И хотя число пострадавших из-за этого россиян оказалось относительно невелико, без российского следа не обошлось: из-за банкротства Malev Внэшэкономбанк (ВЭБ) рискует потерять 112 млн евро.
В пятницу утром авиакомпания Malev объявила об отмене всех рейсов и о начале процедуры собственного банкротства. Как сообщает агентство Bloomberg, задолженность авиакомпании составляет 60 млрд венгерских форинтов, или 270 млн долл. Сайт авиакомпании был отключен, на главной странице было размещено официальное заявление для партнеров и пассажиров перевозчика. В нем отмечается, что основной причиной прекращения работы стала невозможность продолжения финансирования Malev со стороны государства, поскольку это искажает принципы свободной конкуренции и нарушает правила Евросоюза. Дело в том, что 9 января Еврокомиссия предписала Malev вернуть около 343,5 млн евро, полученных ею в качестве финансовой помощи со стороны венгерского государства с 2007 по 2010 год.
«До недавнего времени еще существовала надежда, что работа (компании) может продолжиться, но новости нескольких последних дней привели к потере доверия со стороны наших сервисных партнеров, которые этой ночью потребовали увеличения платежей за свои услуги», — говорится в пятничном сообщении перевозчика. Авиакомпания обещает помочь тем пассажирам, которые имеют билеты на обратный перелет рейсами Malev до 29 февраля.
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан сообщил по национальному радио, что из-за долгов два воздушных судна авиаперевозчика были задержаны в Израиле и Ирландии. Остальные 20 самолетов Malev остаются на территории Венгрии. По словам премьер-министра, если в условиях долгового кризиса в Европе удастся найти новых инвесторов, то Венгрия восстановит национального перевозчика. На запрос РБК daily в Министерстве национального развития Венгрии не ответили.
По словам источников РБК daily, в московском офисе Malev о закрытии авиакомпании узнали только в пятницу утром. В зимний период перевозчик совершал в Москву один рейс в день, остальные рейсы были совместными и выполнялись «Аэрофлотом». Руководство венгерской авиакомпании предупредило Шереметьево об отмене только вечернего рейса в пятницу, других телеграмм в аэропорт не поступало. Задолженности перед аэропортом у венгров нет. Сколько российских пассажиров пострадает от краха Malev, пока неизвестно. В «Аэрофлоте» не исключают, что примут решение о перевозке пассажиров обанкротившегося венгерского партнера. В Росавиации отметили, что не имеют полномочий вмешиваться в деятельность иностранной авиакомпании на территории России.
Однако именно России банкротство Malev может доставить больше всего головной боли, поскольку основным кредитором венгерского перевозчика является российский ВЭБ. В 2007 году банк финансировал покупку 99% акций Malev компанией Airbridge Zrt, принадлежащей совладельцам российского холдинга AiRUnion Борису и Александру Абрамовичам. Летом 2008 года AiRUnion прекратил работу из-за долгов, а Airbridge Zrt столкнулась с нехваткой средств на исполнение своих инвестобязательств в отношении Malev. В феврале 2010 года Минфин Венгрии и российский Внешэкономбанк договорились о переходе 95% акций авиакомпании в собственность венгерского государства. А ВЭБ стал крупнейшим кредитором авиакомпании: как поясняли в банке, сейчас задолженность Malev составляет около 112,4 млн евро. Кроме того, ВЭБ через Airbridge Zrt владеет «чуть более 2%» акций перевозчика.