безопасности полётов.
 
"Если самолёт неисправен, то летать он не будет. За этим очень строго следят. Если он допущен до регулярных и даже до чартерных воздушных перевозок, то оснований сомневаться в его надёжности, в общем-то, нет никаких", - отметил Firstnews Андрей Фомин.

Он добавил, что на дорогах гибнет гораздо больше людей, однако это не значит, что люди не должны ездить на машинах. Любая авиационная катастрофа является резонансным событием, при этом о ДТП, если оно не является крупным, почти никто не говорит.
 
Те авиакатастрофы, которые происходят время от времени, это вопрос к теории вероятности и статистики. Это неизбежно, считает эксперт. Трагедии случаются даже в самых брендовых западных авиакомпаниях, и никуда от этого не деться.


комментарии (2):

dima26512      16/05/2012 [18:02:35]#1
Безопасный самолет это ТУ-134, далее в подробности не будем входить , дело не в этом.Вам всем нужны англичане , а не пилоты.Катастрофа Вашего Суперджета это начало только бестолковой полдитики, подход нужен к пилотам не по английскому а по освоенным типам и налету часов, тогда не будет Сочи, Перми, Иркутска, Тюмени и т.д.А мы уйдя на пенсию, если не изменится политика, будем на поездах ездить или на машинах со своими семьями.Глаза откройте и вы все увидите.

TreFI      16/05/2012 [23:24:40]#2
Проектирование, создание, ремонт, обслуживание техники и ее эксплуатация везде проводится людьми....о каком факторе мы можем говорить как не о человеческом. Как то очень давно мой учитель говорил - ничто не происходит случайно, оно всегда предупреждает - надо только уметь слышать.Безопасность и экономика это две руки одного организма - организации полетов.Авиация такая отрасль к которой нельзя подобрать аналог.И когда пошло дикое разрушение нашей Авиации, когда рвали на части (бабло превыше всего) мы получили то что сейчас имеем.Честно говоря слезы на глазах...

Подготовка специалиста, хорошего, грамотного умеющего "слышать" занимает годы и годы.Про летчика раньше говорили, лет через 10 он мог сказать шепотом из-за угла Я летчик.У нас сильнейший дефицит времени на подготовку и обучение специалистов. Требуется грамотная настойчивая политика Государства для преодоления этой тенденции и дай Бог нам силы и настойчивости остановится до опасной черты.













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника



Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка
Кирилл Комаров
Профиль
Облетать Россию дорого: европейцы "режут" рейсы в Азию

Интерфакс
"Уральские авиалинии" в 2024г намерены сохранить перевозки пассажиров на уровне 2023г
Андрей Коршунов
Известия
Пилот мысли: электронный планшет сделает безопаснее взлет и посадку самолетов
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Сначала Шанхай, а потом, может, и Пекин: из Казани запустят прямой рейс в Китай

РИА Новости
Дроны отлетали более 150 часов на "Архипелаге 2024" в Сахалинской области
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Подлётная ловля: началось производство FPV-дронов с искусственным интеллектом
Станислав Кучушев Роман Крецул
Известия
Детали пролета: кто виноват в поставке брака для самолетов Минобороны

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBqrj7
Тюнинг внедорожника Jeep на https://youdo.com/auto/tuning/jeep/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer