Россия может отказать европейским авиакомпаниям в увеличении числа полетов по транссибирским магистралям. Это ответная мера на введение Евросоюзом системы торговли квотами (ETS) на эмиссию парниковых газов воздушными судами. Кроме того, российские власти намерены ввести законодательный запрет на участие российских авиакомпаний в ETS. Об этом заявил в среду замминистра транспорта России Валерий Окулов по итогам международной конференции, состоявшейся в Москве.
Директива 2008/101/ЕС для пассажира и перевозчика
Евросоюз включил авиаперевозки в национальную систему торговли квотами на выброс парниковых газов (ETS) с 1 января 2012 года. Пока между компаниями, летающими в Европу, 85% квот распределяются бесплатно,...
В конференции, инициированной Россией, участвовали делегации от 33 стран, не входящих в Евросоюз. По ее итогам представители 29 стран подписали совместную декларацию, прописывающую механизм противодействия европейской системе торговли квотами. Среди поддержавших документ Россия, Китай, США, Индия, Бразилия, Аргентина, Япония, Корея, Таиланд, Уганда, Саудовская Аравия.
Декларация включает восемь возможных ответных мер. Первая — иски к Евросоюзу в соответствии со ст. 84 Чикагской конвенции об урегулировании споров. Вторая предполагает запреты для национальных авиакомпаний на участие в ETS.
В качестве третьей меры воздействия правительства могут информировать авиакомпании и авиапредприятия Евросоюза об ограничениях и сложностях, которые появятся у них, если ЕС не приостановит действие директивы 2008/101/ЕС.
Также участники конференции закрепили за собой право требовать от авиакомпаний ЕС такую же информацию о выбросах, которую запрашивает ЕС у авиакомпаний-нерезидентов; оценить директивы ЕС на соответствие нормам ВТО; пересмотреть соглашения, в том числе об открытом небе; приостановить переговоры по увеличению коммерческих прав на полеты. Восьмая мера — возможность обложения авиакомпаний ЕС дополнительными сборами.
Страна, подписавшая декларацию, может выбрать в качестве ответной меры любую из восьми предложенных или реализовать собственную инициативу, пояснил Валерий Окулов. Конечная цель — добиться от Евросоюза отмены или приостановки действия директивы 2008/101/ЕС до принятия соответствующего решения Международной организацией гражданской авиации (ICAO).
Россия остановилась на двух предложенных вариантах: запрет для авиакомпаний на участие в ETS и пересмотр соглашений по транссибирским перелетам, сообщил Окулов.
Законопроект, запрещающий российским авиаперевозчикам покупать квоты на европейской бирже, сейчас разрабатывается и может быть внесен в Госдуму до конца июня. В случае его утверждения к весне 2013 года, когда авиакомпании должны будут совершить первую покупку квот для покрытия перелетов 2012 года, перевозчики не смогут участвовать в аукционах ETS. Согласно законодательству ЕС, за это они вынуждены будут заплатить штрафы, после чего ЕС может принять решение об ограничении или полном прекращении полетов этих авиакомпаний в Европу. В Минтрансе понимают эту угрозу, но надеются, что до этого не дойдет, пояснил Окулов.
Подобный запрет уже введен Китаем. Аналогичный документ сейчас находится на рассмотрении конгресса США.
Вторая ответная мера — отказ на увеличение частот для европейских компаний — нанесет «существенный удар по ним», говорит Окулов. Азиатские авиаперевозчики получат значительное преимущество перед европейскими, добавил замминистра транспорта.
С 1 января 2012 года плата за транссибирские перелеты по новым маршрутам отменена согласно договоренностям о вступлении России в ВТО (Россия подтвердила, что следует предварительному соглашению 2006 года об отмене платежей — так называемого роялти — к 1 января 2014 года). Но Россия оставляет за собой право ограничить европейские авиакомпании в увеличении частот по транссибирским магистралям, уточнил Окулов.
Декларация будет направлена в ICAO и через российский МИД в Еврокомиссию, заявил замминистра транспорта.
Летом 2012 года страны, выступающие против введения системы торговли квотами Евросоюзом, планируют встретиться на конференции в Саудовской Аравии и обсудить достигнутые результаты.
«Мы не хотим торговой войны, — заявил «Газете.Ru» глава Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Тони Тайлер. — Но односторонние меры Евросоюза по введению системы торговли квотами не приемлемы для стран, не входящих в ЕС. Надеемся, что ЕС услышит участников встречи в Москве и воспользуется площадкой ICAO для глобального решения по сокращению выбросов от гражданской авиации».
Сейчас Евросоюз не намерен идти на уступки. Оперативно отреагировать на вопрос «Газеты.Ru» по итогам московской конференции в Еврокомиссии не смогли. Но в среду, незадолго до подписания декларации в Москве, представитель Еврокомиссии сообщил, что ЕС до сих пор не слышал каких-либо конструктивных альтернатив от ICAO по снижению эмиссии СО 2 от гражданской авиации.
«Звучали гипотетически возможные сценарии противодействия ЕС, — подтвердил на брифинге в Брюсселе представитель Еврокомиссии. — Но если одна из стран, не имеет значения какая, захочет ввести меры, дискриминирующие европейскую авиакомпанию, Еврокомиссия немедленно примет контрмеры в соответствии с европейским и международным законодательством».
Гендиректор Airport Investments Сергей Детенышев не берется прогнозировать, до какого уровня дойдет противостояние. «Но странно заботиться о благосостоянии пассажиров, доводя ситуацию до торговой войны, если цена вопроса незначительна как для самих пассажиров, так и тем более для авиакомпаний, которые перекладывают расходы на пассажиров», — говорит он.
Аналитик «ТКБ-Капитал» Игорь Краевский констатирует, что Евросоюз придерживается жесткой позиции по вопросам экологии, поэтому «все будет зависеть от конкретных ситуаций, в том числе от лобби европейских авиакомпаний в своих странах».
«Мы не США. У нас не такая сильная переговорная позиция, — считает аналитик инвесткомпании «Атон» Никита Мельников. — Наш рынок настолько мал, что наше мнение — дело десятое. Не Евросоюз к нам летает, а мы к ним. Так что Европа от российских ответных шагов не пострадает, а мы — да». Сейчас, по мнению аналитика, остается дождаться, какие ответные меры предпочтут США.
Согласно документам московской конференции, американские власти внесли наибольшее количество правок в предварительный проект декларации.