Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


О судьбе ВВС откровенно


4 декабря 2012 года Петр Дейнекин, Военно-промышленный курьер


Как ветеран Воздушного флота и бывший главнокомандующий Военно-воздушными силами Советского Союза, Союза Независимых Государств и Российской Федерации на протяжении семи лет (с 1991 по 1998 год) я имею полное моральное право еще раз высказать в открытой печати предложения по дальнейшему укреплению национальной безопасности страны в военной сфере.

Данные предложения обсуждались 23 ноября 2012 года в ходе откровенной беседы бывших главнокомандующих ВВС Е. И. Шапошникова, А. М. Корнукова, В. С. Михайлова, А. Н. Зелина и автора этих строк – П. С. Дейнекина. При этом у главкомов разных поколений не было разногласий в концептуальных взглядах как на современное состояние, так и на дальнейшее развитие Военно-воздушных сил.

Каждый из нас имеет многолетний опыт службы в военной авиации, в том числе и я – четыре десятилетия в ВВС. Высказанное не противоречит взглядам руководства страны на военную реформу и современный облик Вооруженных Сил. Вместе с тем мы предлагаем исправить те ошибки в реформировании армии, которые за последние годы нанесли боевым возможностям ВВС серьезный (однако пока вполне поправимый) ущерб. Это касается не только военной авиации, но и других видов Вооруженных Сил.

Ситуацию можно поправить взвешенными решениями министра обороны и начальника Генерального штаба с минимальными затратами времени, сил и средств. Главнокомандующие ВВС подготовили по этой проблеме обращение к Верховному главнокомандующему Вооруженными Силами Владимиру Путину, а также решили опубликовать свои взгляды на реформирование армии в СМИ.

Главный вопрос

“Предлагаемые мероприятия направлены на восстановление системы управления и повышение боевых возможностей ВВС ”При строительстве постсоветской Российской армии (с 7 мая 1992 года) после острой и долгой дискуссии в верхних эшелонах власти было достигнуто единое понимание во взглядах на содержание трех видов Вооруженных Сил по геофизическим сферам вооруженной борьбы: Сухопутным войскам – земля, Военно-морскому флоту – океан, Военно-воздушным силам – небо. При этом утратили статус (но не были упразднены!) вида Вооруженных Сил Ракетные войска стратегического назначения и Войска ПВО страны. В результате этого преобразования все виды военной обороны заняли свои естественные места: противотанковая и противодесантная – в Сухопутных войсках, противолодочная и противоминная – в Военно-морском флоте, а противовоздушная – в Военно-воздушных силах. После такого объединения министр обороны (И. Д. Сергеев) и новый главком ВВС (А. М. Корнуков) провели крупные учения, после которых официально признали могущество ВВС как нового (объединенного с Войсками ПВО) вида Вооруженных Сил.

В 2005 году Совет безопасности России принял решение и в дальнейшем укреплять армию за счет развития трехвидовой структуры.

При этом подразумевалось, что новые формирования (к примеру Войска воздушно-космической обороны) будут создаваться внутри Военно-воздушных сил и тем самым повышать боевые возможности Вооруженных Сил по воздушной и космической обороне. Кстати, и сам термин «оборона против воздуха и космоса» у многих вызывает непонимание. Противотанковая, противодесантная, противолодочная, противоминная, противопожарная, противосамолетная и противоракетная – тут как бы все ясно без лишних слов, но как нам обороняться от неба и космоса? Может, создать войска «противонебесной» обороны? Абсурд!

Однако реформаторы последних лет предприняли благородные (на первый взгляд) попытки создать воздушно-космическую оборону (под отдельные личности) не на фундаменте ВВС, а за счет разрушения этого вида Вооруженных Сил. Они и привели к тому, что из армии вначале уволили двести тысяч военнослужащих из кадрового состава, а через пару недель объявили о наборе на военную службу 70 тысяч молодых офицеров.

Изменения в организационной структуре Российской армии за последние пять лет ликвидировали систему управления ВВС, распилили Войска ПВО и раздали фронтовую авиацию (ФА) по военным округам. Эти мероприятия вернули ВВС в 1941 год и привели к очевидному снижению их боевой мощи.

Кадровая политика

Нам ничто не стоит так дешево и не обходится так дорого, как ошибочные назначения. Мы, главкомы ВВС, предлагаем новому руководству Вооруженных Сил пойти по пути строительства воздушно-космической обороны (СПРН, ПВО, ПРО и ПКО) на платформе Главного командования Военно-воздушных сил. Кроме того, передать в состав ВВС и Ракетные войска стратегического назначения, как это сделано в US Air Force.

Система управления

Необходимо восстановить нарушенную систему управления ВВС и ПВО. Надежное управление является главным условием в любой отрасли человеческой деятельности. Командовать армией (на первый взгляд) просто, однако чтобы управлять авиацией, нужно прожить в ней большую жизнь и понять ее по-настоящему, изнутри. А это сложно. Тут дело в том, что полеты по планам боевой подготовки в Военно-воздушных силах проводятся от Японского до Балтийского моря постоянно, днем и ночью. И упразднение Центрального командного пункта ВВС (ЦКП ВВС) можно объяснить (если не вредительством) элементарным непониманием повседневной жизни военной авиации. Помню, как один из инициаторов военной реформы 80-х годов ХХ века заявлял: «Да что я самолетом что ли не управлял?». Генералом армии он был, однако чудак. И как можно реформировать то дело, в котором ты ни черта не смыслишь?

Подтверждением таких же опрометчивых решений может служить выселение Главного оперативного управления из здания Генерального штаба и размещение на его фондах преуспевающего банка. Вот это «реформирование»!

Тут и наш противник не дремал – он напал на Южную Осетию именно в период этого злополучного переезда. Кстати, их лидер почему-то не побоялся нашей воздушно-космической обороны, однако во время налета российских ВВС от испуга стал жевать собственный галстук, а его танкисты разбежались кто куда. А если нашему Верховному главнокомандующему снова придется принуждать очередного агрессора к миру, то как главком ВВС (без ЦКП) будет управлять авиацией? Опять по мобильному телефону, как Генеральный штаб в 2008 году?

Итак, во избежание повторения такого позора на базе сохранившихся защищенных командных пунктов надо воссоздать упраздненный реформаторами ЦКП ВВС. Можно в Анине или в Монине, на Черной речке или в Энгельсе, можно в других местах. Выбор имеется. Будем надеяться, что подземные кабели и линии связи к ним перерубить не успели.

Структура ВВС и фронтовая авиация

В Главном командовании ВВС надо сохранить командование ФА (в оперативном подчинении командующих войсками военных округов), командование дальней авиации (ДА) и командование Военно-транспортной авиации (ВТА).

Оргштатные структуры ДА и ВТА в основном сбалансированы и находятся в соответствии с боевыми возможностями, наличием у них авиационной техники и средств поражения.

Экипажи дальней авиации дежурят в воздухе (с дозаправкой топливом в полете) на турбовинтовых ракетоносцах Ту-95 по 42 часа и на реактивных сверхзвуковых воздушных кораблях Ту-160 – по 22 часа без посадки, и тут с боевой подготовкой все в порядке. А то положение, что военно-транспортную авиацию (для переброски на большие расстояния войск, боевой техники и грузов) следует укреплять, сомнению не подлежит. Это аксиома, и с этой целью надо рассмотреть создание военно-транспортной дивизии с базированием на аэродромах в центре России, в Забайкалье и в Приморье. Это могут быть (к примеру) аэродромы Ульяновск-Восточный, Улан-Удэ-Восточный и Воздвиженка (Приморье).

Что касается идеи воссоздания воздушных армий ВВС и ПВО, то для этого надо просчитать наличие сил. Дай бог, чтобы их хватило на несколько полнокровных авиационных дивизий и бригад ПВО.

Необходимо вернуть ФА из военных округов под знамена главкома ВВС. Тут дело в том, что недавнее распределение довольно скромных сил фронтовой авиации по военным округам вернуло нас в далекий 1941 год. Немцы-то все четыре военных года уступали нам по общей численности самолетов на Восточном фронте, однако за счет своевременного маневра своими эскадрами (по-нашему – дивизиями) умело изменяли соотношение сил по авиации в свою пользу там, где было надо.

А наша авиация (кроме авиации дальнего действия – АДД) по оргструктуре тех лет была равномерно распылена от Мурманска до Одессы и властно зажата внутри общевойсковых армий и фронтов. Да что там авиация!

Вспомните знаменитое изречение Г. К. Жукова под Москвой: «Фронтом командую я!», и никаких гвоздей. Даже всеми обожаемый К. К. Рокоссовский под Сталинградом свежую ударную армию с Донского фронта передал А. И. Еременко для отражения деблокирующего удара танкистов Гота только после личного вмешательства Сталина.

Иные полководцы «свою» авиацию другим военачальникам тоже не отдавали. Например, авиационная дивизия на «Аэрокобрах», в которой воевал легендарный ас А. И. Покрышкин, на Курской дуге не сражалась ни у Н. Ф. Ватутина, ни у К. К. Рокоссовского. А попробуй забери ее с Южного фронта у весьма авторитетного после Сталинградской битвы Р. Я. Малиновского – врагом останешься на всю жизнь. И это обстоятельство является одной из причин того, что сталинские соколы (с начала войны и до конца 1944-го) дрались в небе против экспертов люфтваффе в меньшинстве. Полистайте «Красную звезду» тех лет: то шесть против восемнадцати, то восемь против тридцати. А старший лейтенант Горовец отбился от своих и остался в небе один, однако завалил (по легенде) девять «лаптежников» Ю-87. Герой!

В наши дни ФА содержится в Сухопутных войсках, и в связи с такой ситуацией возникают вопросы. Как может главком ВВС организовать боевую подготовку неподчиненного ему летного состава? Как он сосредоточит основные силы неподчиненной ему фронтовой авиации ВВС на главном направлении?

Но если ФА передадут под командование авиаторам, то учить воевать ее будут профессионалы в летном деле. Так, как надо. И главком ВВС для авиационной поддержки Сухопутных войск путем огневого поражения противника сможет маневрировать фронтовой авиацией от Тихого Дона до Тихого океана.

Боевая подготовка и обучение

Необходимо вернуть центры боевого применения и подготовки летного состава в подчинение соответствующим командующим. Дальней авиации вернуть Рязань, военно-транспортной авиации – Иваново, героям-вертолетчикам – Торжок, а фронтовой авиации оставить ее родной Липецк. Прежняя структура подчиненности этих центров десятилетиями работала без претензий, однако за последнее время была нарушена реформаторами. Зачем? С какой целью? Непонятно.

Требуется восстановить систему подготовки кадров и вернуть в каждый вид Вооруженных Сил свою «родную» академию. Как реквием, ниже звучат строки про две (бывшие?) академии ВВС: инженерную в Москве и командную в подмосковном Монине.

В аудиториях Военно-воздушной инженерной краснознаменной орденов Ленина и Октябрьской Революции академии имени Н. Е. Жуковского (основана в 1920 году) получили высшее образование десятки тысяч инженеров ВВС, видные военачальники и творцы авиационной техники, слушатели иностранных государств и летчики-космонавты. Среди них будущие главкомы ВВС П. Ф. Жигарев и А. К. Вершинин, генеральные конструкторы А. С. Яковлев и С. В. Ильюшин, космонавты Ю. А. Гагарин и В. В. Терешкова. На базе оперативного факультета Академии имени Жуковского накануне войны в Монине была создана командная академия ВВС.

В Военно-воздушной краснознаменной ордена Кутузова академии ВВС имени Ю. А. Гагарина (образована в 1940 году) после войны получили высшее военное образование 740 Героев Советского Союза. Тридцать девять из них были удостоены этого звания дважды, а майор И. Н. Кожедуб учился, будучи трижды Героем. Жители Подмосковья любовно называли тех слушателей «Золотая орда», а когда герои проходили строем на парадах по Красной площади, гром аплодисментов с трибун заглушал марши сводного оркестра. Кроме того, монинская земля является священной для всего личного состава и ветеранов ВВС. В 1941 году в Монинском доме офицеров из пилотов гражданского воздушного флота формировались боевые авиационные полки, в августе с монинского аэродрома экипажи дальнебомбардировочной авиации во главе с М. В. Водопьяновым бомбили Берлин, а в мае 1942-го экипаж Э. К. Пусэпа на четырехмоторном Пе-8 возил наркома В. М. Молотова в Америку.

Здесь на мемориальном военном кладбище погребены останки руководящего состава 1-й гвардейской дивизии АДД, рядом покоится прах расстрелянных в годы репрессий Я. В. Смушкевича и И. И. Проскурова.

В Монине глубоко под землей находится защищенный командный пункт ВВС, а на бывшем летном поле и в ангарах создан уникальный Музей военной авиации. На самолеты-реликвии открывается прекрасный вид из окон школы-интерната ВВС с первоначальной летной подготовкой, а его мальчишки видят себя в полетах во сне и наяву. Для них всегда открыты плавательный бассейн и стадион, на котором играл Всеволод Бобров, а сейчас тренируется команда «ВВА-Подмосковье», многократный чемпион и обладатель Кубка страны по регби. Лейтенант ВВС Бобров в 1946 году на лондонском стадионе «Уэмбли» забил в ворота «Челси» (во главе с сэром Мэтьюзом) три мяча из пяти и вырвал у англичан победу для сборной команды «Динамо». Причем голы наш Сева забивал не за валюту, а бесплатно, на общественных началах. Он не ездил на «Бентли», и в нашего национального героя ни одна мразь не посмела бы бросить с трибуны петарду. Такого подлеца болельщики разорвали бы на месте. Вот это были люди! Да и тренеры у них были не итальянцы и голландцы, а качалины да бесковы. А что касается других видов спорта, то наши олигархи почему-то открывают спортивные школы в США. Странные эти русские – деньги добывают у нас в России, а недвижимость закупают и стадионы строят за рубежом. Какое же это инвестирование?

И каким же надо быть тупым чиновником и бессердечным человеком, чтобы в порыве реформаторского зуда одним росчерком пера ликвидировать то, что создавалось трудом многих поколений!

На монинских фондах можно было оставить академию и разместить десятки новых воинских частей, однако славные воинские традиции оказались реформаторам по барабану и академию упразднили. Упразднили, но чистейший дух Военно-воздушных сил в монинском небе остался и его ликвидировать не удалось. Так пусть в прекрасном Воронежском центре готовят военнослужащих по многим специальностям, но академию еще не поздно вернуть в прежний пункт дислокации и возродить ее работу по предназначению. Кстати, есть смысл предусмотреть отдельной строкой финансирование летной подготовки ребят из школ-интернатов ВВС в аэроклубах ДОСААФа России, иначе в недалеком будущем нам придется закупать за границей пилотов, а не только футболистов и тренеров.

Инфраструктура

Необходимо рассредоточить авиацию с плотностью базирования полк на аэродром. Цель этого предложения простая – исключить одновременное поражение взлетно-посадочных полос (ВПП) и большого количества самолетов, сосредоточенных на одной авиабазе двумя-тремя боеприпасами противника. К примеру, реформаторами было принято решение создать образцовое военное вертолетное училище. Не воссоздать его на прежней базе упраздненных училищ в Сызрани и Уфе, а построить новое именно в Энгельсе.

Но в Энгельсе с 1955 года дислоцируется дивизия ДА на стратегических самолетах. В гарнизоне и на аэродроме буквально яблоку негде упасть, прозябают без жилья сотни бесквартирных семей, так туда добавляется еще одна мощная организация, причем летающая от зари до зари. Такой свалки, которая фактически запланирована в саратовском небе, а также на земле, мне за всю многолетнюю службу в авиации встречать не приходилось. Так что к выбору места для нового училища надо еще раз вернуться и, может, привязать его к одному из вновь построенных, но незаселенных жилых микрорайонов.

Давайте теперь вернемся к такому понятию, как авиабаза. Эту идею реформаторы привнесли к нам из Америки, не понимая ее смысла. У нас уже были свои авиабазы, но они не командовали полками, а занимались содержанием аэродромной сети и всеми видами тылового обеспечения авиации. К этому и надо безболезненно вернуться, возложив на авиабазы прежние задачи, а боевую авиацию вернуть в ее отработанную десятками лет структуру: эскадрилья – полк – дивизия – командование.

Арктический регион

Надо вернуться в Арктику, пока ее не приватизировали. Тому, кто владеет этим регионом, принадлежат все богатства Севера, а без авиации жить и работать за Полярным кругом будет сложно. Для обеспечения маневра авиации ВВС и ВМФ, МВД и МЧС надо вдоль северного берега страны содержать военные комендатуры. К примеру, на аэродромах Оленья, Тикси и Анадырь (а пограничникам быть и на островах в океане). Этими силами мы поддержим и авиацию, и флот, и Войска космической обороны.

Все виды тылового обеспечения в Арктике есть смысл организовать по договорам (так называемый аутсорсинг) с другими заинтересованными министерствами и ведомствами. А в Генеральном штабе не мешало бы иметь структуру, которая занимается Арктикой конкретно.

Воинские звания

Вместо унизительных пряжек вернуть военнослужащим погоны, которые были вновь введены в Красной армии в феврале 1943 года после завершения разгрома вражеских полчищ под Сталинградом (этот юбилей мы достойно отметим в 2013 году). Для действующей армии они были таким же грозным оружием, как полушубки и валенки, а немцы на Восточном фронте замерзали в пилотках и шинелях уже вторую русскую зиму. Они-то и получили от нашего народа блицкриг по-русски!

К слову, о погонах. У нас в Вооруженных Силах (и иных войсках) служат генералы армии. Состоят эти богатыри (и ветераны, и кадровый состав) в одинаковом воинском звании, однако носят разные погоны. Одни – с большой звездой (как было в Советской армии), а другие – аж по четыре звезды, однако помельче и в один ряд (как в НАТО). Так давайте определимся, с кого нам брать пример?! Воинские звания пора присваивать одновременно с назначением на должность. У военачальника тогда не будет подчиненных в равном ему чине, а если уж под начало доверили полк или армию, то и соответствующее звание должно быть присвоено вместе с назначением.

Синекура или справедливость

Необходимо определиться с генеральными инспекторами и военными советниками, состоящими в различных структурах. Ветеранам и кадровым военным непонятно, с какой «крайней» должности, кем и по какому принципу подбирается контингент в группу генеральных инспекторов? За то, что они поддерживали бывшее руководство Минобороны? Или по другим причинам?

Сейчас в группе генеральных инспекторов находится всего один из здравствующих министров обороны – Д. Т. Язов, однако отсутствуют И. Н. Родионов и Е. И. Шапошников. Не было там и покойного П. С. Грачева. В группе не состоят многие главкомы видов Вооруженных Сил, а также командующие войсками военных округов. Явное отсутствие принципов справедливости создает нежелательное психологическое напряжение в коллективах ветеранов-военачальников, и это надо поправить.

В процессе кампании по выборам президента России многим офицерам, находившимся в отставке, через военкомов были предложены оплачиваемые должности советников в командованиях видами Вооруженных Сил и военных округов. Выборы прошли успешно, однако предложенное военкомами трудоустройство не состоялось. Естественно, у людей возникает вопрос: что это было – просто пиар или чей то непродуманный экспромт в работе с людьми?

Общие принципы

Если имеются идеи и планы по созданию новых военных структур (по типу командования ВКО), то их надо внедрять в имеющиеся органы военного управления, сохраняя основной принцип применения Вооруженных Сил по геофизическим сферам: земная твердь – Сухопутным войскам, океан – флоту, небо и космос – Военно-воздушным силам.

При заказах новой техники и вооружения необходимо учитывать профессиональное мнение руководителей всех видов Вооруженных Сил. Тогда мы будем не закупать за границей карабины, танки и «Мистрали», а по-прежнему поставлять на экспорт наше оружие и военную технику.

Требуется улучшить работу с электронными и печатными СМИ. Армия – это не закрытое акционерное общество. Давно пришла пора говорить людям правду и откровенно рассказать нашему обществу о том, как мы собираемся защищать мирный труд своего народа в новом моральном облике Вооруженных Сил. В этом немаловажном деле нам всем подают достойный пример хорошо организованные пресс-службы других министерств и ведомств. Пропаганда и еще раз пропаганда!

Конкретные решения

В 2012 году в соответствии с указом президента в нашей стране на государственном уровне отметили первое столетие ВВС России. За этот век они прошли тернистый боевой путь через годы и войны, разруху и возрождение, упразднение и воссоздание. По мнению авторитетных военных экспертов, вопреки заявлениям СМИ наша авиация не знала застоя. Именно авиаторы были первыми Героями Советского Союза и Российской Федерации, первыми испытали ядерное оружие и перешли на реактивную тягу. Они покорили звуковой барьер и первыми послали военного летчика в космос. Как сказал поэт: «И не зря зовут в народе цветом нации тех, кто был, кто есть и будет в авиации».

Сто лет назад наша военная авиация была организована в виде Императорского военного воздушного флота. После Октябрьской революции преобразована в Рабоче-крестьянский Красный воздушный флот (РККВФ). В 1924 году наркомвоенмор М. В. Фрунзе переименовал РККВФ в Военно-воздушные силы, а после Победы во Второй мировой войне советская авиация была преобразована из рода войск в грозный вид Вооруженных Сил с самолетами – носителями ядерного оружия.

Сейчас Военно-воздушные силы находятся в состоянии подъема и укрепления боевой мощи, они как бы переживают второе рождение.

Вместе с тем это продвижение в последние годы заметно сдерживалось реформаторами. В связи с изложенным полагал бы целесообразным пригласить на беседу к министру обороны и начальнику Генерального штаба всех ныне здравствующих главкомов ВВС. Подтверждаю, что предлагаемые мероприятия не требуют увеличения штатной численности и дополнительного финансирования, однако они направлены на восстановление системы управления, укрепление морального духа и повышение боевых возможностей ВВС, сохранение их как вида Вооруженных Сил.



комментарии (4):

Сашочек      04/12/2012 [19:20:32]#1
Браво, Петр Степанович! Прямо и в лучших традициях настоящих офицеров!

Представляется, что такому примеру - прямого разговора, могли бы последовать генеральные конструкторы, генеральные директоры, руководители ведущих НИИ, руководители и признаные специалисты авиаперевозчиков и выступить по проблемам отечественной гражданской авиации, потерявшей усилиями неизвестно как оказавшихся в числе приближенных лиц, большую часть своего мощного потенциала.

И в первую очередь полезно высказаться по предложенной к утверждению "Госпрограмме по авиастроению", не имеющей научной основы, сроков создания, серийного выпуска конкретных изделий, их привязки к реальным задачам многообразных авиационных перевозок в огромной России. Важно, наконец, услышать профессиональную оценку главной идее "Госпрограммы" - занять третью позицию на мировом рынке, когда собственный внутренний рынок на 95 процентов передан зарубежным производителям. Было бы хорошо, если бы кто-нибудь авторитетный показал верхам, что мировые авиаперевозчики комфортно переживут и без ОАКовских "прорывных" изделий, и что зарубежные компании, как минимум, обратят внимание на то, насколько "прорывные" востребованы в самой России.

По этому поводу могут что-то сказать авиторитетные российские перевозчики (Окулов - не такой). Они могут также сказать - что конкретно нужно сделать авиастроителям, чтобы отечественные самолеты стали востребованы российскими перевозчиками.

Петр Степанович показал прекрасный пример для начала настоящего профессионального разговора.

dinamit      05/12/2012 [10:08:37]#2
Спасибо Пётр Степанович !
Вопрос не только как выходить из созданной неучами ситуации, а кто эти спецы-профессионалы, кому будет довероно руководить восстановлением порушенного и поруганного, разграбленного. Новым Сердюковым, Христенкам, Реусам, Мантуровым и пр.негодяям ?

Иосиф Козий      06/12/2012 [10:08:42]#3
Уважаемый генерал армии !
Большое спасибо Вам и всем Главнокомандующим ВВС за единодушную оценку обстановки и предложения по возрождению военной авиации. Можно с уверенностью сказать о всеобщей поддержке всеми авиаторами, не только ветеранами , но и теми , кто в строю, предлагаемых рекомендаций

Иосиф Козий      06/12/2012 [20:30:43]#4
Уважаемый Петр Степанович! Душа болит и за наши авиационные училища. Хотя-бы
для ДА, ВТА, ФА, и вертолетное, Совместно с профильными ЦБП они создали бы надежную систему подготовки летного состава . В том числе и для ГА.













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgCAdLR
Автомобильные перевозки: http://perevozki.youdo.com/city/moscow/dlv/mskreg/, посетить сайт.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer