Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Показательный полет


10 мая 2012 года Антон Ключкин, Lenta.ru


Sukhoi Superjet-100, первый новый российский пассажирский самолет со времен распада СССР, врезался в гору и рухнул в индонезийские джунгли во время демонстрационного полета. На борту самолета находились 45 человек. Катастрофа почти наверняка обернется репутационным ущербом для российского авиапрома, хотя полеты других Superjet остановлены не были.

Региональный самолет Sukhoi Superjet-100 пропал во время показательного полета в Джакарте. Радиосвязь с лайнером исчезла в среду около 12:00 дня по Москве после того, как он снизил высоту около горы Салак. О том, что с Superjet-100 случилось ЧП, сообщил в своем твиттере блогер Сергей Доля, прибывший в Джакарту в составе делегации компании "Гражданские самолеты Сухого".

Незадолго до того, как Superjet-100 исчез с радаров, командир лайнера запросил разрешение на снижение с высоты в 10 тысяч футов (около 3 километров) до 6 тысяч (около 1,8 километра). Разрешение он получил и стал выполнять разворот и снижаться. Полет проходил в условиях низкой облачности. На борту самолета, последний сеанс связи с которым состоялся в 11:33 по московскому времени, находились, преимущественно, индонезийские бизнесмены, а также сотрудники компании "Сухой" (разработчик лайнера) и журналисты.

Авиационные власти Индонезии выдвинули различные версии случившегося, не исключив даже возможное похищение лайнера. Последняя версия, вероятно, была выдвинута потому, что лайнер прошел все возможные проверки перед вылетом, а аварийный маяк на борту так и не послал никаких сигналов. Между тем, подобные маяки работают непрерывно, но активизируются лишь в момент аварии. Кроме того, включить маяк могут сами пилоты. Сделано это, очевидно, не было.

Топлива у самолета было на 2 часа пребывания в воздухе (сам демонстрационный полет должен был продлиться не более получаса), поэтому к моменту, когда несколько часов спустя к поискам лайнера подключили индонезийскую армию, оно наверняка должно было закончиться. Утром 10 мая на поиски лайнера вылетели военные вертолеты, которые накануне вынуждены были вернуться на базы из-за плохих погодных условий.

Вскоре мелкие обломки самолета были обнаружены на склоне горы в западной части индонезийского острова Ява, но крупные фрагменты до сих пор не найдены. Самолету не хватило всего несколько десятков метров, чтобы разминуться со склоном горы, в которую он, видимо, и врезался. На место предполагаемого крушения направлены спасательные службы, начаты работы по поиску фрагментов и бортовых самописцев.

Информации о судьбе пассажиров и экипажа до сих пор нет - из-за сложного рельефа местности спасатели так и не добрались до места крушения. В любом случае, идентификация останков займет немало времени, поскольку фрагменты тел сначала доставят на вертолете в аэропорт, а потом - в медучреждения. Выжил ли кто-либо из пассажиров и экипажа, пока неизвестно.

В Джакарту из Москвы для выяснения обстоятельств происшествия вылетели представители Минпромторга РФ, Межгосударственного авиационного комитета (МАК), Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и "Гражданских самолетов Сухого" (ГСС). Расследование будут проводить индонезийские власти, но российских экспертов, наверняка, привлекут к нему согласно международной практике.

Представители Объединенной авиастроительной корпорации, в состав которой входит "Сухой", впрочем, поспешили заверить, что лайнер после первого демонстрационного полета был технически исправен, а пилоты - достаточно опытными. Последнее действительно так, ведь пилотировал Superjet 100 шеф-пилот Александр Яблонцев, который поднимал в воздух лайнер во время его первого полета в 2008 году. Маловероятно, чтобы специалист такого уровня, как Яблонцев, мог потерять управление лайнером.

Тщательное и быстрое расследование катастрофы необходимо, прежде всего, компании "Сухой", разработавшей Superjet 100, и Минпромторгу, который занимается продвижением лайнера на международном рынке. К Superjet 100, разработанному в партнерстве с Boeing и итальянской Finmeccanica, не зря приклеили ярлык надежды российского гражданского авиапрома, а маркетинговая стратегия "Сухого" предусматривала, прежде всего, продажи Superjet 100 на международных рынках (уже в 2011 году на Superjet 100 было заключено более сотни твердых контрактов).

Собственно, в Джакарту Superjet 100 прибыл 9 мая именно в рамках презентационного тура по Азии, в ходе которого руководство "Сухого" знакомило с российской разработкой представителей бурно развивающегося азиатского рынка. До Индонезии самолет побывал в Мьянме, Пакистане и Казахстане, а после Индонезии лайнер должен был лететь в Лаос и Вьетнам.

В настоящее время известны имена всех россиян, которые находились на борту SSJ-100, когда с ним пропала связь. Ими были первый и второй пилоты Александр Яблонцев и Александр Кочетков, штурман Олег Швецов, инженеры Алексей Киркин и Денис Рахимов, а также сотрудники компании "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) - начальник летно-испытательного центра комплекса ГСС Николай Мартыщенко, директор по продажам ГСС Евгений Гребенщиков и менеджер по контрактам Кристина Куржукова. 


Ранее сложности с производством самолета уже привели к тому, что прогнозируемые темпы сборки Superjet были резко сокращены - до 2-3 самолетов в месяц. Кроме того, задержки с поставкой вынудили отказаться от покупки лайнеров таких перевозчиков, как Air Astana и AlItalia. Исключать то, что катастрофа в Индонезии повлияет на продажи Superjet-100, нельзя, однако с точки зрения авиационной индустрии ничего непоправимого не случилось. Главный редактор отраслевого издания "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий, например, заявил газете "Коммерсантъ", что "профессионалы относятся с пониманием к такой ситуации".

В целом российская разработка ранее была признана экспертами соответствующей всем мировым стандартам в области гражданской авиации. В январе 2011 года Sukhoi SuperJet 100 получил сертификат Межгосударственного авиационного комитета, а в феврале 2012 года - сертификат Европейского Авиационного агентства по безопасности. Пересматриваться данные сертификаты не будут, как скорее всего, не будет введен и временный запрет на эксплуатацию лайнера.

Действующие эксплуатанты - "Армавиа" (две машины) и "Аэрофлот" (шесть машин) пока полеты Superjet-100 не приостанавливали. Ранее эти перевозчики не сообщали о каких-либо серьезных технических неполадках с лайнером. Только раз рейс "Аэрофлота" будто бы был отложен из-за поломки Superjet 100, а неисправности с электроникой приковали другую машину российской авиакомпании к земле на 17 дней.

Для имиджа Superjet, поставленного на рынок с опозданием почти на два с половиной года, происшествие в Джакарте, конечно же, не пройдет незамеченным. Поэтому спекуляций на тему "некачественной сборки", скорее, всего, не избежать. Но российский авиапром с такими муками вынашивал свое первое дитя, что правительство просто обязано помочь "Сухому" преодолеть этот кризис. Тем более что, согласно расчетам специалистов, проект Sukhoi Superjet-100 стоимостью в 2 миллиарда долларов выйдет на полную окупаемость лишь после продажи 350 самолетов.



комментарии (2):

юри      10/05/2012 [20:18:26]#1
не рой ан 148 яму, а то сам в неё и попадешь! (народная мудрость в действии)

Cpilot      11/05/2012 [03:26:47]#2
На исправление имиджа придется еще денег попросить













Материалы рубрики

Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг



Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer