В российском ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС; производитель SSJ-100) приняли решение повысить цену на свою продукцию, заявил вчера старший вице-президент ГСС по работе с заказчиками Игорь Сырцов. По его словам, сейчас базовая версия самолета SSJ-100 (перевозит 70-100 человек) стоит $35,4 млн, а версия с увеличенной дальностью полета (LR) — $36,2 млн (в каталожных ценах). Ранее они стоили $31,7 и $32,3 млн соответственно, цена на эти самолеты не менялась с 2010 года. В ГСС 12-процентный рост объясняют предусмотренной в бизнес-плане эскалацией цены.
Игорь Сырцов утверждает, что новая стоимость SSJ примерно на 15% ниже каталожных цен на самолеты конкурентов — российского Ту-334, украинского Ан-148 (производится также в России) и Ан-158, японского Mitsubishi Regional Jet, бразильского Embraer E-Jet, китайского (ARJ21) и канадского Bombardier CRJ. Впрочем, SSJ даже до подорожания стоил дороже своего ближайшего конкурента на российском рынке — регионального самолета Ан-148 (70-80 кресел) и его удлиненной версии Ан-158 (до 99 кресел). "Каталожная цена наших самолетов составляет $25-30 млн, и вряд ли она повысится. Ан-148 уже находится на пределе рыночной цены. Это дорогой самолет и производителям нужно срочно уменьшать его себестоимость",— отметил пресс-секретарь российской лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК; продвигает Ан-148 на российском рынке) Андрей Липовецкий.
Вице-президент лизинговой компании Avia Solutions Group Александр Ланецкий считает, что подорожание SSJ вряд ли отрицательно скажется на объемах реализации ГСС. "В любом случае основные продажи этого самолета происходят через политические каналы. В проект SSJ было вложено много денег и глава российской "Объединенной авиастроительной корпорации" Михаил Погосян активно продвигает этот самолет. Авиакомпаниям приходится заказывать SSJ, даже если они хотят приобрести более экономичный Ан-148",— говорит господин Ланецкий. Сейчас "Аэрофлот" эксплуатирует пять SSJ, среди других российских перевозчиков поставки самолета ожидают "Трансаэро", Utair, "Якутия" и "Газпром-авиа".
Количество твердых контрактов и предварительных соглашений в портфеле ИФК составляет около 160 самолетов семейства Ан-148/Ан-158. Портфель твердых заказов SSJ-100 оценивается в 170 единиц. "Все построенные самолеты SSJ и Ан-148 моментально находят покупателя. Сейчас вопрос о конкуренции не стоит — обе машины очень востребованы",— объясняет гендиректор российского агентства Infomost Борис Рыбак. Он напоминает, что проблема производителей этих самолетов заключается в длительных сроках их выпуска. "Компаниям необходимо заняться усовершенствованием и модернизацией производства, чтобы поскорее начать серийное производство машин. Boeing и Airbus выпускают по 30-40 самолетов в месяц, тогда как ВАСО и ГСС за этот период не производят даже одного",— добавляет господин Рыбак.