Председатель Комитета госбезопасности Приднестровья Владислав Финагин заявил «НГ», что «намерение Кишинева контролировать небо с помощью натовских вертолетов и самолетов – шаг по вытеснению из региона России, а также попытка воздействовать на Тирасполь в диалоге по урегулированию приднестровского конфликта».
Нарушением конституционно закрепленного статуса нейтралитета страны назвал в субботу на митинге в молдавской столице намерение депутатов купить на 240 млн. долл. самолеты и вертолеты для защиты молдавского неба экс-президент, лидер коммунистов Владимир Воронин. Он подчеркнул: «Молдове воевать не с кем! Мы – нейтральное по Конституции государство. Нет никакого смысла приобретать такую технику и вооружать армию такой техникой». А лидер общественно-политического движения «Равноправие» Валерий Клименко, выступая в субботу на форуме граждан России, проживающих в Молдавии, разъяснил, с кем молдавские власти намерены воевать. «Цель затеи кишиневских политиков – получить превосходство молдавской армии над армией Приднестровья. Закупив самолеты и вертолеты у стран НАТО, Молдавия сможет контролировать регион сверху. А также – высадить с вертолетов десант в самом узком (40 км) месте Приднестровья – у города Дубоссары, и тогда непризнанная республика будет расколота на две части. Европейский союз, эксперты которого участвуют в мониторинге молдавско-украинской границы, могут в этом случае разместить своих контролеров и здесь, тогда никакие миротворцы вмешаться в процесс высадки дополнительных сил в зону конфликта не смогут». Клименко отметил, что от ситуации в Приднестровье напрямую зависит безопасность русскоговорящего населения Молдавии, в числе которых более 150 тыс. – граждане России. «Пока есть Приднестровье и в нем стоят российские миротворцы, мы чувствуем себя в безопасности, но стоит ситуации измениться, и нам придется бежать. Мы надеемся на помощь России и связываем эту надежду с Путиным», – сказал «НГ» Клименко.
Глава службы безопасности Приднестровья Владислав Финагин связывает намерения Кишинева больше с Россией, чем со своим регионом. «Это, безусловно, давление на миротворческий процесс, на Россию. Мы можем противостоять тем силам, которые сегодня есть у Молдовы, у нас есть эффективные ПВО, но когда она закупит новое вооружение, то наше небо будет полностью контролироваться молдавскими военными. У России в Приднестровье есть чем противостоять молдаванам и в небе, но будет ли решение использовать такую возможность? Скорее то, что происходит, – это попытка давления. Но для нас это представляет опасность», – сказал «НГ» Финагин. Он также отметил, что у Молдавии нет денег на покупку самолетов и вертолетов, но предположил, что Кишинев уже заручился обещаниями в финансовой помощи «со стороны стран НАТО, не исключено, что Румынии».
На самом деле приднестровская зенитная батарея размещена вокруг складов оружия Оперативной группы российских войск (ОГРВ), дислоцирующейся в Приднестровье. Это арсеналы бывшей 14-й армии, часть которых вывезена в Россию, часть, например, мины-старушки образца 40-х годов, подорваны на месте. Но и оставшегося, как утверждают специалисты, хватит, чтобы на воздух взлетела часть Молдавии и часть Украины (граница – рядом).
На складах по-прежнему хранятся снаряды к реактивным системам залпового огня (РСЗО) «Ураган», радиус разлета которых – 40 км: долетит до Кишинева и приграничных украинских сел. Потому на село Колбасное, где расположены склады, никто из молдавских, да и других военных штурмом не шел – по земле. Но теперь речь идет о защите складов с воздуха. Не потому, что в Кишиневе кто-то отдаст неумный приказ, а потому что приказ можно выполнить по-разному. В 1992 году молдавские летчики получили приказ бомбить мост через Днестр – между городами Бендеры и Тирасполь, а разбомбили расположенное рядом село Парканы. Поскольку в селе живут этнические болгары, шум подняла София. В Приднестровье этот случай помнят и боятся. Сегодня у того моста стоит пост российских МС. За ним – на левом берегу – фактически расположено Приднестровье, на правом остались Бендеры, также подчиняющиеся Тирасполю, но в которых расположен и отряд молдавских полицейских. Сегодня этот город, где в 1992 году началась война на Днестре, – место дислокации контингента миротворческих сил.
Ответственный редактор «Независимого военного обозрения» Виктор Литовкин так прокомментировал ситуацию: «Закрыть небо Приднестровья для российских самолетов – очень серьезная политическая провокация и прямое нарушение смысла и сути Соглашения о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова, подписанном 21 июля 1992 года в Москве президентами Борисом Ельциным и Мирчей Снегуром. Если Россия не сможет снабжать свои миротворческие воинские подразделения необходимыми им для нормальной жизнедеятельности и продолжения несения службы продуктами питания, вещевым довольствием и остальным военным и невоенным имуществом, это может оказаться поводом для серьезных политических и дипломатических демаршей руководства нашей страны. И в конце концов подобное развитие событий способно привести к нежелательному для обеих сторон разрыву отношений и другим жестким санкциям, как это, например, случилось с Грузией. Если молдавские власти, по собственной воле или по наущению со стороны, добиваются всего этого, то тогда ничего особенного в этом решении нет. В противном случае им следует задуматься о серьезных последствиях, к которым могут привести обозначенные шаги».
Напомним, парламент Молдовы в пятницу принял в первом чтении закон о порядке действий против воздушных судов, незаконно использующих воздушное пространство страны. Как передает агентство «ИНФОТАГ», министр обороны (МО) Виталие Маринуцэ сказал на заседании: «Если мы столкнемся с такими случаями (нарушения воздушного пространства. – «НГ»), то МО может принять следующие меры против самолетов, которые несанкционированно использовали воздушное пространство РМ: с земли установим положение и принадлежность самолета, установим связь с пилотом, перехватим самолет, сделаем предупреждающий выстрел или на поражение из самолетов-перехватчиков или из наземных орудий воздушной обороны». Он отметил, что «право отдать приказ на выполнение предупреждающего выстрела или на поражение имеет министр обороны, а в его отсутствие – начальник Генерального штаба Национальной армии, но все это только после получения разрешения Верховного главнокомандующего Вооруженными силами».
Маринуцэ уточнил, что использование воздушного пространства РМ осуществляется на основании письменных или устных разрешений гражданским самолетам, выполняющим регулярные рейсы, которые выдает Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры; гражданским самолетам, выполняющим нерегулярные рейсы; воздушным судам, перевозящим официальные делегации – с разрешения Министерства иностранных дел и европейской интеграции; воздушным судам Молдавской гражданской авиации; или иностранным судам, перевозящим войска, оружие, боевую технику, опасные материалы – с разрешения МО.