Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Азербайджан наносит ответный радар


29 февраля 2012 года Владимир Соловьев, Иван Сафронов-мл., Александр Габуев, КоммерсантЪ


Переговоры России и Азербайджана о продлении соглашения "О статусе, принципах и условиях использования Габалинской РЛС", едва начавшись, зашли в тупик. Как стало известно "Ъ", Баку требует повысить арендную плату с нынешних $7 млн до $300 млн и не желает идти на уступки. В Минобороны РФ эту цену "Ъ" назвали неадекватной и, если Баку не умерит аппетиты, пригрозили уйти из Габалы.

О сложностях в российско-азербайджанских переговорах по продлению аренды Россией радиолокационной станции "Дарьял" в Габале (см. справку) "Ъ" рассказали источники в Минобороны и МИД РФ. Проблемы, по их словам, начались уже на первой в наступившем году встрече главы Минобороны Анатолия Сердюкова с вице-премьером Азербайджана Ягубом Эйюбовым (именно они возглавляют команды переговорщиков, занимающихся РЛС в Габале), которая состоялась в Москве в середине февраля.
 
Как рассказал "Ъ" информированный чиновник в Минобороны, Баку, ранее довольствовавшийся арендной платой за РЛС в размере $7 млн в год, внезапно запросил $300 млн. Информированный о ходе переговоров чиновник в российском МИДе подтвердил наличие сложностей именно при обсуждении арендной платы, однако комментировать возросшие финансовые аппетиты азербайджанской стороны отказался.
 
Интрига вокруг начавшихся переговоров связана с тем, что в этом году истекает десятилетний срок действия соглашения между РФ и Азербайджаном "О статусе, принципах и условиях использования Габалинской радиолокационной станции (РЛС "Дарьял")", подписанного в 2002 году. По условиям соглашения оно автоматически продлевается на последующие трехлетние периоды, если ни одна из сторон за полгода до истечения срока действия документа не уведомит другую о намерении расторгнуть договоренности. Очередные полгода истекают 9 июня. Именно к этому времени сторонам нужно успеть уладить все формальности.
 
Москва ставит задачу надолго закрыть вопрос с Габалой, продлив соглашение не на три года, а на 25. В ноябре прошлого года после встречи глав Минобороны РФ и Азербайджана Анатолия Сердюкова и Сафара Абиева российский министр заявил, что стороны сошлись по всем вопросам, кроме финансового (см. "Ъ" от 19 ноября). Тогда, по сведениям источников "Ъ" в российском военном ведомстве, Азербайджан заявил о желании удвоить плату за аренду с $7 млн до $15 млн (подача электроэнергии обходится в дополнительные $5 млн, а еще $10 млн расходуются на коммунальные платежи). Для того чтобы решить финансовый вопрос, в переговоры в начале декабря вступила специально сформированная комиссия Минобороны РФ, МИДа и Минпрома, которая попыталась урегулировать ценовые разногласия. Но эффект оказался обратным. Баку сначала поднял цену до $150 млн, а теперь и вовсе просит $300 млн.
 
"Эта сумма ничем не обоснована и крайне высока, мы будем добиваться ее снижения, причем существенно,— говорит собеседник "Ъ" в оборонном ведомстве.— У нас еще есть надежда прийти к соглашению". Другой высокопоставленный военный в разговоре с "Ъ" был более категоричен: "Если Баку не умерит свои финансовые аппетиты, мы уйдем из Габалы".
 
Впрочем, уход из Габалы может создать для России значительные проблемы. Функционально азербайджанский радар отчасти может заменить более новая РЛС в Армавире "Воронеж-ДМ", однако ее второй сегмент, который должен отслеживать ракетные пуски в зоне ответственности Габалы, еще только предстоит ввести в строй. Между тем на покинутый российскими военными азербайджанский объект сразу могут найтись претенденты из числа стран НАТО, прежде всего — США и Турция. Тогда Москва не только потеряет один из козырей на переговорах с Вашингтоном по ПРО, но и отдаст американцам станцию, которая может помочь им вести боевые действия против Ирана.
 
Новые требования Азербайджана в МИД РФ объясняют конъюнктурой. "Завершение срока действия соглашения — удобный момент, чтобы пересмотреть его условия. Ясно, что в ущерб себе никто их не меняет",— говорит информированный дипломат. Среди дипломатов в ходу и другая версия: отказываясь идти на уступки по Габале, Баку мстит Москве за ее позицию в отношении статуса Каспийского моря.
 
Едва ли не главным раздражителем в отношениях двух стран является возможное участие Азербайджана в проекте Транскаспийского газопровода в обход РФ. Труба мощностью 20-30 млрд кубов в год позволит транспортировать газ из Туркмении в газопровод Nabucco, который является конкурентом лоббируемого "Газпромом" трубопровода South Stream. Москва старается не допустить ее строительства всеми доступными способами. Ключевой российский аргумент, по словам собеседника "Ъ" в МИД РФ, заключается в том, что юридически статус Каспийского моря до сих пор не определен, его дно не разграничено, а потому без согласия всех прибрежных стран Баку и Ашхабад не имеют права прокладывать по дну моря какие-то трубы. Азербайджан же настаивает на том, что может решать эти вопросы с Туркменией на двусторонней основе, и в ответ пытается создать проблемы Москве. Одной из таких проблем и оказалась РЛС в Габале.
Другим источником противоречий является судьба газа с азербайджанского месторождения Шах-Дениз на Каспии (запасы — 1,2 трлн куб. м). Сейчас на этот газ рассчитывают различные проекты, которые объединяет одно: все трубы идут в обход России (см. "Ъ" от 21 февраля). Чтобы предотвратить появление конкурента на рынке ЕС, "Газпром" в 2010 году объявил о готовности выкупать весь свободный объем азербайджанского газа. Однако Баку не торопится принять это предложение.
 
В Баку газовую подоплеку конфликта отрицают. Независимый депутат азербайджанского парламента, политолог Расим Мусабеков говорит, что Транскаспийский газопровод не слишком выгоден его стране. "Зачем нам помогать туркменскому газу попасть на рынки, куда мы поставляем собственный?" — поясняет собеседник "Ъ". Неуступчивость на переговорах по Габале он объясняет тем, что эта станция больше не нужна Баку. "От нее никакой пользы для нашей безопасности,— категоричен господин Мусабеков.— Кроме того, она расположена в местности, где развивается курорт. Стали бы русские строить такую станцию у себя в Красной Поляне?"



комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer