Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Лучший во всем


5 апреля 2012 года Василий Сычев, Lenta.ru


Истребитель Су-35С совершил 500 полетов в рамках программы испытаний, начавшейся в 2008 году. В компании "Сухой" объявили, что этот истребитель по многим своим характеристикам превосходит или способен превзойти все основные зарубежные аналоги "и противодействовать самолету F-22A". Сравнение характеристик для этого заявления, очевидно, производилось по открытым данным, которые с реальностью могут иметь мало общего. Впрочем, ранее потенциал Су-35С оценили австралийское агентство Air Power Australia и компания RepSim.

В настоящее время в программе летных испытаний Су-35С принимают участие четыре самолета. Последний из них был передан Государственному летно-испытательному центру Министерства обороны России имени Чкалова в марте 2012 года. Пятисотый полет истребитель совершил под управлением летчика-испытателя полковника Сергея Богдана. По данным "Сухого", Су-35С готов к прохождению испытаний на боевое применение, по завершении которых самолет будет принят на вооружение ВВС России.

В середине марта 2012 года сообщалось, что ВВС России до конца года получат первые шесть серийных истребителей Су-35С. В соответствии с подписанным в 2009 году контрактом, военные до 2015 года должны получить 48 истребителей Су-35. Как ожидается, после 2015 года может быть подписан контракт на поставку еще такого же числа самолетов. "Су-35 это продолжение глубокой модернизации самолета Су-27СМ3", - заявил в марте 2012 года представитель ВВС России полковник Владимир Дрик.

В ходе испытаний "Сухой" подтвердил характеристики Су-35С, включая сверхманевренность, устойчивость, управляемость, работу навигационной системы, бортового оборудования и двигателей. Максимальная достигнутая скорость у земли составила 1,4 тысячи километров в час, на высоте - 2,4 тысячи километров в час, а предельная высота - 18 тысяч метров. Радар самолета в режиме "воздух-воздух" может обнаруживать цели на дальности до 400 километров, а оптико-локационная станция - на дальности до 80 километров.

"Заложенные в самолете потенциальные характеристики позволят превосходить все тактические истребители поколения '4' и '4+' типа Rafale и EF 2000 (Eurofighter Typhoon - примечание "Ленты.ру"), модернизированные истребители типа F-15, F-16, F-18, F-35 и противодействовать самолету F-22A", - говорится в пресс-релизе "Сухого", посвященном пятисотому полету Су-35С. При этом возможности нового российского истребителя намного превосходят возможности уже стоящих на вооружении ВВС России боевых самолетов.

С одной стороны, можно порадоваться за российскую авиационную промышленность, способную выпускать "самые-самые" самолеты. С другой же заявление "Сухого" вызывает множество вопросов. Во-первых, не понятно, почему американский перспективный истребитель F-35 Lightning II, разработка которого завершится в 2016-2018 годах, отнесен к модернизированным самолетам? Ведь он создается не на базе существующего уже истребителя, а фактически с нуля, но с учетом опыта, полученного при разработке малозаметных самолетов и истребителя пятого поколения F-22 Raptor.

Во-вторых, российская компания не уточнила, какие данные по иностранным самолетам были использованы для сравнения характеристик. Если по F-15 Eagle, F-16 Fighting Falcon, F/A-18 Hornet и Super Hornet основные характеристики открыты и известны уже давно, то F-35 и F-22 пока остаются темными лошадками. Многие данные по этим самолетам засекречены, особенно по F-22, который даже запрещено поставлять на экспорт из-за опасений утечки секретных технологий.

В-третьих, в пресс-релизе "Сухой" не уточнил, что означает формулировка "заложенные в самолете потенциальные характеристики". То есть в настоящее время Су-35С не превосходит зарубежные аналоги и сможет их превзойти только после модернизации? Или это означает, что испытания самолета пока не завершены и разработчики еще не совсем представляют на что способна эта машина? И, наконец, не понятно, как можно сравнивать боевые самолеты разных классов: тяжелый Су-35С и легкие F-15, F-16 и F/A-18.

Согласно классификации боевых самолетов к легким истребителям относятся машины со взлетной массой от десяти до 17 тонн, к средним - от 17 до 25 тонн и к тяжелым - более 25 тонн. В последнее время многие эксперты объединяют средний и тяжелый классы истребителей, они практически не различаются ни технически, ни типами выполняемых задач.

Впрочем, потенциал российского истребителя высоко оценили и за рубежом. В частности, в начале февраля 2012 года в Австралии состоялось заседание Объединенного комитета по иностранным делам, вооружению и торговле (JSCFADT), целью которого была оценка необходимости закупки истребителей F-35 для австралийских ВВС. На заседании выступили представители аналитического агентства Air Power Australia и компании RepSim, занимающейся производством симуляторов. Обе организации заявили, что F-35 является "неправильным самолетом", который покупать не следует.

Свои слова участники заседания подтвердили результатами симулированного воздушного боя, подготовленными RepSim. В воздушном бою, "произошедшем у побережья Тайваня в 2018 году", приняли участие 240 истребителей F-35 и такое же количество Су-35С. По данным RepSim, российские самолеты были уничтожены полностью, но из 240 F-35 при этом "выжили" только 30 самолетов. Были также проведены симуляции боя между 240 F-22 и Су-35С и между F/A-18E/F и Су-35С. В первой уцелели 139 F-22 и 33 Су-35С, а во второй все Super Hornet были уничтожены.

В 2009 году Air Power Australia обнародовала таблицу соответствия современных истребителей критериям боевых самолетов пятого поколения. Согласно этой таблице наивысший балл (+5) получил истребитель Т-50 (ПАК ФА), на три балла превзойдя американский F-22. Су-35С получил +2 балла; столько же, сколько и F-22. Наименьший балл (-8) получил перспективный истребитель F-35.

Сравнение производилось по соответствию 14 требованиям к истребителям пятого поколения, включая крейсерский сверхзвук, малозаметность, сверхманевренность, управляемый вектор тяги и возможность использования вооружения на сверхзвуке. За несоответствие требованию самолет получал -1 балл, за соответствие - 0 баллов, а за превосходство - +1 балл. На обывательский вкус, было бы нагляднее и понятнее, если бы "Сухой" составил подобную же таблицу.

Тем более, что в 2010 году ее составил европейский консорциум Eurofighter, пытаясь доказать превосходство Typhoon над истребителем F-35. За основу для сопоставления характеристик Eurofighter взял основные требования к истребителям пятого поколения, озвученные в начале 2000-х годов американской компанией Lockheed Martin (производит F-22 и разрабатывает F-35).

Речь идет о малозаметности, крейсерском сверхзвуке, сверхманевренности, сетецентричности и еще пяти параметрах. F-22, по данным Eurofighter, соответствует восьми из девяти требований, F-35 - только трем, а Typhoon - восьми. То есть, говоря языком "Сухого", Typhoon превосходит многие зарубежные аналоги и способен "противодействовать самолету F-22A". Похожие отчеты ранее публиковали французская Dassault и американская Boeing. В них, что не удивительно, говорилось о превосходстве Rafale и F/A-18 друг на другом и над другими "зарубежными аналогами".

Путаница поколений
Термин "истребитель пятого поколения" сегодня используется чаще для обозначения нового самолета, обладающего качествами, не присущими другим. При этом понимание боевого самолета пятого поколения во всех странах разное. Например, в России одним из качеств такого истребителя является сверхманевренность, а в США от нее решили отказаться, сделав упор на дальнобойность вооружения. Китай относит F-22, F-35 и Т-50, а также свой J-20 к истребителям четвертого поколения. Тем не менее, основными свойствами самолетов пятого поколения принято считать: малозаметность, сверхманевренность, крейсерский сверхзвук, наличие круговой информационной системы, возможность всеракурсного обстрела целей, наличие радара с активной фазированной антенной решеткой, интелектуализацию борта, многофункциональность, а также возможность всепогодного и круглосуточного применения.


Все подобные заявления следует рассматривать исключительно как ловкие и не очень коммерческие ходы, которые в будущем должны позволить успешнее продавать авиационную технику. И заявление "Сухого" исключением не является. Так, 28 марта 2012 года заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Александр Фомин заявил, что Су-35С может вернуться в бразильский тендер FX-2 на поставку 36 боевых самолетов и передачу лицензии на сборку еще 84 машин.

Бразилия объявила тендер FX-2 на закупку новых истребителей в 2008 году. Российский Су-35 выбыл из него еще на начальном этапе, а в настоящее время участниками конкурса остаются американский F/A-18, шведский Saab Gripen NG и французский Rafale. Ранее интерес к покупке Су-35 проявляли Ливия и Венесуэла, а в настоящее время ведутся переговоры с Китаем о поставке 48 истребителей. Кроме того, заявление "Сухого" о превосходстве Су-35С говорит и о намерении подготовить почву к старту мировых продаж нового самолета, призванного заменить устаревшие истребители семейства Су-27.

Наконец, не следует забывать, что любая военная техника всегда разрабатывается строго в соответствии с требованиями основного заказчика - военных. Они, в свою очередь, разрабатывают требования к технике в соответствии с задачами, которые та должна будет выполнять, и общей военной стратегией. Так, F-22, являющийся по сути эхом холодной войны, был лучшей в своем классе машиной - малозаметной, быстрой, сверхманевренной с передовым набором вооружений и оборудования.

Прошли годы, поменялась военная концепция США и оказалось, что Raptor - не лучший: связываться с другими самолетами не умеет, его применение по наземным целям очень ограничено, а номенклатура вооружений до безобразия мала. Теперь Пентагон тратит миллиарды долларов на модернизацию самолета, который ни разу участия в боевых действиях не принимал и за пределы США практически никогда не вылетает.

С учетом современной концепции Министерства обороны России Су-35С действительно является одним из лучших самолетов для ВВС. Одним из, потому что его не следует рассматривать как отдельную единицу - он встанет в строй вместе с другими боевыми самолетами: модернизированными Су-27, новыми Су-30 и Т-50. И решать поставленные задачи Су-35С будут в том числе и при кооперации с другими истребителями ВВС России.



комментарии (1):

vilkm      05/04/2012 [22:42:52]#1
F-15 м взл масса -30 т -это по вашему легкий ?













Материалы рубрики

Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг



Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer