3 мая стартовал международный тур новинки российского авиапрома – пассажирского регионального самолета Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100). 3 мая самолет участвовал в выставке KADEX-2012 в Казахстане, 5 мая был в Пакистане, 7 мая – в Мьянме. После 9 мая самолет должен был отправиться в Лаос (показ был запланирован на 11 мая), а 14 мая – во Вьетнам.
Однако 9 мая программа демонстрационных полетов была прервана, причем самым драматическим образом. Самолет с бортовым номером 97004 пропал с экранов радаров примерно в 40 морских милях от аэропорта Джакарты. По информации из Индонезии, связь с самолетом прервалась через 20 минут после начала полета, в 14:21 по местному времени.
В первые несколько часов после исчезновения воздушного судна выдвигались различные версии о случившемся, рассматривался даже возможный захват лайнера террористами.
Однако утром 10 мая с борта одного из поисковых вертолетов удалось обнаружить фрагменты лайнера. Они были найдены практически на вертикальном склоне горы Салак, на высоте около 1600 метров.
На борту самолета, по уточненным данным, находилось 45 человек, 8 из них – граждане России. Сегодня же была распространена информация о том, что наземным поисковым отрядам удалось добраться до места падения, где практически сразу были обнаружены тела погибших. Позже эту новость опроверг президент компании «Гражданские самолеты Сухого» Владимир Присяжнюк. По его словам «Спасателям потребуется еще несколько часов, чтобы добраться до обломков».
Официальных версий произошедшей катастрофы еще не выдвигалось. Однако можно предположить, что самолет врезался в гору, выполняя полет в сложных метеоусловиях. Версия о плохом техническом состоянии лайнера была опровергнута сразу, так пресс-служба «Объединенной авиастроительной корпорации» в своем сообщении распространила информацию о том, что «Предполетная подготовка была проведена в полном объеме, и технически самолет был полностью исправен ».
В то же время нельзя не обратить внимание на некоторые «странности» связанные с этой катастрофой. Так, SSJ-100 был оборудован аварийным маяком международной системы КОСПАС-SARSAT, от которого не поступало никаких сигналов (как это должно было бы быть в случае приводнения или столкновения с возвышенностью). Кроме этого вызывают вопросы сообщения индонезийской стороны о том, что после столкновения работали мобильные телефоны, находящихся на борту пассажиров, что и позволило выдвинуть версию, связанную с захватом самолета.
Ну и наконец самый большой вопрос вызывают действия диспетчера Индонезийского аэропорта. Известно, что экипаж, незадолго до того как самолет исчез с экранов радаров, запросил у наземных служб разрешение на снижении до высоты 1800 метров. С учетом того, что высота горы Салак, в которую врезался SSJ-100, составляет 2000 метров, разрешение было получено. Вряд ли возможно предположить, что диспетчерская служба не знала о ее существовании, особенно если принять во внимание тот факт, что за последнее время в этом районе произошло 7 авиационных катастроф.
Но как бы там ни было не стоит делать выводов до окончания расследования всех обстоятельств произошедшей трагедии. Наверняка можно утверждать только одно – по репутации новинки Российского авиапрома нанесен серьезный удар, и его перспективы на Азиатском рынке остаются под большим вопросом.
По сообщениям корреспондентов ВПК