Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Трудности региональных полетов


19 апреля 2012 года Алексей Синицкий, КоммерсантЪ - Приложение "Лизинг"


Проблемы российского рынка региональных авиаперевозок стали настолько очевидны, что уже государство озаботилось этим вопросом, принимая меры по развитию лизинга региональных воздушных судов. Меры эти, безусловно, необходимы, но, к сожалению, комплексный подход к решению проблемы пока отсутствует. Так что и результаты ожидаются неоднозначные.

Несмотря на высокие темпы роста объемов воздушных перевозок в России — по итогам 2011 года количество пассажиров увеличилось на 12,6%, региональные перевозки пребывают в лучшем случае в стагнации. Причина в том, что экономика этих перевозок гораздо сложнее: платежеспособный спрос небольшой, а самолеты дорогие. Разумеется, в абсолютном выражении они дешевле, но в пересчете на одно кресло региональные самолеты примерно вдвое дороже магистральных. То есть денег у пассажира мало, а возить его дорого.
 
Дополнительную проблему создает необходимость массового обновления парка. Его основу составляют самолеты Ан-24 (90 самолетов), Ан-26-100 (26), Як-40 (55), Як-42 (59) и Ту-134 (60), срок службы которых достиг нескольких десятков лет. Модернизация парка требует значительных финансовых вложений независимо от того, идет речь о новых самолетах или о вторичном рынке.
 
Лизинг — это эффективный инструмент, помогающий авиакомпаниям решать сложнейшую проблему финансирования дорогостоящих средств производства. За последние годы лизинг воздушных судов перестал быть экзотикой: если раньше им занималась только специализированная "Ильюшин Финанс Ко" (еще была ФЛК, но она фактически обанкротилась), то сейчас практически у всех крупнейших банков существуют свои дочерние подразделения по лизингу самолетов. Впрочем, для успешной работы требуются не только деньги, но и знание специфики рынка лизинга. Особенно это касается самого сложного сегмента — региональных перевозок.
 
Из результатов исследования, проведенного компанией "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК), следует, что региональные рынки европейской и азиатской части России существенно различаются. В европейской части региональными авиаперевозками реально занимаются 11 авиакомпаний, взлетно-посадочные полосы всех 36 аэропортов, кроме одного, имеют искусственное бетонное покрытие, а характерные дистанции перевозок составляют 200-800 км. Для таких условий больше всего подходят турбовинтовые самолеты ATR-72 и Bombardier Q400.
 
Совсем иная ситуация за Уральским хребтом. Там региональными перевозками занимаются не более 18 авиакомпаний, из 119 аэропортов 43% имеют грунтовые взлетно-посадочные полосы, а характерные дистанции перевозок составляют от 400 до 3000 км. Для такого рынка дальности полета ATR-72 может оказаться недостаточно, наряду с Q400 хорошо подходят Ан-140 и турбореактивный Ан-148. Так что универсального самолета в природе не существует, но в целом потребности рынка региональных перевозок ИФК оценивает на уровне около 200 самолетов до 2030 года.
 
Озаботившись после поручения премьер-министра проблемой обновления парка региональных самолетов, правительство приняло в конце прошлого года постановление N1212, предусматривающее субсидирование лизинговых платежей для самолетов вместимостью до 55 пассажиров с любым типом двигателей и до 72 кресел с турбовинтовыми двигателями. Фактически эта разовая субсидия позволяет заплатить аванс за взятие самолета в лизинг. Шаг, безусловно, хороший, но надо учитывать, что на самолеты вместимостью от 50 до 110 пассажиров (в том числе турбовинтовые) сохраняются таможенные пошлины, так что существенная часть субсидий будет уходить на таможенные платежи. Очевидно, необходимо отменять таможенные пошлины на турбовинтовые самолеты вместимостью до 72 кресел, но этот вопрос требуется решать в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.
 
В рамках исполнения того же поручения премьера о поддержке региональных перевозок было принято постановление N1211 об их субсидировании из федерального бюджета. Оно предусматривает субсидирование для тех же категорий граждан, что и перевозок с Дальнего Востока,— возрастом до 23 лет и пенсионеров. Однако проблема в том, что примерно для 90% из перечисленных в постановлении 162 маршрутов работать оно не будет. Ведь субсидии, как сказано в постановлении, предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ, а большинство перечисленных маршрутов — между регионами, так что для региональных бюджетов их субсидирование окажется нецелевым использованием средств. Чтобы постановление реально заработало, требуется изменить законодательство и обеспечить возможность консолидации бюджетов субъектов РФ для субсидирования межрегиональных авиаперевозок граждан.
 
"Пока мы видим фрагментарный подход: поручения премьера формально вроде бы выполнены, но эффект от этого небольшой. Нужна комплексная программа переоснащения парка и субсидирования перевозчиков,— говорит гендиректор ИФК Александр Рубцов.— Необходимо также учитывать и расходы на дооснащение и сертификацию аэропортов, обучение персонала, модернизацию системы управления воздушным движением. Еще одна принципиальная проблема — развитие операционного лизинга, для этого требуется внести изменения в закон о лизинге и распространить бюджетное субсидирование также и на операционный лизинг".
 
В отличие от финансового лизинга, который, по сути, представляет собой продажу в рассрочку, операционный лизинг представляет собой аренду. Это гораздо более гибкий инструмент, контракты заключаются в среднем на срок 5 лет, а не на 15 лет, как при финансовом лизинге, кроме того, авиакомпания может сократить свои расходы на 15-20%, поскольку она не выкупает самолет. Применительно к небольшим региональным перевозчикам, чье финансовое состояние нельзя назвать особенно устойчивым, этот аспект весьма важен.
 
Вместе с тем работа по схеме операционного лизинга предъявляет повышенные требования к уровню компетентности лизинговой компании. В отличие от финансового лизинга, где основной вопрос заключается в качестве лизингополучателя (что фактически означает кредитоспособность заемщика), операционный лизинг в силу своей гибкости переносит акцент на качество самого актива, то есть самолета. Ведь срок лизинга небольшой, да и авиакомпания из-за ухудшения своего состояния, что не редкость на стагнирующем рынке, может отказаться от лизинга или вовсе уйти с рынка. В этом случае перед лизинговой компанией возникает задача ремаркетинга: самолет не должен простаивать — надо быстро найти для него нового заказчика. Для этого лизинговая компания должна строго отслеживать остаточную стоимость самолета и контролировать его техническое состояние, а в некоторых случаях, как, например, ИФК, даже самостоятельно проводить некоторые виды ремонта.
 
Таким образом, развитие операционного лизинга, будучи необходимым элементом стимулирования региональных авиаперевозок, требует не только доработки законодательной базы, но и развития у российских лизинговых компаний новых компетенций: умения оперативно мониторить ситуацию на рынке, понимать потребности рынка, тесно работать как с поставщиками самолетов, так и с лизингополучателями, а главное, четко представлять пути ремаркетинга самолета и брать на себя данные риски. На российском рынке известны ситуации, когда авиакомпания по каким-то причинам переставала платить за самолет. И тогда банк-лизингодатель оказывается в сложнейшей ситуации: он может забрать самолет, но что с ним делать потом? Поиск новых заказчиков требует времени и умения, а простаивающий самолет приносит одни убытки.


комментарии (2):

Hu      20/04/2012 [12:37:06]#1
Предлагаем самолет МА60, основанный от самолета АН-24, и все вопрос будет решен!

Особенности и отличия МА60 от Ан-24РВ

1) Длина фюзеляжа: длиннее чем Ан-24 (23, 53 м) на 1, 2 м (у МА60 – 24, 71 м). Увеличен объем переднего багажного отделения, что очень актуально для грузопассажирских авиаперевозок
2) Противообледенительная система: крылья, стабилизаторы и воздухозаборники двигателя – пневматическая Goodrich (США); винты, остекление кабины и датчики – электрообогрев Teleflex, Syneravia
3) Авионика (приборное и радиоэлектронное оборудование): автопилот APS-85 Collins (США), Honeywell, Kollsman и др.
4) Двигатели: Pratt & Whitney PW-127J (Канада)
5) ВСУ (вспомогательная силовая установка): Honeywell GTCP-150 (CY) (США)
6) Воздушные винты: Hamilton Sundstrand 247F-3 (США)
7) Система кондиционирования воздуха : Hamilton Sundstrand R80-3W (США)


Hu      20/04/2012 [12:40:30]#2
контакт с Xi'an Aircraft Industry Co.Ltd о конкретности и особенности самолета МА60:

Mr. Hu
Mobile: +8613572802813
e-mail: hu66@mail.ru
Skype: hu-urcagent













Материалы рубрики

Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBuqTk
Здесь http://perevozki.youdo.com/city/furniture/geo/spb/, смотреть варианты >>
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer