По данным индонезийских спасателей, самолет разбился примерно на отметке 1600 м горы Салак, имеющей высоту около 2100 м. Учитывая, что склоны этой горы, особенно в верхней ее части, практически отвесные, подобраться к месту катастрофы оказалось очень сложно. Вертолету там просто негде сесть, а пешим спасателям, идущим снизу ущелья, приходится совершать скальное восхождение, буквально отвоевывая у Салака каждый метр высоты.
Как следует из отрывочных и зачастую противоречащих одно другому сообщений из Индонезии, в эвакуационных работах участвуют несколько сотен человек, среди которых помимо профессиональных спасателей оказались армейские поисковики, бойцы полицейского спецназа и даже добровольцы из числа журналистов и студентов (предполагается, что сегодня к поискам присоединятся сотрудники МЧС РФ, вылетевшие в Индонезию). Многие спасатели сообщали, что уже почти дошли до места катастрофы и даже видят обломки, но добраться до них все равно не могут из-за отсутствия необходимого альпинистского оборудования.
По данным находящихся в Индонезии и следящих за ходом операции журналистов и блогеров, во второй половине вчерашнего дня одной из групп удалось выйти на склон, о который ударился SSJ 100, и даже эвакуировать с него первые 12 тел (всего на борту находилось 45 человек). Останки спасатели упаковывали в пластиковые мешки и выносили их вниз пешком, прикрепив груз к длинным жердям. На транспортировку каждого погибшего до базового лагеря у спасателей уходило около двух часов.
По данным местных специалистов, поисково-эвакуационные мероприятия могут затянуться на месяцы, и даже по прошествии этого времени вряд ли удастся найти всех погибших. Дело в том, что перегрузку, которую испытали детали SSJ 100 и соответственно пассажиры самолета при ударе на скорости около 400 км/ч о скальную стену, эксперты называют не иначе как "чудовищной". В результате катастрофы большинство тел просто распались на мелкие фрагменты, которые после удара еще и улетели вниз, в глубокое покрытое густой тропической растительностью ущелье.
Вчера же было выдвинуто и первое, пожалуй, с момента катастрофы предположение о ее причинах. Согласно версии, активно обсуждавшейся в электронных СМИ и блогосфере, экипаж SSJ 100, совершая демонстрационный полет над западной частью Явы, не активировал систему TAWS, предупреждающую летчиков об опасном сближении машины с земной поверхностью. Этот вывод был основан на изучении фотографии приборной доски SSJ 100, сделанной в перерыве между полетами, на которой указанная система действительно не активирована. Однако версия о том, что опытный командир SSJ 100 Александр Яблонцев, облетая покрытый облаками вулкан Салак, отказался от защитной автоматики, вскоре была опровергнута коллегами разбившегося летчика.
Изучая представленную фотографию на портале forumavia, специалисты пришли к выводу о том, что приборная доска была сфотографирована в парковочном положении самолета, когда он стоит на земле, подключенный к внешнему источнику электропитания. В этом положении большинство навигационных систем SSJ 100 действительно деактивированы, однако при подаче штатного питания от бортовых генераторов TAWS, как утверждают пилоты, автоматически включается.
"Техническое состояние SSJ 100 перед вылетом не вызывало никаких нареканий. Это подтверждается тем, что свой первый полет в Индонезии он выполнил безупречно. До момента катастрофы никаких проблем с самолетом не было",— заявил глава Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян, прилетевший вчера в Индонезию. По его словам, говорить о вине экипажа разбившегося SSJ 100 до расшифровки показаний бортовых самописцев некорректно. Однако вероятность того, что "черные ящики" будут найдены, невелика.