9 апреля Ространснадзор приостановил деятельность в аэропорту Внуково дочерней компании «ЮТэйр». В ходе проверок выяснилось, что лайнеры авиакомпании регулярно поднимаются в небо без противообледенительной обработки. Именно отсутствие обработки, как считают следователи, послужило одной из главных причин крушения под Тюменью самолета ATR -72, в результате которого погибли 27 пассажиров и четыре члена экипажа.
Как сообщили «Известиям» в Ространснадзоре, приостановка деятельности компании «ЮТэйр-техник» связана с нарушениями федеральных авиационных правил.
— В период с 30 марта по 5 апреля из аэропорта Внуково без обработки противообледенительной жидкостью (ПОЖ) вылетели четыре воздушных судна авиакомпании «ЮТэйр», — рассказывает представитель Ространснадзора Сергей Романичев. — При этом метеоусловия в момент вылета способствовали обледенению, и самолеты во избежание риска должны были быть в обязательном порядке обработаны ПОЖ.
В авиакомпании заявили, что во Внуково они работают в прежнем режиме и никакого запрета на полеты нет, поскольку в течение трех дней после авиакатастрофы был принят новый порядок подготовки самолетов к вылету. Вскоре и Ространснадзор поправился: приостановления не было, а предписания авиакомпании были.
«В соответствии с вновь введенным порядком противообледенительная обработка воздушных судов «ЮТэйр» производится не после оценки фактического состояния поверхностей воздушного судна, как это предусмотрено в гражданской авиации сегодня, а в любом случае при наличии факторов, способствующих обледенению: температура, наличие видимой влаги в атмосфере», — говорится в официальном заявлении авиакомпании.
Бывшие сотрудники авиакомпании утверждают, что менеджмент предприятия знал о том, что самолеты летают без обработки.
— Для отечественных самолетов в авиакомпании установлена четкая процедура предполетного осмотра, — рассказывает глава альтернативного профсоюза авиаперевозчика Александр Криволапов. — Если погода неблагоприятная, диспетчерский отдел вносит в специальную технологическую карту обработку лайнера ПОЖ перед вылетом. Техники проводят работы, после чего карту отдают на подпись командиру экипажа.
Однако «импортные» самолеты в обязательном порядке «Арктикой» не обрабатывались.
— Так как правила не были прописаны, то всегда был спор, кто ответственен за обработку КВС или техники, — рассказывает Криволапов. — В итоге самолеты взлетали без обработки.
Главной причиной катастрофы ATR-72 источники, близкие к расследованию, назвали именно обледенение.
— В тот день, согласно метеосводке, была близкая к нулевой температура и почти стопроцентная влажность. При таких погодных условиях обработка была необходима, — подчеркнул собеседник «Известий».
Однако, по данным «Известий», все техники «ЮТэйр», дежурившие в тот день в «Рощино», в своих показаниях написали, что никакого обледенения не было и обработка ПОЖ на момент вылета не требовалось.
Адвокат Игорь Трунов, представляющий интересы родственников погибших в пяти авиакатастрофах, убежден, что версия с обледенением в принципе удобна авиационным властям, поскольку ответственность за необработку можно переложить на погибшего КВС Сергея Анцина.
— Разбившийся самолет до «ЮТэйр» эксплуатировался в трех разных странах, в каком техническом состоянии он вообще был? Это как старая иномарка, которая требует постоянного ремонта — а ремонт, как известно, они делали за границей, поскольку в России запчастей днем с огнем не сыщешь, — говорит Трунов. — У каждой авиационной трагедии всегда есть несколько факторов, однако все расследования последних лет сводятся к тому, чтобы не выявить системные проблемы, а спихнуть всё на разбившихся летчиков.
Похоже, и сейчас расследование идет в этом направлении, занявшись поиском тех, на кого бы возложить ответственность — на командира экипажа или техников.