По данным газеты «КоммерсантЪ», 15-16 февраля прошли межправительственные переговоры России и Италии по регулированию воздушного сообщения, в результате которых было решено ввести второго назначенного перевозчика с каждой стороны для регулярных полетов по маршрутам Москва—Рим и Москва—Милан.
В Минтрансе эту информацию «Ъ» подтвердили, в Управлении гражданской авиации Италии от официальных комментариев отказались. Источник «Ъ», близкий к Росавиации, сообщил, что соответствующие документы будут подписаны в ближайшее время.
Италия — девятая по популярности туристическая страна для россиян. В прошлом году ее посетили 465 268 человек, напоминает газета «Ведомости».
"Тема итальянская — несколько надуманная и чуть-чуть политизированная.. Тот, кто хочет лететь в Италию не очень дорого, может это сделать и сейчас", — полагает замдиректора группы компаний "Регион" Анатолий Ходоровский.
«Аэрофлот» готов к конкуренции, заявил в интервью радиостанции Business FM генеральный директора авиакомпании Виталий Савельев. «Одним из основных критериев, который мы будем использовать и это уже принято правительством при получении допусков -- это наличие в парке у авиакомпании современных воздушных судов отечественного производства. По этому параметру «Аэрофлоту» равных нет. Мы сегодня как группа «Аэрофлот» уже имеем 23 судна и 12 SuperJet к нам приходит по этому году. У нас в парке до конца года будет 35 современных судов. Кто, какие контракты подписал, это никого не интересует. Ведь мы тоже сделали предконтракт на 126 российских судов. Будем исходить из того, что есть в парке, -- заявил он радиостанции. -- Второй ключевой параметр - качество сервиса, который сегодня у «Аэрофлота» общепризнан в Европе и в мире. «Аэрофлот» не боится конкуренции. У нас самый молодой парк в Европе. У нас высококачественные машины. У нас пилоты. У нас все есть для того, чтобы мы могли реально конкурировать».
«У аэрофлота сейчас очень хорошие показатели, и по сервису авиакомпания молодец, ничего не скажешь, и самолётный парк у нее хороший, и персонал великолепный.» - соглашается Роман Гусаров, главный редактор портала «Авиа.ру».
Между тем, Транспортная стратегия Минтранса предусматривает либерализацию как равный доступ всех авиакомпаний на все рынки. То есть – и на популярные направления, и на те, где единственный перевозчик, как правило, «Аэрофлот», выполняет полеты фактически в виде «социальной нагрузки». «Если бы речь шла о конкуренции в России, где пассажиры жалуются на цену билетов. У нас мобильность населения в России в 4-8 раз меньше, чем в Европе и США. Может здесь нам нужно конкурировать, а не пытаться встать на вкусный рейс от того или иного перевозчика», -- говорит Савельев.
«Сейчас борьба за эти направления мне напоминает борьбу 10 продавцов за 2-х покупателей на рынке. Может быть стоит нам двинутся в направлении развития рынка, т.е. сделать необходимые шаги, чтобы у нас появилось не 2 покупателя, а 100. Вот тогда будет кого делить. – считает Роман Гусаров, главный редактор портала «Авиа.ру»
Для равномерного распределения популярных непопулярных направлений между перевозчиками Транспортная стратегия предусматривает во-первых, постепенную либерализацию рынка, во-вторых, начать ее с СНГ. «У меня был вопрос, почему мы занимаемся Европой, выдёргивая отдельные направления - Италия, Франция? Почему нам не начать с ЕврАзЭса системно? И не создать «открытое небо» и почувствовать, что это такое?», -- вопрошает Савельев.
Германия, Франция, Турция не стесняются наличия национального перевозчика, отмечает глава «Аэрофлота». Ведь национальный перевозчик страны – это глобальный игрок на международном рынке авиаперевозок. «Да, у него есть какие-то преференции. Но у него есть и большие обязательства», -- замечает Савельев.
«Аэрофлот» неоднократно заявлял, что готов и к либерализации на всех рынках – но тогда она должна быть полной и справедливой для всех. Авиакомпания предлагала ввести по два перевозчика по более чем 80 направлениям, включая Латинскую Америку и другие непопулярные маршруты, однако другие авиаперевозчики отказались от этого варианта. «Я не буду комментировать итальянскую тему, где сейчас будут итальянские рейсы распределены, -- заявил Савельев в интервью радиостанции. -- С трех раз слушатели догадаются, какая компания получит эти рейсы. Когда такая комиссия станет действовать, то на ней мы все эти вопросы будем поднимать. Тогда будет прозрачность именно в принятии решений»
По сообщениям СМИ, в понедельник у первого вице-премьера Игоря Шувалова по поводу принятого Минтрансом решения, на котором присутствовали руководители «Аэрофлота», «Трансаэро», «Сибири» и «Ютэйр», однако никаких решений на совещании принято не было. «Нет, как раз были приняты решения, на которых настаивал «Аэрофлот». Это создание межведомственной комиссии под флагом Минтранса, что и было принято. Это основной итог этого совещания», -- утверждает Савельев.
По его словам на совещании также были предложены пути реализации и схемы работы этой комиссии. «Минтранс должен будет разработать критерии вместе с нами, передать правительству, где они будут утверждены. И уже на основе этих критериев мы будем получать те или иные зарубежные направления, -- поясняет гендиректор «Аэрофлота». -- Я обратил внимание всех присутствующих, что аналитики предлагают «открытое небо». Я тоже предлагаю «открытое небо».
Очевидно, что рынок перевозок на международных перевозках, он значительно больше и подавляющее большинство россиян все-таки летают не по снг, а в отпуск в турцию, египет, испанию, италию - полагает Роман Гусаров, главный редактор портала «Авиа.ру» - И с точки зрения россиян я считаю, что надо развивать международное направление. А с точки зрения Аэрофлота, я понимаю, аэрофлот, у него огромная стратегия развития и ее надо выполнять, реализовывать. И каждое, малейший минус – он несоклько сбивает планы аэрофлота на будущее и он будет отставить свои позиции, бороться за нее. Это вполне понятно, разумно. Собственно, обвинять Аэрофлот не в чем».
По всей видимости, уже в ближайшее время станет ясно, готов ли Минтранс «наступить на горло собственной песне», фактически дезавуировав параметры принятой им же Транспортной стратегии, или возьмется за реальную либерализацию рынка авиаперевозок – со справедливым распределением как прав, так и обязанностей между авиаперевозчиками России. «Нужны единые для всех и публично известные критерии допуска, а не кулуарные решения в пользу одной из компаний по одному из направлений. – написал в своем твиттере Савельев.