Один из крупнейших российских аэропортовых холдингов «Новапорт», управляющий шестью российскими аэропортами, впервые раскрыл своего финансового партнера. Как и предполагалось, им оказался казахский холдинг Meridian Capital, которому принадлежит половина активов «Новапорта».
В среду, 22 февраля, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) одобрила сделку по приобретению кипрской Powercrown Limited 50-процентной доли в Trans Siberia Co Limited (эта кипрская компания является держателем акций аэропортов, находящихся под управлением холдинга «Новапорт» Романа Троценко). Кем контролируется Powercrown Limited, ФАС не указывает, отмечая лишь то, что эта компания занимается инвестиционной деятельностью.
В «Новапорте» пояснили, что речь идет о продаже 50% аэропортовых активов, входящих в холдинг, казахстанской инвестиционной компании Meridian Capital. Продавцом выступает компания Aeon. «Участие в холдинге «Новапорт» 50 на 50 комфортно и для компании Meridian Capital, и для компании Aeon, отметили в холдинге, подчеркнув, что ни у одной из сторон нет контрольного пакета акций.
«Новапорт» на сегодняшний день контролирует деятельность таких аэропортов, как Толмачево (88% акций, Новосибирск), Челябинское авиапредприятие, авиапредприятие «Алтай» (48% акций аэропорта Барнаул), аэропортов Томска (75% акций), Читы (100%), Астрахани (43%) и Волгограда (51%). Компания проявляет интерес к ряду других активов, в частности рассчитывает получить в управление аэропорт Уфы. Участники авиационного рынка и раньше рассказывали РБК daily о том, что у Романа Троценко (сейчас возглавляет государственную Объединенную судостроительную корпорацию) есть казахский партнер, однако его доля в «Новапорте» не раскрывалась.
Meridian Capital - инвестиционная группа, которая, по неофициальной информации, аффилирована с Казкоммерцбанком, подконтрольным казахскому государственному фонду «Самрук-Казына». Сам Meridian Capital весной прошлого года вышел из состава акционеров аэропорта Алма-Аты, получив за 50% акций более чем 40 млн долл. Покупателем стал Казкоммерцбанк, действовавший в интересах нидерландской Venus Airport Investments B. V. По словам источников РБК daily, Meridian Capital был готов продать доли в российском аэропортом бизнесе и в качестве покупателей рассматривал «ВТБ Капитал» и ВЭБ, однако сделка так и не состоялась. Получить комментарий Meridian Capital вчера не удалось.
Повышение прозрачности владения аэропортовыми активами связано с интересом «Новапорта» к аэропорту Уфы, Астрахани и ряду других активов, считает директор аналитического департамента ИК «Регион» Валерий Вайсберг. «Для этих сделок требуется получить одобрение комиссии по контролю за иностранными инвестициями, для этого необходима прозрачная и понятная структура собственности», - отмечает эксперт. При этом он уверен, что раскрытие казахского партнера не связано с возможной предпродажной подготовкой «Новапорта».