3 декабря документы по выборам ректора были направлены в Совет ректоров вузов Москвы и Московской области, который должен высказать свою позицию по кандитатурам на должность ректора. Сами выборы ректора МГТУ ГА должны состояться в первой половине февраля 2013 года.
Конструктор
Владимир Путин в начале сентября по дороге на саммит АТЭС принял участие в эксперименте, проводимом в рамках проекта «Полет надежды» по спасению стерхов — редкого вида журавля, занесенного в Красную книгу. Находясь вместе с другим пилотом на мотодельтаплане, который птицы принимают за своего вожака (их заранее приучают к шуму мотора), Путин совершил три полета: первый, ознакомительный, и два с птицами. Имя пилота Игоря Никитина тогда фигурировало в СМИ — он заявлял, что общий налет Путина на мотодельтаплане составил 17 часов, и когда общий налет составит 25 часов, он сможет получить пилотское свидетельство.
Председатель комиссии по выборам ректора Виктор Горобец пояснил «Известиям», что Игорь Никитин — работник университета, доктор технических наук, старший научный сотрудник.
— Он по совместительству читает лекции по авиационным дисциплинам. Основное его место работы за последние 30 лет — студенческое конструкторское бюро (СКБ), которое работает на принципах хозрасчета, — отмечает Виктор Горобец.
Он также пояснил, что по формальным квалификационным требованиям (возраст до 65 лет, наличие ученой степени и ученого звания) Игорь Никитин подходит на должность ректора вуза, но ему не хватает необходимого опыта управленческой работы.
— Он является ведущим научным сотрудником СКБ, а такая должность относится к категории «специалист», которая не является руководящей должностью. Между тем в документах, которые мы подаем по кандидатам на должность ректора в Росавиацию (нашему учредителю), необходимо указать стаж и характер управленческой деятельности кандидата, — отмечает Виктор Горобец.
Бизнесмен
Студенческим конструкторским бюро были разработаны несколько типов дельталетов (подвид мотодельтаплана), которые используются в различных областях, а также в деятельности спецслужб. Как выяснили «Известия», Игорь Никитин возглавляет и владеет ООО «Промавиа инжиниринг» (по данным ЕГРЮЛ).
«Промавиа инжиниринг» с момента создания в 2008 году выполняет заказы различных войсковых частей ФСБ по поставке, ремонту, модернизации и профилактике «многоцелевых сверхлегких летательных аппаратов» и дельталетов. Были и заказы для МВД. Сейчас — исторически лучшие показатели компании. В 2010 году фирма Никитина таким образом заработала порядка 2 млн рублей, в прошлом году — около 4 млн рублей, в 2012-м — это 15 млн рублей.
Сам Игорь Никитин подтвердил «Известиям», что именно он сопровождал первое лицо государства в полете на дельтаплане со стерхами. Он отметил, что почти полтора года был инструктором Путина и учил его полетом на дельталете. Баллотироваться на должность ректора он решил недавно.
— На счет опыта управления — я 20 лет являюсь вице-президентом Ассоциации сверхлегкой авиации, сначала Советского союза, потом России — это 300 организаций, — отметил Игорь Никитин.
Работа со стерхами
Он добавил, что дельталет такого типа, который использовался для полета Путина, был специально разработан с учетом особенности этих полетов в студенческом КБ, при его участии. По его словам, сотрудничество с Окским биосферным заповедником, где занимаются охраной птиц, началось давно, и полеты со стерхами проходили уже не раз.
— Эту работу ведет наш вуз примерно с 2005 года. Намерены продолжать эту работу, если орнитологи будут нуждаться в этом, — отметил Никитин.
Люди, которые занимались спортом вместе с первым лицом государства, и ранее делали хорошую карьеру. Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил, что Леонид Тягачев, который в 1996-1999 годах возглавлял Госкомитет по физкультуре и туризму и с 2001-2010 годах — Олимпийский комитет России, как сообщалось, в 90-х был тренером Путина по горным лыжам. Правда, отмечает Макаркин, на тот момент Тягачев уже был значимым человеком в лыжном спорте.
Макаркин напомнил, что подобные истории были и в советское время. В частности, Борис Бугаев, который позже стал министром гражданской авиации СССР, до этого выполнял полеты по заданию правительства и был пилотом Леонида Брежнева.
Такие случаи нередки и заграницей. В начале 2000-х президент Туркмении Сапармурат Ниязов назначил своего личного пилота руководителем Государственной национальной службы "Туркменские воздушные пути". А президент США Барак Обама после победы на выборах многих своих друзей и знакомых (особенно тех кто помог ему в предвыборной гонке перед его первым президентским сроком) отправил послами в разные страны, причем большинство из них не имели дипломатического опыта.