Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Будущее авиации: самолеты без пилотов


4 декабря 2012 года Наталья Бокарева, BFM.ru


Беспилотники, используемые пока в военных целях, вскоре станут существенным элементом гражданской авиации. Они могут подняться в воздух еще до того, как на дорогах появятся автомобили без водителей.

В ближайшие недели двухмоторный пассажирский самолет Jetstream взлетит с аэродрома в Уортоне (Ланкашир, Англия) и возьмет курс на Шотландию. Все будет почти как обычно: инструкции диспетчеров, следование в соответствии с выбранным курсом, контроль воздушного пространства и других судов. Только выполнять этот рейс пилот будет не из кабины. Он останется на земле и будет руководить полетом из пункта управления в Уортоне.

Беспилотники уже широко применяются вооруженными силами, но они летают в ограниченном воздушном пространстве и в зоне конфликтов. Миссия Jetstream организована в рамках разработок технологий и режима полетов для больших коммерческих самолетов с расчетом, чтобы они могли в обычном порядке безопасно летать в общем воздушном пространстве вместе с пилотируемыми гражданскими рейсами.

Тестовые полеты осуществляются без пассажиров, и на борту все-таки будут пилоты на случай, если что-то пойдет не так. Подобные эксперименты «с подстраховкой» проводятся и с самоуправляемыми автомобилями в Google. И все же непилотируемые самолеты гражданского назначения, возможно, появятся раньше, чем «самоуправляемые» машины. Современные самолеты уже приспособлены для автоматического взлета, посадки и движения к пункту назначения. В рамках намеченных тестов планируется проверить, могут ли самолеты выполнять эти маневры без пилота в кабине, соблюдая правила воздушного движения.

На конференции в Лондоне на минувшей неделе говорилось о прогрессе в этой области. Организатором выступала группа ASTRAEA, занимающаяся программой разработки технологий, систем, оборудования, процедур и правил применения для полетов автономных беспилотников в воздушном пространстве Великобритании. В программе объемом 62 млн фунтов стерлингов, реализуемой при поддержке британского правительства, участвуют 7 европейских аэрокосмических компаний: AOS, BAE Systems, Cassidian, Cobham, QinetiQ, Rolls-Royce и Thales.

В перспективе это огромный рынок, уверены опрошенные журналом The Economist эксперты. В США Конгресс призвал регуляторов авиаотрасли интегрировать беспилотные самолеты в систему диспетчерского обслуживания уже в 2015 году. Некоторые небольшие беспилотники уже используются в коммерческих и гражданских целях, например, для аэрофотосъемки, но в большинстве стран они могут летать в пределах видимости наземной базы пилотирования, подобно радиоуправляемым моделям самолетов. В то же время более крупные воздушные суда могли бы летать на более дальние расстояния и решать больший спектр задач.

Беспилотники могут выполнять многие функции с меньшими издержками, по сравнению с пилотируемыми самолетами и вертолетами. В качестве примеров The Economist приводит, в частности, патрулирование границ, мониторинг дорожной ситуации, полицейское наблюдение. Такие аппараты могут быть задействованы в ситуациях, когда существует опасность для пилота, например, при тушении лесных пожаров или во время работы в зоне радиоактивного поражения. Станут возможными и более продолжительные поисково-спасательные операции, экологический мониторинг и даже организация временного покрытия Wi-Fi и мобильной связи. The Economist приводит оценки аналитиков, согласно которым объем мирового рынка гражданских беспилотников и обслуживания может к 2020 году составлять более 50 млрд долларов.

Как бы ни было, пилоты по-прежнему будут нужны в авиации, даже если они не находятся в кабине самолета. «В обозримой перспективе управление самолетом всегда будет осуществлять пилот, — говорит директор ASTRAEA Ламберт Допинг-Хепенсталь. — Ответственный за рейс может находиться на земле и вести несколько полетов одновременно».

Коммерческие рейсы с грузами и экспресс-почтой в один прекрасный день могут действительно остаться без экипажа на борту. Но сможет ли даже самый экономичный перевозчик продавать билеты на пассажирские рейсы «с пустой кабиной»? Более реально, что на таких рейсах когда-то будет всего один пилот. Новые технологии уже «разгрузили» несколько мест в экипаже, комментирует The Economist. Раньше большими самолетами управляла команда из пяти человек: два пилота, борт-инженер, штурман и радист. Первыми ушли радисты, затем штурманы, затем начали освобождаться позиции бортмехаников. На очереди может быть второй пилот, на смену которому придет автоматизированная система.

В полете над Шотландией будет проверена эффективность коммуникации через самолет между авиадиспетчерами и наземным пилотом. Как бы то ни было, инженеры должны предусматривать и возможные сбои: самолет должен быть достаточно автономным, чтобы продолжать полет, пока сообщение с наземными службами не восстановится, и выполнять посадку, используя собственные системы управления.

Непилотируемые воздушные суда должны быть оснащены системой обнаружения и предотвращения столкновений в воздухе. Для таких целей могут служить радиответчики, которые дают сигнал о появлении самолета (а в более продвинутых системах еще и о его курсе, высоте полета и скорости) другим воздушным судам и диспетчерам. Но не у всех пилотируемых машин есть такие возможности. Некоторые легкие самолеты выполняют полеты на малой высоте при ясной погоде, так что для них необязательно даже радио, не говоря уже о радарах и ответчиках.

В проекте ASTRAEA в Jetstream установлены камеры, чтобы пилот с земли мог наблюдать за окружающей внешней обстановкой. Программы распознавания образов также могут составлять часть механизма предупреждения о наличии воздушных судов. Их тестируют в разных фоновых условиях, например, в ситуации тумана или над местностью, «сложной» для системы распознавания.

Исследователи ASTRAEA в своей работе активно применяют авиасимуляторы и данные диспетчерских служб. Но в итоге они должны подтвердить, что их системы могут работать в реальных условиях, даже в случае аварийной посадки. Чтобы убедить регуляторов, инженеры работают с британским управлением гражданской авиации и намерены сертифицировать виртуальный беспилотник для использования в воздушном пространстве гражданской авиации. Это делается не ради собственно сертификации реальной машины, а для того, чтобы стороны поняли, что для этого потребуется.

Некоторые из разрабатываемых технологий найдут применение и в традиционных пилотируемых самолетах в качестве резервных систем для пилотов. Возможно, пригодятся они и для самоуправляемых автомобилей.



комментарии (1):

air-squirrel      04/12/2012 [17:49:47]#1
гражданский БПЛА - оружие в руках террористов)













Материалы рубрики

Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка



Кирилл Комаров
Профиль
Облетать Россию дорого: европейцы "режут" рейсы в Азию

Интерфакс
"Уральские авиалинии" в 2024г намерены сохранить перевозки пассажиров на уровне 2023г
Андрей Коршунов
Известия
Пилот мысли: электронный планшет сделает безопаснее взлет и посадку самолетов
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Сначала Шанхай, а потом, может, и Пекин: из Казани запустят прямой рейс в Китай

РИА Новости
Дроны отлетали более 150 часов на "Архипелаге 2024" в Сахалинской области
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Подлётная ловля: началось производство FPV-дронов с искусственным интеллектом
Станислав Кучушев Роман Крецул
Известия
Детали пролета: кто виноват в поставке брака для самолетов Минобороны
Дмитрий Алексеев
Известия
Лети не хочу: в Госдуме нашли способ снизить цены на авиабилеты

74.RU
Ремни ослабят? В России предложили ограничить цены на авиабилеты и даже ввести скидки 50% для детей
Елена Тюленева
Радио «Ъ FM»
«Ростех» взял Red Wings под крыло
Роман Крецул Богдан Степовой Владимир Матвеев
Известия
Палубная привычка: для авианосца «Адмирал Кузнецов» формируют летный состав
Светлана Белова
Радио «Ъ FM»
МКС просчитали последний путь
Анастасия Костина
Известия
Секрет Бирмы: Мьянма готова рассмотреть запуск прямых рейсов из Москвы
Владимир Гаврилов
Известия
Детальный сбор: промкомплекс для выпуска запчастей на Airbus и Boeing запустят в августе
Анна Скрипка,Татьяна Ткачева
Российская газета
Аэропорты Черноземья переживают масштабную модернизацию
Дмитрий Алексеев
Известия
Близкое далёко: программу субсидирования региональных авиарейсов расширят

Известия
Эксперты заявили о крахе Boeing из-за санкций против России
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпания S7 выступила против создания фонда реконструкции аэродромов
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
В Петербурге представили комплекс защиты от БПЛА на базе дирижаблей
Николай Козин
Парламентская газета
Росавиация: В России не было ни одного случая каннибализации самолетов
Андрей Коршунов
Известия
Беспилотная зона: дроны помогут космонавтам на Российской орбитальной станции
Елизавета Борисенко
Известия
В ту степь: Россия увеличит число авиарейсов в Монголию
Екатерина Шокурова
РБК
Минэк протестирует доставку грузов дронами без внешнего контроля
Евгения Перцева
Известия
Главное — место: duty free с алкоголем на внутренних вылетах откроют три аэропорта
Мария Недюк, Богдан Степовой
Известия
Весомая категория: в России создан самый грузоподъемный дрон
Иван Петров
Известия
Дают добро: как пассажиры международных рейсов пытаются обмануть таможню
Анастасия Львова
РБК
Для сельхоздронов попросили упростить регистрацию в Росавиации
Денис Гриценко
Известия
Паралётные птицы: испытано крыло, на котором Конюхов отправится к Северному полюсу
Денис Давыдов
MASHNEWS
К 2030 году 50% самолетов в парках авиакомпаний должны быть российскими
Андрей Коршунов
Известия
С неба на воду: успешная посадка Starship приблизит полеты на Луну
Анна Захарова, Анастасия Львова, Виктория Елетина
РБК
Доходы duty free в аэропорту Владивостока выросли втрое благодаря Китаю
Евгения Перцева
Известия
Питьевой режим: продажи алкоголя в duty free на внутренних рейсах могут ограничить
Инесса Фотева
Парламентская газета
Спасать космонавтов будут с помощью беспилотников
Наталья Башлыкова
Известия
Красота в салоне: допустимую температуру в самолетах закрепят законодательно
Роман Гусаров
NEWS.ru
Почему хотят переименовать самолет Superjet: как он будет называться?
Анастасия Львова
РБК
Власти решили расширить функционал ЭРА-ГЛОНАСС на беспилотники и самокаты
Алексей Иванов
Эксперт
Взлет с господдержкой
Анастасия Львова
РБК
МАК назвал причины катастрофы с вертолетом Ми-8 «АлтайАвиа»
Валерия Лобко
Российская газета
Лидеры отрасли беспилотной авиации: тяжелые дроны - будущее аэрологистики ритейла
Андрей Коршунов
Известия
Ледные условия: микрорельеф защитит самолеты от атмосферных осадков

Интерфакс
Власти РФ ухудшили прогноз авиаперевозок в 2024-28 гг. на фоне сдвига поставок самолетов
Герман Костринский, Петр Канаев
РБК
Власти изменили сроки поставок новых российских самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer