Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Пилоты не знали, как спасти обледеневший самолет


13 апреля 2012 года Герман Петелин, Елизавета Маетная, Известия


Расшифровка «черных ящиков» разбившего в Тюмени самолета ATR-72 показала, что молодой экипаж запаниковал.

Обнародованы записи последних минут переговоров пилотов самолета ATR-72,  разбившегося 2 апреля под Тюменью. Запись однозначно подтверждает основную версию крушения лайнера из-за обледенения и указывает на то, что молодым пилотам в этой ситуации не хватило опыта и знаний, чтобы спасти самолет.

Эксперты завершили расшифровку записей бортовых самописцев ATR-72 и восстановили картину трагедии. Как выяснилось, внештатная ситуация на борту самолета началась сразу же после взлета. 28-летний командир экипажа Сергей Анцин попытался включить автопилот и убрать закрылки, но лайнер начало трясти. Пилоты снова перешли в режим ручного управления, однако взять под контроль самолет так и не смогли. Сначала  ATR-72 накренился на 35 градусов вправо, затем начался левый крен, достигший более 50 градусов в момент столкновения с землей. Что происходило в этот момент, летчики так и не поняли.

На записи слышно, как Сергей Анцин кричит 23-летнему второму пилоту Никите Чехлову: «Что такое? Доложи!» Чехлов: «Что доложить-то? Что за отказ?» Анцин: «UTair, 120-й. Падаем!»  Однако доклад командира о падении так и не прозвучал в эфире. Первый пилот, по-видимому, так и не нажал радиокнопку.

Эксперты считают, что в этой ситуации молодому экипажу попросту не хватило опыта и знаний.

— Такая ситуация даже для опытных пилотов является критической, а уж что говорить о молодых. Выход из этой ситуации был: пилоту нужно было отдать штурвал от себя, увеличить режим работы двигателей и тут же прекратить уборку закрылок. Однако, к сожалению, этому не учат, — рассказал «Известиям» летчик–испытатель, специалист по безопасности полетов Владимир Герасимов.

Кстати на ATR-72 есть два показателя скорости на которых можно убирать закрылки, так называемое «белая» и «красная» метки. На белой метке, при скорости 134 узла, закрылки убираются в нормальных условиях, на красной метке — 161 узел — в условиях возможного обледенения.

Однако, по словам летчика, сваливать всю вину на экипаж нельзя. Необходимо разобраться, как была поставлена работа в компании с обучением пилотов.

Три самолета ATR-72 были закуплены в Финляндии в 2008 году. По контракту при закупке лайнеров продавец обязан обучить и летный состав покупателя. На практике отправляют на учебу не больше 2–3 экипажей, как правило, самых опытных. Выпускник летного училища 2008 года Сергей Анцин попасть на эти курсы не мог. Обучали его российские инструкторы.

За время работы в компании Сергей Анцин налетал  2,5 тыс. часов. У второго погибшего пилота — 23-летнего Никиты Чехлова был налет — 1,7 тыс. часов. Оба пилота недавно проходили переподготовку и обучение на тренажерах. Однако «Известия» выяснили, что у «ЮТэйр» в Тюмени плоты проходят подготовку пока только на процедурным тренажере ATR, на котором можно отрабатывать не все ситуации.  Поэтому два раза в год пилоты должны проходить подготовку на тренажерах более высокого класса — комплексных.  В авиакомпании «ЮТэйр» до сих пор не предоставили официальных сведений, где и когда погибший экипаж последний раз проходил плановую переподготовку.

Основной версией крушения самолета остается обледенение элеронов. Этот элемент крепится к концу крыла с небольшим зазором. Этот зазор необходим для того, чтобы в полете не случились завихрения и элерон не потерял эффективность.

Бывшие сотрудники авиакомпании «ЮТэйр» утверждают, что импортные самолеты частенько поднимаются в воздух без обработки противообледеняющей жидкостью (ПОЖ).

— В компании всегда был спор, кто ответственен за обработку — командир самолета или техники, — рассказывает Криволапов. — В итоге самолеты взлетали без обработки.

По данным «Известий»,  техники «ЮТэйр», дежурившие в тот день в «Рощино», в своих показаниях написали, что Сергей Анцин отказался от облива самолета. 

— Как обычно все происходит: смахнут снег метелкой с крыла, проведут рукой — вроде все в порядке, крыло не обледеневшее, а что делается в этих щелях-зазорах, никто внимания не обращает, — объясняет источник «Известий».

По его словам, если закупорить эти щели, эффективность элеронов резко снижается.



комментарии (4):

Алекс77      15/04/2012 [16:46:34]#1
Плохо, что не знали, как спасти самолет. Со времен развала СССР, была разрушена вся система поэтапного обучения летного состава гражданской авиации. Раньше выпускника летного училища ГА СССР вопрос инструктора при пилотировании ЯК-18Т: « что за тряска возникла на штурвале ?», врасплох курсанта не застал бы по определению, ответ: «сваливание». Следующая команда инструктора курсанту: «действуй». В летных училищах в воздухе отрабатывались на ЯК-18Т: взлеты, посадки, сваливания, штопоры, отказы и так далее. Алгоритм обучения был прост: от простого к сложному. От освоения легкой авиатехнике к переходу на более сложную авиатехнику. Путь в авиацию и мастерство начиналось с авиаклубов, планеров. С ЯК-18 Т, на Ан-24, ТУ-134, ТУ-154, ИЛ-62. Посмотрите статистику авиакатастроф : сухими из воды и героями, как говорится, (на Гудзоне, в Канаде, в Ленинграде), выходили те пилоты, которые проходили поэтапное обучение и начинали с азов авиации. Пилот в кабину самолета должен заходить обученным к действиям в любых внештатных ситуациях и не быть застигнутым врасплох, чтобы пилот мог управлять самолетом в любых ситуациях, а не самолет пилотом. Сейчас авиатехника стала проще, загрузил в компьютер данные, включил автопилот, и кури бамбук в полете. С АН-2 сразу пересел вторым пилотом на АТР либо Боинг. Если все это начинает отказывать, то следует достать из портфеля в кабине авиационный букварь и смотреть в нем, как надо действовать, хотя реально для этого уже времени нет, счет пошел на секунды. У настоящего профессионала, весь алгоритм действий, должен быть в мозгах, памяти, и опыте, а не в авиационном букваре из портфеля в кабине самолета. Система обучения сейчас напоминает одну песню Л.Утесова где есть такие слова: «Все хорошо прекрасная маркиза, и хороши у нас дела, за исключением мелкого сюрприза, за исключением пустяка».

aviaguy      15/04/2012 [23:26:28]#2
Во-первых, и сейчас в летных училищах на тех же Як-18Т продолжают делать штопора. Во-вторых, в Донецке разбился как раз опытный экипаж (если не брать второго пилота-стажера), который в свое время обучался по той же советской системе. К ним можно добавить экипаж Ту-134, разбившегося в Самаре в 2007-м, дагестанского Ту-154 в Домодедово в 2010-м, А320 в Сочи в 2006-м. Были и другие случаи, список можно продолжать.

Дело в том, что система обучения действительно деградирует, причем ужасающе. Но, к сожалению, это не единственная проблема, поэтому даже очень опытный и хорошо обученный экипаж может попасть в сложную ситуацию, не только из-за самой специфики летной деятельности (т.е. сама работа предполагает возможность возникновения особых случаев), но и из-за того, как она вся организована. Фактически, куда не посмотришь там что-то требует серьезных системных изменений, но этим сейчас было бы крайне тяжело, долго и абсолютно убыточно заниматься, поэтому продолжаем летать, закрывая на многое глаза.

rad123      16/04/2012 [05:40:46]#3
Сейчас самое главное чтобы техники ходили в разноцветных жилетках с удавками на шее (бейджики), а пилоты чтобы только с заданием на полёт и то только до самолёта и обратно. Об издевательствах над пассажирами и говорить не приходиться. О какой безопасности полётов можно говорить когда все брошено на пресечение актов терроризма! Безопасников возле самолёта больше чем членов экипажа вместе с техниками.
Интересно каким будет следующее задание "гаранта"!? Аварийные маяки мы уже поставили (АРМ-406), мелкие аэропорты на деньги развели (требования по сертификации АБ аэропортов), Ан-24, Як-40 из эксплуатации вывели, оставшиеся самолёты доработаны под TCAS и EEPWS.
Как вариант могу предложить:
- запретить пить и курить в самолёте и в здании аэровокзала
- перед посадкой в самолёт у пассажиров и членов экипажа забирать обувь и верхнюю одежду
- все самолёты перекрасить в красный цвет (чтобы искать было удобнее)
- поменять местами зелёные и красные АНО (запретили же красные поворотники на автомобилях)
- руководство по производству полётов переименовать в полётное руководство
- переименовать шасси ВС в колёсные пары и выдать техникам маслёнки и молоточки
Да много чего ещё можно придумать, чтобы не заморачиваясь создать видимость работы.....

grant      17/04/2012 [10:01:36]#4
Aviaguy
Во-первых, и сейчас в летных училищах на тех же Як-18Т продолжают делать штопора. Во-вторых, в Донецке разбился как раз опытный экипаж (если не брать второго пилота-стажера), который в свое время обучался по той же советской системе. К ним можно добавить экипаж Ту-134, разбившегося в Самаре в 2007-м, дагестанского Ту-154 в Домодедово в 2010-м, А320 в Сочи в 2006-м. Были и другие случаи, список можно продолжать.

Под Донецком Ту-154М загнали в штор люди никогда не попадавшие в подобные ситуации. Залезть на 12 тыс. при грозовом фронте 14 тыс., потерять скорость, пространственную ориентацию и размышлять "какую дать ногу" и куда тянуть штурвал. Проверка тренажерной подготовки экипажей в Пулково показала её полную несостоятельность. А уж дагистанский экипаж - это отдельная песня.















Материалы рубрики

Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП



Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer