«Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) рассчитывает в 2012 году заключить контракты на поставку в будущем 50–100 самолетов Sukhoi Superjet-100, сообщил в среду президент ОАК Михаил Погосян.
В этом году заказчики получат 20 серийных Superjet-100, в 2013 году – еще 40 лайнеров, а в 2015 году компания намерена выйти на серийное производство примерно в 60 самолетов в год, рассказал Погосян. «Первоочередная задача, которая стоит перед нами, – наращивание объемов серийного производства самолетов», – цитирует его «Интерфакс».
В 2013 году компания намерена начать поставки новой версии самолета повышенной дальности – он сможет летать на 4000 км. Дальность полета для базовой версии составляет 3000 км. Кроме того, в 2013 году начнутся поставки самолетов бизнес-класса для VIP-пассажиров и для государственных нужд.
Компания также думает над созданием самолетов с большей вместимостью пассажиров – на 110–115 и 125–130 мест, не исключается создание самолета меньшей размерности – до 75 пассажирских мест. В базовой версии самолет рассчитан на 90 мест.
Английский авиапортал Flightglobal со ссылкой на источник в российском Минпромторге сообщает, что Россия вместе с Италией намерена в этом году начать работы по созданию нового 130-местного самолета на базе SSJ-100, который получил проектное название Superjet New Generation 130 (SSJ NG130). По информации издания, фюзеляж самолета планируется несколько удлинить по сравнению с существующим 90-местным SSJ, крылья будут изготовлены в основном из композитных материалов. Самолет получит и новый двигатель.
В прошлом году ГСС поставил один серийный SSJ-100 для «Армавиа» и четыре – «Аэрофлоту». «Армавиа» эксплуатирует первый SSJ-100 с апреля прошлого года, «Аэрофлот» – с середины июня. Второй самолет «Аэрофлот» получил в августе, третий и четвертый – в ноябре и декабре. В январе этого года перевозчику поставили пятый SSJ. Всего же «Аэрофлот» законтрактовал 30 новых российских самолетов и думает увеличить заказ еще на 10 машин.
На 26 января 2012 года всего эксплуатируются шесть самолетов SSJ двумя авиакомпаниями. Они выполнили более 2020 коммерческих полетов общей продолжительностью около 3900 летных часов.
Между тем в первые месяцы эксплуатации выявились некоторые недоработки производителя. СМИ стало известно как минимум о трех случаях возникновения неполадок у серийных SSJ-100.
В июле прошлого года SSJ-100 из парка «Аэрофлота» простоял более двух недель на земле из-за проблем с датчиком системы кондиционирования. Впрочем, к безопасности полетов эта неполадка не имела никакого отношения. Ее удалось обнаружить при 12-дневном осмотре SSJ.
Но 25 декабря 2011 года «Аэрофлот» вынужден был отменить запланированный на утро рейс SSJ из Минска в Москву по причине «весьма серьезной поломки» передней стойки шасси самолета. Впрочем, разработчики – компания «Гражданские самолеты Сухого» – уверили, что поломка лайнера в Минске не носила серьезного характера и не связана с безопасностью полетов. «Произошла поломка тяги задней левой створки передней опоры шасси», – заявили в ГСС.
Наверное, самый серьезный случай произошел у российского самолета SSJ, эксплуатируемого «Армавиа»: в июле были обнаружены проблемы с двигателем. По данным СМИ, в ходе полета по маршруту Ереван – Марсель у самолета SSJ сработала индикация об отклонении параметров работы двигателя. В ГСС тогда говорили, что для анализа возникших проблем была создана комиссия, куда вошли представители ГСС, «Армавиа» и производители французской компании PowerJet. Неофициально утверждалось, что неполадки возникли как раз в той части двигателя, за которую отвечает французский партнер.
В прошлом месяце вице-президент ГСС Игорь Сырцов заявил, что в 2012 году компания начнет поставлять самолеты SSJ «Аэрофлоту» взамен уже поставленных в 2011 году четырех машин. Полученные «Аэрофлотом» в прошлом году четыре SSJ-100 не соответствуют заявленным требованиям авиакомпании по весу и компоновке салона, поэтому первые поставленные самолеты подлежат замене, уточнил он.
Впрочем, эксперты гражданской авиации замечают, что SSJ – это совершенно новый самолет, а для новых лайнеров доработка производителем конструктивных и технических неполадок в первые годы эксплуатации – это нормальная практика. Все серийные SSJ возвращаются производителю на доработку конструкций после налета 2000 часов.
«Sukhoi Superjet сейчас переживает младенческий возраст. За период эксплуатации SSJ, как и любого другого самолета, выясняются технические нюансы, которые приходится дорабатывать. У SSJ есть положительная тенденция: за год он налетал свыше 2000 часов. Теперь надо достичь показателя в 3000 часов в год, как у самолетов Boeing и Airbus. Это очень важный показатель эффективности лайнера, ведь самолет отрабатывает свою цену и зарабатывает деньги тогда, когда находится в воздухе. Если он стоит на земле, от него одни убытки», – говорит президент фонда «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов.
Пока, по его словам, SSJ успешно эксплуатируются «Аэрофлотом». «Очереди на Западе за этим самолетом сейчас нет. Но получен сертификат европейской безопасности EASA, поэтому думаю, что желающих прибавится», – добавляет Смирнов. Напомним, что недавно ОАК получила этот сертификат на самолет SSJ-100, который позволяет европейским авиакомпаниям закупать и эксплуатировать российский лайнер.
«Пока рано подводить итоги эксплуатации SSJ. Полеты пары самолетов в течение нескольких месяцев – это мало, непоказательно. Надо, чтобы как минимум два десятка лайнеров полетали пять–семь лет», – считает эксперт по гражданской авиации компании Infomost Борис Рыбак.
«Самое главное, чтобы те самолеты, которые эксплуатируются сейчас авиакомпаниями, показали свою техническую и экономическую состоятельность и привлекательность с точки зрения безопасности полетов. Необходимо, чтобы производитель поддерживал летную годность и оказывал качественный ремонт. Покупатели самолетов Boeing и Airbus не беспокоятся о техническом состоянии самолетов, потому что производитель полностью берет на себя все послепродажное техническое обслуживание. И надо, чтобы самолет выпускался как можно быстрее», – отмечает Смирнов, добавляя, что тогда откроются новые пути для продажи SSJ.
На данный момент у «Гражданских самолетов Сухого» (входит в ОАК) более 100 заказов на SSJ-100, которые включают как твердые контракты, так и соглашения о намерениях. Крупнейшими заказчиками являются «Аэрофлот» и UTair.