Падение на взлете
Катастрофа самолета ATR-72 с бортовым номером VP-BYZ произошла в 5:33 по московскому времени — через две минуты после его отрыва от земли. Он, вылетев из аэропорта Рощино по маршруту Тюмень—Сургут, начал набор высоты, однако вскоре пропал с экрана радаров. По свидетельствам очевидцев, поднявшись на высоту около 500 м, самолет начал крениться, а затем рухнул на заснеженное поле в 2 км от взлетно-посадочной полосы. От удара судно развалилось на три части. Средняя из них загорелась.
Про катастрофу службам аэропорта сообщил экипаж следующего самолета ATR, который вылетал с трехминутной задержкой и при наборе высоты заметил пожар вокруг упавшего судна. Экипаж разбившегося ATR-72 сигналов бедствия не подавал и на связь с землей после взлета вообще не выходил.
С помощью вертолетов и наземной техники в больницы Тюмени были доставлены 12 выживших в катастрофе пассажиров ATR. Многие из них получили тяжелые травмы и ожоги. Быстро опознать тела всех погибших, а среди них был экипаж самолета в полном составе, а также два известных нефтяника — исполняющий обязанности замгендиректора "Юганскнефтегаза" ("дочка" "Роснефти") Сергей Крутько и экс-заместитель гендиректора по вопросам геологических изысканий "Сургутнефтегаза", член совета директоров Николай Медведев, сразу не удалось. Как минимум шесть погибших получили сильнейшие термические ожоги, сгорев вместе с салоном. В Тюменской области объявили траур.
Сотрудники местного управления СКР возбудили уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности эксплуатации воздушного транспорта), которое по приказу главы СКР Александра Бастрыкина, прибывшего вчера в Тюмень, было передано в Москву в производство главного следственного управления ведомства. Свое расследование, техническое, начала и спецкомиссия Межгосударственного авиакомитета (МАК).
В первые часы после ЧП была отброшена версия о возможном теракте: следов взрывчатки на месте катастрофы не нашли. Образцы топлива, которым заправлялся ATR, отправили на экспертизу, скорее чтобы соблюсти формальности. В понедельник из тех же цистерн заправлялись еще с десяток самолетов, которые благополучно вылетели по расписанию. Сорвал его только экипаж Boeing 737 той же UTair, который находился на старте в момент катастрофы ATR. При разгоне воздушного судна в его кабине сработал датчик, свидетельствующий о невзлетной конфигурации. Самолет заменили на Ту-154, и через 2,5 часа он вылетел с пассажирами в Москву.
Самолет мог замерзнуть на старте
Разбившийся ATR был выпущен в 1991 году во Франции, введен в эксплуатацию через год. С января 1993 года самолет эксплуатировался тайваньским авиаперевозчиком Transasia Airways, в 1999 году был перепродан финской авиакомпании Finnair. В ноябре 2003 года самолет был приобретен эстонской компанией Aero Airlines. В июле 2008 года он стал первым из 32 самолетов ATR, который для своего парка закупил UTair.
Данный ATR-72 налетал 35 тыс. часов. Последний ремонт самолет проходил в Германии в 2010 году, а последнее плановое техобслуживание — в Тюмени два месяца назад. Накануне поздно вечером ATR-72 вернулся в Тюмень из Сургута (между городами 1 час 45 минут лета). Ночь провел на стоянке, а ранним утром осмотрен экипажем и техниками, у которых состояние воздушного судна не вызвало никаких подозрений. Освидетельствовался врачами и сам экипаж, правда, осмотр был скорее формальным: им померили давление и допустили к выполнению рейса.
Погода в Тюмени вчера была неустойчивой: температура около нуля, а порывы ветра временами приносили тучи, из которых шел ледяной дождь, поэтому наземные службы предложили командиру экипажа ATR-72 Сергею Анцину очистить воздушное судно и обработать его антиобледенительной жидкостью типа "Арктика", однако тот от услуги, стоившей чуть больше 30 тыс. руб., отказался.
"Данный борт действительно не обрабатывался. В момент вылета не было осадков, и командир судна принял решение не обрабатывать судно",— пояснил "Ъ" гендиректор аэропорта Рощино Владимир Поляков. По его словам, все остальные воздушные суда, вылетавшие в тот день из Рощино, прошли соответствующую обработку.
Командир Анцин, отказавшись от "Арктики", возможно, понадеялся на пневматическую антиобледенительную систему, штатно установленную на ATR-72. С помощью нее сбивается наледь с наиболее ответственных поверхностей самолета. Однако воспользовался он этой системой или нет, до сих пор неизвестно.
Между тем не исключено, что обледенение самолета началось уже во время его рулежки и разгона по полосе, которые заняли около десяти минут. Именно в это время погода стала стремительно ухудшаться. Когда же лайнер, поднявшись в небо, попал в зону влажных облаков, обледенение плоскостей самолета могло приобрести лавинообразный характер. Вызванные обледенением потеря скорости и подъемной силы, в свою очередь, привели к сваливанию самолета. Не очень опытный экипаж (командиру Анцину сегодня должно было исполниться 28 лет, он налетал 2,5 тыс. часов, а второй пилот Никита Чехлов и вовсе только закончил училище), возможно, не успел вовремя среагировать на опасное явление. Во всяком случае, самолет упал точно по курсу своего движения. Его двигатели работали до самого столкновения с землей, что еще раз свидетельствует о заправке качественным топливом. Кстати, пилоты отмечают предрасположенность крыльев самолетов ATR к обледенению при посадке-взлете в облаках при отрицательных температурах.
При этом в UTair вчера утверждали, что экипаж до самого последнего момента боролся за спасение воздушного судна и его пассажиров и даже попытался совершить аварийную посадку. Однако откуда в авиакомпании появилась эта информация, неизвестно. Экипаж, напомним, на связь после взлета так и не вышел.
Вчера вечером глава Росавиации Александр Нерадько подтвердил, что ATR-72 в условиях резко ухудшившейся погоды действительно не был обработан противообледенительной жидкостью, однако явилось ли именно это обстоятельство причиной катастрофы, еще предстоит установить специалистам МАК. Отметим, что так же осторожно специалисты первоначально высказывались о причинах катастрофы Як-40, произошедшей при похожих погодных условиях в марте 2000 года в аэропорту Шереметьево, в результате которой погибли президент холдинга "Совершенно секретно" Артем Боровик, глава группы "Альянс" Зия Бажаев и еще семь человек. Однако в МАК в итоге установили, что к трагедии привела совокупность двух факторов: ошибка пилота, который, вопреки инструкции, взлетал с недовыпущенными закрылками, и халатность технических служб, которые не настояли на том, чтобы смыть специальной жидкостью корку льда, образовавшуюся на крыльях самолета. Возможно, что и в случае с ATR-72 причиной ЧП будут названы не только обледенение, но и ошибки, допущенные летчиками в сложной ситуации.