По итогам прошлого года "Аэрофлот" вошел в тройку самых динамично развивающихся авиакомпаний мира. Сделать это удалось в том числе и благодаря тому, что в 2010 году российским пилотам разрешили летать интенсивнее, чем раньше. Поясним: в советские времена, когда не было суперсовременных самолетов и работа летчика была очень тяжелой прежде всего физически, летчик мог проводить в небе не более 800 часов в год. Ныне эта норма увеличена до 900. "Хочу напомнить, что 900 часов - это норма в Европе, - поясняет Виталий Савельев. - В США летают до 1000 часов, в Китае - до 1100 часов!"
Действительно, по мнению экспертов, условия труда российских летчиков сегодня максимально соответствуют нормам не только по количеству летных часов, но и по социальным гарантиям, уровню заработной платы. "Вот смотрите: командир "Аэрофлота" сегодня получает более 340 тысяч рублей в месяц, второй пилот - около 300 тысяч: это зарплата, сравнимая с окладами летчиков "Люфтганзы", - отмечает Виталий Савельев.
Сегодня даже представители профсоюзов соглашаются: крупнейший российский авиаперевозчик предоставляет одни из самых комфортных условий труда. "Пилотам "Аэрофлота" все завидуют. И дело не только в высоких зарплатах и льготах. Наша компания - сильная и стабильная. В отличие от многих российских коллег, мы не знаем, что такое задержки по зарплате. Или, что тоже очень важно, мы летаем только на новых иномарках. Я иду на смену и знаю, что самолет новенький, все в нем идеально, справно", - рассказал недавно замглавы Шереметьевского профсоюза летного состава Валерий Пимошенко.
Мнения работников отрасли разделяют и в экспертном сообществе, особенно отмечая, что российские летчики также имеют высокий уровень социальных гарантий. "У нас сегодня зарплаты сопоставимы с Западом, при этом наши пилоты, как и их коллеги за рубежом, имеют много различных преференций, - констатирует главный редактор портала "Авиа.ру" Роман Гусаров. - Например, они живут в гостиницах за счет компании, где обеспечены всем необходимым. Когда они летят, скажем, в Америку, то остаются в гостинице на несколько дней до следующего рейса". Кстати, бесплатной гостиницей "Аэрофлот" обеспечивает своих сотрудников не только за рубежом: все работники компании, не имеющие жилья в Москве, имеют возможность жить в отеле, недалеко от аэропорта Шереметьево, который полностью оплачивает компания. Ну а желающим приобрести жилье "Аэрофлот" субсидирует 100% ставки рефинансирования при ипотечном кредитовании.
Однако даже все эти меры не могут решить кадрового голода, с которым сегодня сталкиваются отечественные авиакомпании: высококвалифицированные пилоты ныне поистине на вес золота. "У нас сейчас колоссальный рост пассажиропотока, объемы перевозок растут, а проблема нехватки пилотов стоит очень остро. Мы просто подошли к той черте, когда может оказаться, что летать будет некому", - сетует Роман Гусаров. Дефицит летных кадров отмечает и глава "Аэрофлота", добавляя, что в решении этой проблемы может существенно помочь государственная политика.
Так, глава российского правительства в своей программной статье, посвященной социальной политике, коснулся вопроса миграционной политики в области привлечения на постоянное жительство в Россию наших соотечественников, проживающих в ближнем и дальнем зарубежье, а также квалифицированных иностранных специалистов, перспективной молодежи. "Увидел в статье премьер-министра пути решения острейшей для нашей авиации проблемы - дефицита летных кадров, - написал в своем блоге Виталий Савельев. - Сейчас законодательство запрещает российским авиаперевозчикам брать на работу пилотов-нерезидентов. Даже русских пилотов, окончивших наши летные училища, но ставших гражданами Белоруссии или Казахстана, мы не имеем права вводить в строй командирами воздушного судна". При этом, как отмечает Савельев, в "Аэрофлоте" уже сегодня есть такие летчики - высококлассные специалисты, которые вынужденно остаются вторыми пилотами. "Предложенный премьер-министром механизм упрощения получения гражданства поможет и российской авиации снизить кадровый голод, и нашим соотечественникам вернуться на историческую Родину", - резюмирует гендиректор "Аэрофлота".
Отметим, что немалую лепту в решение кадрового вопроса готов внести и сам национальный авиаперевозчик. Еще в марте прошлого года компания открыла собственную авиационную школу: каждый год это учебное заведение будет выпускать 160 пилотов (80 экипажей). Причем, со временем, курсанты будут проходить подготовку в ней не только для "Аэрофлота", но и для других компаний. В этой связи предложения главы российского правительства имеют важное практическое значение для российских авиаторов. "Многие вещи, о которых говорится в статье, мне близки и понятны, констатирует Виталий Савельев. - Я поддерживаю Путина осознанно, потому что, во-первых, я знаю этого человека, во-вторых, я верю этому человеку, а в-третьих, я понимаю, какую выгоду от реализации его идей получит все общество".